Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее древних и одновременно наиболее молодых сфер научных исследований является психология исторических деятелей (князей, императоров, государственных лидеров, вождей партий и т.п.) Личность людей, которые сыграли заметную роль в истории, всегда вызывала интерес у современников и потомков всем своим психологическим, нравственным и интеллектуальным обликом, мотивами своих действий, своими прозрениями и просчетами.
Психология политиков представляет собой совсем новую область знаний. Первые попытки использовать в исследовании их личностей данные, понятийный аппарат и концепции психологии относятся ко второй половине XX в. Каждая личность и тем более личность выдающегося деятеля является целостной и уникальной. Ее целостность и уникальность скорее «улавливаются» языком, мышлением и интуицией добросовестного и объективного историка или умного и талантливого беллетриста, чем психолога, «рассекающего» целостную личность на некую сумму ее структурных компонентов и классифицирующего ее по теоретически разработанной им типологии.
Таким образом, определилась тема курсовой работы «Психолого-политический портрет Дмитрия Донского». Актуальность темы исследования связана с тем, что в последние годы политологи и психологи стали уделять значительное внимание политико-психологическому портрету исторических лидеров, поэтому представляется интересным провести анализ развития данного института на примере личности князя Дмитрия Донского.
Цель работы – составить психолого-политический портрет Дмитрия Донского.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо обозначить и решить следующие основные задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «психолого-политический портрет».
2. Определить роль личности Дмитрия Донского в истории России.
3. Составить характеристику личности русского князя.
4. Сделать выводы.
Объектом исследования является политическая и военная деятельность Дмитрия Донского.
Предмет исследования – психолого-политический портрет Дмитрия Донского.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что проблемы, затрагиваемые в ней, являются актуальными не только на сегодняшний день, но и сохранят свою актуальность в будущем, т.к. личность князя Дмитрия Донского является яркой и многогранной. У него есть чему учиться.
В данной курсовой работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели. Таким образом, используются:
- метод анализа, при котором анализируемый предмет рассматривают со всех сторон и делят на ряд составляющих;
- метод наблюдения, при котором выводы делают на основе восприятия изменений объекта исследования;
- метод сравнения, при котором информацию получают путем выявления общих и различных признаков.
Данная курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Информационной базой исследования послужили учебники и учебные пособия российских авторов, материалы из специализированных журналов и сайтов Интернета. Большой интерес и значение для оценки личности Дмитрия Донского представляют труды Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева и др.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие психолого-политического портрета
Как показывает практика, власть магическим образом приводит к изменениям в психике человека, в его отношениях с окружающими людьми. Данный вопрос подробно рассматривается в политической психологии. Юрьев А.И. утверждает, что предметом политической психологии являются свойства, состояния и процессы психики, которые модифицируются в процессе взаимодействия личности с властью [6]. Развитие данной отрасли науки в России позволяет открыть новые возможности для нетрадиционных методов анализа деятельности политической элиты.
Подобного рода методы могут быть дополнительным и довольно существенным инструментом для диагностирования и прогнозирования деятельности политиков страны. Е.В. Егорова в своей книге отмечает, что психологические способы исследования целесообразно использовать наряду с традиционным анализом в анализе процесса формирования, развития и осуществления политики и роли в ней определенных политических лидеров [13]. Такой подход даст возможность получать достаточно интересные и полезные с теоретической и с практической точек зрения результаты. Главным звеном в деятельности практического психолога по исследованию личности деятеля политической сферы выступает психодиагностика, иначе говоря, наука и практика постановки психологического диагноза [6]. Психодиагностика политических деятелей не сводится и не может сводиться только к психологическим тестам, хотя на протяжении всей истории развития психометрики психологи гордились возможностью создания и применения тестов, считая разработку методов тестирования отличительной чертой психологии и доказательством своей приверженности науке. Однако интерес к тестированию зачастую уводит в сторону от поиска подлинно научного объяснения. В качестве примера, подтверждающего сказанное, можно рассматривать быстрое развитие тестов на интеллектуальность и слабая изученность проблемы мышления.
Базовые приемы психодиагностики опираются на наблюдение за поведением политика в реальных ситуациях. Нужно выделить два типа универсальных психодиагностических подходов, с разных сторон, характеризующих личность политических лидеров [24].
1) Измерение степени выраженности соответствующих особенностей, например, личностных черт, измерительные методики. И.Г. Дубов предполагает, что сам выбор черт является универсальным, а межличностные различия связаны только с различиями в степени выраженности той или иной черты [10]. Данные методики дают возможность найти у политика акцентированные черты, но, обычно, не дают информации о природе подобных черт: устойчивы ли они, являются ли организмическими, приобретенными стилевыми, личностно-мотивационными (т.е. возведены в ранг основ Я-концепции) или преходящими реактивными состояниями.
2) Описательные методики, которые основаны основанные на ином понимании содержания психических особенностей. Считается, что психическую особенность можно охарактеризовать не степенью выраженности, а тем, что в ее содержании имеются более конкретные проявления.
Иначе говоря, при первом подходе деятельность характеризуется ее широтой, насыщенностью, уровнем внутренней или внешней направленности, а при втором подходе одной из ее характеристик служит репертуар составляющих ее действий, другой характеристикой - выбор средств для ее осуществления, третьей - обстоятельства ее протекания и т. д. [10].
Важный вопрос, который необходимо постоянно иметь в виду при включении в портрет тех или иных психологических особенностей, - являются ли данные особенности специфичными для каких-либо определенных ситуаций, а если и да, то для каких конкретно, или же данные особенности имеют кросс-ситуационный характер и проявляются в самых разнообразных ситуациях. Иначе говоря, необходимо связать психические свойства личности с политической ситуацией его жизнедеятельности, во-первых, и с его стратегией поведения в ситуации обследования - во-вторых.
Важным моментом в работе над составлением психологического портрета является его статичность или динамичность. Тут прослеживается некая аналогия с фото - и кинопортретами. Чаще всего, психодиагност старается получить как бы фотографию психологической индивидуальности - психические особенности, присущие объекту интереса в момент проведения исследования [24].
При статическом психодиагностическом замысле в неявной форме упускается из виду то очевидное положение, что для каждого человека характерно развитие, и найденные особенности через некоторое время возможно изменятся под влиянием политических и социальных факторов или под влиянием внутренних факторов. Конечно, при этом изменяются и полученные выводы «фотографического» диагностирования.
При динамическом замысле психолог интересуется не столько наличным состоянием объекта, сколько динамикой данного состояния и, по возможности, созданием прогноза его развития. Однако необходимо учитывать, что статистический и динамический подходы не вступают в антагонизм. Более того, последовательную реализацию динамического замысла невозможно реализовать без одновременной реализации статического, который служит средством для реализации первого. Кроме того, стоит учитывать, что отказ от динамичности в пользу статичности приведет к снижению практической ценности диагноза. Таким образом, важнейшим результатом психологического портрета является создание прогноза, т.е. формулировки основной тенденции развития политика [9].
Таким образом, структуру личности политического лидера, которая оказывает влияние на его политическое поведение, составляют основные блоки личностных характеристик: Я - концепция, потребностно-
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбелев С.Н. Куликовская битва по летописным данным. //Исторический формат. – 2016. – №1 (5). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulikovskaya-bitva-po-letopisnym-dannym (дата обращения: 04.06.2020).
2. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с
3. Бутрошев В. Энциклопедия Российской монархии. – М.: Издательский дом «Подкова», 2002. – 334 с.
4. Бутырская И.Г. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998. – 608 с.
5. Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования. – 2008 – № 3. – С. 139-147.
6. Гозман Л.П., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: Феникс, 2006. – 396 с.
7. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.: Книга по требованию, 2012. – 507 с.
8. Дмитрий Донской /Под редакцией А. В. Карасева, Г. И. Оськина. – М.: Военное издательство, 1950. – 245 с.
9. Дурдин Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения //Социум и власть. – 2010. – № 2. – С. 85-89.
10. Дубов И. Г., Пантелеев СР. Восприятие личности политического лидера. //Психологический журнал. – 1992. – № 6. – С. 25-34.
12. Зверев А.Л. Личностные компоненты лидерского потенциала молодого поколения обществоведческого экспертного сообщества //Полит. наука. – 2017. – № Спецвыпуск. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-komponenty-liderskogo-potentsiala-molodogo-pokoleniya-obschestvovedcheskogo-ekspertnogo-soobschestva (дата обращения: 03.06.2020).
13. Егорова Е. В. Психологические методики исследования личности политических лидеров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 455 с.
14. Иванов В. Н. Политическая социология. – М.: Норма, 2007. – 693 с.
15. Каргалов В.В. Полководцы X-XVII в.в. – М.: ДОСААФ СССР, 1989. – 346 с.
16. Китов А. И. Актуальные проблемы политической психологии //Психологический журнал. – 1985. – № 6. – С. 29-40.
17. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – СПБ.: Лениздат, 2007. – 245 с.
18. Лаврентьев А.В. Печать великого князя Дмитрия Ивановича Донского и русские фобии XIV в. //Stud. Slav. Balc. Petrop. SSBP Петербургские славянские и балканские исследования. – 2016. – №1 (19). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pechat-velikogo-knyazya-dmitriya-ivanovicha-donskogo-i-russkie-fobii-xiv-v (дата обращения: 03.06.2020).
19. Лощиц Ю. Дмитрий Донской – М.: Молодая гвардия, 2010. – 326 с.
20. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации //Полис. –2001. – № 1. – С. 94 -117.
21. Первушин М.В. Сравнительная героика: праведный Авраам и благоверный князь Дмитрий Донской //Вестник славянских культур. – 2013. – №4 (30). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-geroika-pravednyy-avraam-i-blagovernyy-knyaz-dmitriy-donskoy (дата обращения: 02.06.2020).
22. Ракитянский Н.М. Проблема психодиагностики политических лидеров //Общественные науки и современность. – 1995. – № 6. –С. 108-116.
23. Талина Г.В. Московская Русь от удельного княжества к царству: эволюция государственности сквозь призму представлений современников //Знание. Понимание. Умение. – 2015. – №2. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskaya-rus-ot-udelnogo-knyazhestva-k-tsarstvu-evolyutsiya-gosudarstvennosti-skvoz-prizmu-predstavleniy-sovremennikov (дата обращения: 04.06.2020).
24. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. – 269 с.