Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российской государственности проблема правового воспитания, повышения правовой культуры приобретает все большее значение. Правовое воспитание выступает в качестве важнейшего компонента правовой социализации личности и рассматривается как система мер, направленных на формирование уважительного отношения к правовым нормам, что способствует развитию у индивида позитивного восприятия права, соответствия его действий закону и в свою очередь формирует его правовую культуру. Актуальность названной темы обусловлена тем, что в настоящее время государство должно подходить к изучению процесса правового воспитания населения как к целостной системе. Для того чтобы Россия продолжала свое развитие в сторону демократизации и повышения уровня правовой культуры, требуется развитие высокого уровня правового сознания населения, прививание ей чувства ответственности за судьбу Родины, гражданственности и патриотизма.
Проблематика правового воспитания связана с уяснением ее понятия. Категория «правовое воспитание» в теории права используется, когда говорят об условиях, закономерностях, принципах и процессе формирования правосознания и правовой культуры.
Принимая во внимание непосредственную взаимосвязь правосознания и правовой культуры со всеми правовыми явлениями и позитивным правом, включая отношение к последнему со стороны членов общества, следует признать важность и принципиальность категории «правовое воспитание» для теории права. Кроме того, наиболее оптимальное и корректное теоретическое осмысление данной категории имеет принципиальное значение в области практической деятельности по формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры личности и общества. С учетом вышеизложенного полагаю, что тема работы является своевременной и актуальной.
В юридической литературе исследованию вопросов структуры правовой культуры и правового воспитания наибольшее внимание уделяли Алексеева С. С, Сальникова В.П., Тихомирова Ю.А., Туманова В.А., Яковлева А.М. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового воспитания.
Предметом исследования являются представления современных исследователей о понятии, сущности, механизме правового воспитания.
Цель работы – изучить структурные элементы, проблемы правовой культуры и правового воспитания.
Основные задачи:
1. рассмотреть правовую культуру;
2. изучить характеристику правового воспитания;
3. исследовать пробелы правового воспитания личности в современном обществе.
Для данного исследования основополагающим является описательный метод, включающий прием анализа и аналогии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Правовая культура
1.1. Понятие, структура и функции правовой культуры
Правовой культурой называется многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества .
Проблема правовой культуры привлекает внимание представителей разных наук – юриспруденции, политологии, истории, социологии, культурологии, антропологии и др. Неудивительно поэтому, что в научной литературе существует множество определений правовой культуры. Приведем для примера лишь некоторые из них.
Г.Б. Андреева и О.А. Никитина под правовой культурой понимают «совокупность правовых знаний, умений, навыков, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально активную позицию личности. Правовая культура включает в себя три основных компонента: интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический» .
«Правовая культура – это, прежде всего система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношений между личностью и правом, − пишет Д.А. Агапов. – Правовая культура определяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей. Она включает такие элементы, как культура правового сознания, культура правовых отношений, культура правовой деятельности, т.е. законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права» .
Ю.А. Зубок и В.И. Чупров дают более развернутое определение: «Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений, − пишут авторы. − Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы принципов, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Каждый из перечисленных элементов отражает различные аспекты правовой культуры, а в совокупности образуют ее структуру, в которой выделяются два уровня: во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав. Состояние правовой системы – важнейшая предпосылка и условие формирования и функционирования правовой культуры молодежи. Во-вторых, уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежной когорты» .
В более поздней работе В.И. Чупров дополнил данное определение: «Под правовой культурой в социологии понимается сложный комплекс явлений правовой жизни: правовой системы, правосознания, правоотношений, правового поведения и возможностей реализации собственных прав, − пишет В.И. Чупров. − Каждое из перечисленных явлений отражает различные аспекты правовой культуры, а в совокупности все они образуют ее структуру». Конкретизируя свое определение, автор поясняет, что «…под правовой культурой молодежи понимается совокупность правовых знаний, ценностей, установок, норм, закрепленных в ее правовом сознании в форме смыслов (значений) и реализуемых в правовом поведении, образующих определенный способ организации ее жизнедеятельности как становящегося субъекта правовых отношений» .
Несмотря на различие приведенных выше определений правовой культуры, их авторы согласны в том, что она включает в себя две основных группы элементов:
правовое сознание (правосознание) как комплекс знаний, идей, ценностей;
правовое поведение как комплекс действий, из которых возникает правовой опыт.
Без данных элементов невозможно рассмотреть сущность правовой культуры, так как культура в общем смысле этого слова формируется из определенного опыта и знаний. Эти группы элементов взаимно дополняют друг друга: правовое действие всегда осуществляется по воле правового сознания, но, в свою очередь, правосознание складывается из определенного правового опыта, то есть проявляется в осуществлении определенных правовых действий.
Таким образом, правовая культура – это специфический способ организации и развития человеческих жизнедеятельности в сфере правовых отношений, выражающийся в правовом поведении граждан, в том, как они исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и полноценно используют свои права. Правовая культура является составной частью культуры общества, отражает уровень и условия её существования, этапы цивилизованного развития человечества. В развитой демократической правовой культуре человек адекватно воспринимает правовую информацию, правильно оценивает свои и чужие действия, определяет цель и выбирает законные средства для их достижения.
Правовая культура – сложное, многогранное, многокачественное социально-правовое явление, характеризующее духовную и материальную сферы общественной жизни, выражается в высоком уровне развития правотворчества и правосознания, в эффективности реализации нормативно-правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности. О правовой культуре можно говорить, как в широком, так и в узком смысле, понимая под ней соответственно либо все ценности, созданные обществом в правовой сфере, либо характеристику отдельной личности – уровень её правосознания, уровень овладения навыками правомерного поведения, уровень правовой просвещенности и информированности .
Надо заметить, некоторые исследователи, в пример можно привести последнее определение, сущность правовой культуры видят в совокупности всех позитивных компонентов правовой деятельности, то есть она рассматривается ими, как совокупность всех ценностей, созданных человеком в сфере права. В тоже время они не относят к ней беззаконие, преступность и другие негативные явления. Нельзя, не согласится с авторами подобного взгляда в том, что правовая культура содержит в себе ценностные и позитивные элементы. Но было бы правильнее определять правовую культуру не только через них.
Правовая культура – явление многостороннее, неоднозначное, включающее в себя негативные компоненты, имеющие разрушительный характер для конкретной правовой системы и личности. Так, например, преступления, особенно если тщательно подготовлены и продуманы, направлены против важнейших ценностей правовой системы и жизни в целом. Вместе с тем, они относятся к правовой культуре, так как действуют в правовом поле и оцениваются в соответствии с правовыми принципами и нормами. Преступная субкультура неправомерным явлением, но в то же время правовым, поскольку характеризует правосознание и поведение
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаева О.В., Синякин С.В. Задачи и функции правового восприятия // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(58). – Новосибирск: СибАК, 2016.
2. Александрова О. И. Правововая культура / О.И. Александрова // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». 2018 № 2.
3. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
4. Андреева Г.Б., Никитина О.А. Формирование правовой культуры студентов: от теории к практике // Правовая культура. 2017. № 4 (31). С. 122−127.
5. Баранов А.В. Теория государства и права (схемы и комментарии) / А. В. Баранов.- М.: Москва: СИНТЕГ, 2018. – 208 с.
6. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта / Н. А. Борисов, Г. В. Брыжинская // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.
7. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации / Г. В. Брыжинская // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.
8. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ / Г. В. Брыжинская, Т. В. Худойкина // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.
9. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
10. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 224 c
11. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
12. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 432 c.
13. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: автореф. дис. … канд. юрид. наук./ Г.А. Головченко – М.: Краснодар, 2016. – 32 с.
14. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
15. Исаков В. Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / В. Исаков. - М.: Юрайт, 2016. - 715 c.
16. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления // Диссертация – М.: СПб. 2015. 165 c.
17. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.
18. Комаров, С. А. Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров С.А. - М.: Норма, 2017. - 506 c.
19. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
20. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
21. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - 776 c.
22. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2015. - 288 c.
23. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 372 c.
24. Салихова Г. С. Роль и влияние средств массовой информации на процесс правового воспитания молодежи / Г. С. Салихова // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2016. - № 2. - С.66-71.
25. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 11 (56). - С. 206-208.
26. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания / Т. В. Худойкина // Теория и практика общественного развития.- 2015.- № 21. - С. 104-106.
27. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т.В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. – 2015. – № 11 (56). – С.206–208.
28. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
29. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания / Т. В. Худойкина // Перспективы науки. - 2015. - № 11 (74). - С. 116-119.
30. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 704 с.
31. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. - М.: КноРус, 2016. - 112 c.