Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день активно развиваются электронные носители информации, вытесняющие печатную периодику с рынка.
Объектом исследования является деятельность издательского дома «Коммерсант».
Предмет данной работы - стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий.
Цель исследования заключается в изучении и описании специфики работы издательства периодики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучение литературы по теории вопроса;
2) сбор материала, сопоставление картотеки примеров;
3) исследование книжного сегмента;
4) изучение истории издательства;
5) описание издательского репертуара;
6) выявление особенностей дизайна и типографических характеристик;
7) изучение путей распространения продукции издательства, рекламных стратегий, ценовой политики.
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализа и синтеза, а также описательный, классификационный, статистический, типологический, типографический, историко-библиографический, сравнительно-сопоставительный.
Материалом исследования послужили периодические издания Издательского дома «Коммерсантъ».
Научная новизна данного исследования предопределяется тем, что в нем впервые рассматривается целесообразность существования печатной периодики в современных условиях трансформации медиасистемы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка используемой литературы. Первая Глава посвящена освещению основных теоретических положений. Во второй Главе анализируются специфика издательского репертуара Издательского дома «Коммерсант», особенности дизайна и типографических характеристик, изучаются пути распространения продукции издательства, рекламные стратегии, ценовая политика. Каждая глава завершается краткими выводами, которые суммируются в Заключении.
1 Работа редактора над стилистикой текста изданий периодической печати: общая характеристика
1.1 Типологическая характеристика периодической печати
Современный рынок печати с каждым годом открывает иные потребности общества, достигает всё более совершенных способов по их удовлетворению, пополняется новыми возможностями. Уровень информации в различных сферах жизни считается одной из основных характеристик общественного прогресса.
Опираясь на данное утверждение, можно сделать вывод о том, что непосредственно само становление нашего общества способствовало развитию до настоящего уровня тех электронно-технических средств, что на данный момент обеспечивают оперативную передачу и массовое распространение информации. Сегодня, в противовес более эффективным источникам, таким как интернет, телевидение и радио, периодическая печать все еще успешно функционирует в качестве элемента духовной культуры общества.
Понятие периодической печати включает в себя не только привычные слуху обывателя газету и журнал, но и календарь, сборник, бюллетень и другие сериальные издания, отвечающие определенным требованиям. Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» периодическим называется «сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия».
Доктор филологических наук, профессор Акопов А. И. в своих трудах указывал, что периодическим также называется печатное или электронное издание, которое имеет определенное проблемно-тематическое и функциональное направление. В России принято считать периодическим издание, выходящее от двух раз в год до ежедневного. Важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике в течение длительного времени или хотя бы в течение года [1]. Издание – это некая система с определенным набором признаков, которые важно принимать во внимание при редактировании. Основными из них можно назвать: характер информации, читательский адрес и целевое назначение издания. Кроме того, целевое назначение издания представляется наиболее важным системным признаком, так как именно исходя из целевого назначения, будь то информирование или обучение и воспитание, формируется характер информации, непосредственно содержание издания. Благодаря реализации целевой функции определяется уже выбор читателя, а соответственно и читательская аудитория.
Издание как система не изолировано, оно находится в тесной взаимосвязи с читателем, автором, редактором, художественным оформителем и т.д. Признаки издания могут присутствовать как в одном издании определенным набором, так и быть общими для группы изданий. Изданию могут быть присущи следующие системные признаки [3]:
- периодичность;
- структура издания;
- знаковая природа информации;
- характер оформления;
- состав основного текста;
- степень аналитико-синтетической обработки информации.
Знание и полный учет типологических признаков – обязательное условие для создания издания, способного эффективно выполнять свои функции.
Для того, чтобы выявить характерные устойчивые признаки издания редактор обычно прибегает к использованию типологического метода, который дает возможность идентификации и группирования признаков. Выводы на основе исследований способствуют выявлению и унификации методов редактирования, а также нахождению необходимых оценочных критериев, влияющих на этапы подготовки издания. Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н. М. Лисовским.
В изданном им в 1915 году труде «Библиография русской периодической печати 17.03.1900гг.» Лисовский отмечал, что, «поскольку периодические издания имеют некоторые особенности, относящиеся к их изготовлению, распространению и описанию, их рассмотрение и изучение можно было бы выделить в особый раздел книговедения».
Прежде всего периодические издания имеют много общего непосредственно в своем функциональном назначении – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную читателю, отражать актуальные события общественной жизни. Существенное различие между газетой и журналом заключается в характере информации и в оперативности.
Целью газеты можно назвать оперативное освещение событий. Для журнала куда более важно проанализировать случившееся, дать комментарий и оценку. В соответствии с функциями изданий, логически разнятся способы их воплощения.
Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу – статьи, обзоры, рецензии, хотя в настоящее время зачастую наблюдается смешение и взаимопроникновение жанров в зависимости от типа газеты или журнала, что определяет природу периодического издания как общественного явления.
Характер информации периодического издания, хоть и имеет общее публицистическое начало, окончательно определяется тематическим профилем и читательским адресом. Поиск своей читательской аудитории
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акопов, А. И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. [Электронный ресурс]. – URL: [https://studfiles.net/preview/4200721/] (дата обращения: 12.05.2020)
2. Антонова, С. Г., Соловьев, В. И., Ямчук, К. Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2014. – 256 с.
3. Былинский, К. И. Литературное редактирование: учеб. пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 400 с.
4. Гордиенко, Т. В. Журналистика и редактирование: учебное пособие / Т. В. Гордиенко. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
5. Евтюгина, А. А., Родионова, И. В. Функциональные стили русского языка (для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей): Учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2014. – 61 с.
6. Зори – информационный портал Северского района Краснодарского края. [Электронный ресурс]. – URL: http://xn-80adibpgbe5ajqdfe.xn--p1ai/ (дата обращения 23.05.20)
7. Кожевников, Г. В., Куприянова, Т. Г. Печатные и электронные средства информации: конспект лекций / Г. В. Кожевников, Т. Г. Куприянова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2016. – 146 с.
8. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 696 с.
9. Колесников, Н. П. Стилистика и литературное редактирование. – М.: Изд-во Март, 2014. – 191 с.
10. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 287 с.
11. Лазутина, Г. В., Распопова, С. В. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2015.
12. Марков, А. А., Молчанова, О. И., Полякова, Н. В. Теория и практика массовой информации. Учебник / под общ. ред. А. А. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 252 с.
13. Мильчин, А. Э. Методика редактирования теста. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2014. – 524 с.
14. Накорякова, К. М. Литературное редактирование. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 432с.
15. Плещенко, Т. П., Федотова, H. B., Чечет, P. Г. Стилистика и культура речи. Интepнeт-жypнaл Textologia.ru. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.textologia.ru/russkiy/stilistika/stili-rechi/osobennostipublicisticheskogo-stilya/774/?q=463&n=774 (дата обращения: 20.05.2020)
16. Пресса-онлайн. Газета Северского района Краснодарского края «Зори». Все выпуски (архив). [Электронный ресурс]. – URL: http://pressaonline.com/tabid/140/Default.aspx?aid=20f40a07-10cc-4898-a3cf4933e1f7982e&iid=240816&stage=2 (дата обращения: 25.03.2019)
17. Рябинина, Н. З. Технология редакционно-издательского процесса. –М.: Изд-во Логос, 2014. – 256 c.
18. Сбитнева, А. А. Литературное редактирование. История, теория, практика: учебное пособие / А. А. Сбитнева. – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 208 с.
19. Свитич, Л. Г., Смирнова, О. В., Ширяева, А. А., Шкондин, М. В. Содержательно-тематическая структура городских газет (контентаналитическое исследование). [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/soderzhatelno-tematicheskaya-strukturagorodskikh-gazet-kontent-analiticheskoe-issledovanie-/ (дата обращения 25.05.20)
20. Сметанина, С. И. Редактирование текстов массовой коммуникации: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 154 с.
21. Смирнова, О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. № 6.
22. Солганик, Г. Я. Язык СМИ и политика – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 953 с.
23. Соловьев, В. И., Рябинина, Н. З. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 2014. – 100 с.