Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В общем понимании этика является философской дисциплиной, которая изучает мораль нравственность в общественных отношениях. С глубокой древности люди пытались обосновывать и формулировать морально-нравственные категории, применять их на практике, не только в отношениях друг с другом, семье, профессиональной деятельности. Впервые понятие этики, как
4
самостоятельного предмета философского знания было применено в эпоху античности, философами — софистами, и Аристотелем. Они считали, что морально-этические представления носят произвольный и относительный характер в отличие от природы, которая присутствует в человеке не зависимо от него.
Морально-нравственные категории, хотя и носят абстрактный характер (понятие добра, зла, счастья) формируется в конкретных исторических условиях, и обуславливаются уровнем социально-экономических отношений, развитием государственных институтов. Этическое знание включает в себя систему понятий для рассмотрения морально – нравственных отношений в их диалектическом развитии.
Как уже сообщалось именно в античный период развития человеческого общества (Древняя Греция и Древний Рим в период с 2500 г. до н.э и до 5 в н.э), этика получила свое развитие, как наука. Яркими представителями этого периода развития этического знания были Платон, Сократ, Аристотель, Сенека. Главным объектом этических исследований того времени являлось изучение моральных принципов человека через его стремление к счастью. Само же стремление к счастью рассматривалось с позиций главной добродетели человека и являлось результатом достижения человеком внутренней гармонии. Этика того времени носила во многом индивидуализируемый, абстрактный характер.
Глава 1. Профессиональная этика в системе государственной и муниципальной службы
1. Понятие и содержание профессиональной этики. Административная этика. Этика государственной и муниципальной службы. Этика государственной и муниципальной службы в системе этического знания
1.1. Понятие и виды профессиональной этики
Профессиональная этика является частью науки этики, которая изучает специфику морали, присущей определенной профессии, ее нравственные аспекты с целью понимания места этой профессии в культурно - гуманистической сфере. Эта система исторически сложившихся морально - нравственных принципов и норм, существующая в рамках определенной профессии .
По своему определению эта система содержит в себе две составные части: профессиональную и этическую. Профессиональная часть представляет собой совокупность специальных знаний, навыков и умений, необходимых для трудовой деятельности в той или иной сфере. Этическая часть содержит набор морально - нравственных ценностей и установок, применимых для создания позитивного морального облика профессионала.
Под профессионализмом понимают общественные ожидания от представителя той или иной специальности, применимо к его профессиональным навыкам и умениям. Таким образом, профессиональные и этические основания являются основополагающими факторами современной профессиональной этики. Их соотношения зависит от специфики, выполняемой профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных интересов .
5
Профессиональная этика получила свое развитие как специальная этика. Этот вид этического знания применяет общие этические принципы для решения конкретных задач в том или ином виде человеческой деятельности.
В современной российской этике для обозначения области этического знания, в последние годы активно используется термин «прикладная этика». Рост значимости прикладной этики в современном обществе осознается сегодня многими исследователями. Прикладная этика является одной из отраслей науки этики, которая занимается практическим развитием нравственных отношений в целях уточнения действующих морально - нравственных норм и создания новых подходов при конкретизации ценностей общественной морали, применяемой в различных отраслях человеческой деятельности . Основной признак прикладной этики – ее нормативный характер, выраженный в конкретизации этических правил в законах, уставах, положениях регламентирующих профессиональную деятельность.
1.2. Структура этики в системе государственной и муниципальной службы
Специфика государственной и муниципальной службы во многом строится на системе нравственных понятий и этических норм. Это связано с осуществлением широкого круга функций, подчас императивного, финансового, распорядительного характера и личностью самого чиновника, его социальным статусом, государственным обеспечением, правовой защищенностью. Территориальное устройство госслужбы, существование жесткой вертикальной иерархии деятельности, специфика оплаты труда (относительно более низкая чем в коммерческих структурах) и в то же время существование заинтересованности граждан в государственных служащих определяет структуру этических норм в этом виде профессиональной деятельности.
Вопрос о роли и месте морально - нравственных начал в системе государственного управления нельзя обойти вопрос о том, кому служат государственные служащие. Сам этот термин определяет объект служения – государство. В изменяющемся современном государстве все большее значение приобретают институты гражданского общества. А сама государственная служба становится элементом государства, но не самим государством, теряет свою сакральность, которая так важна для формирования морально - нравственных ценностей и устоев гражданской службы.
1.3. Этика государственной и муниципальной службы в системе этического знания
Этику государственной и муниципальной службы относится, как такому разделу науки, как прикладная этика. Являясь сравнительно новым разделом этики, выделяется несколько трактовок прикладной этики:
1) прикладная этика является приложением этической теории к практике;
2) прикладная этика – это профессиональная этика, которая получила свое развитие в условиях быстро меняющихся отношений в современном обществе, усложнением процессов проходящих в профессиональной деятельности;
6
3) прикладная этика исследует моральные проблемы, порожденные современным технологичным обществом;
4) прикладная этика рассматривается как стадия развития этики, которая характеризуется соединением морали с нравственной практикой общества .
Для отношения профессиональной этики государственных служащих, к темам разрабатываемые прикладной этикой наиболее актуальны, моральные вопросы разрабатываемых этическими кодексами; взаимоотношений внутри профессионального сообщества; отношений между чиновниками и обществом, чиновниками и государством.
2. Принципы, нормы и категории профессиональной этики в системе государственной и муниципальной службы. Принципы государственной службы. Влияние конституционных норм на формирование морально-этических принципов служащего.
2.1. Принципы профессиональной этики в системе государственной службы.
Профессиональные нравственные ценности являют собой одну из форм отношений между представителями определенных профессий и их взаимодействия с обществом. Они представляют разновидность духовных ценностей всего общества. К общепринятым профессиональным ценностям относят верность профессии, честность, уважение личности, трудолюбие. Содержание этих ценностей создают для специалиста представления о его поведении при осуществлении профессиональной деятельности.
Профессиональные нравственные принципы выражаются в конкретных моральных требованиях, выдвигаемых к специалисту в определенной области. Они конкретизируются в общих этических представлениях о добре и зле, долге и справедливости, чести и человеческом достоинстве.
К нравственным принципам, применительно ко всем профессиям относятся:
- принцип служения своей профессии;
- принцип уважения к закону;
- принцип гуманизма;
- принцип беспристрастности и независимости;
- принцип ответственности;
- принцип справедливости.
Фундаментальными принципами профессиональной этики являются:
- гуманизм;
- законность;
- справедливость.
К частным принципам профессиональной этики относятся:
7
1) здравый смысл;
2) целесообразность;
3) консерватизм;
4) непринужденность;
5) умение не навредить;
6) максимально высокое качество работы;
7) сохранение профессиональной тайны;
8) коллегиальность;
9) конструктивная критика;
10) гедонизм .
2.2. Принципы государственной службы и их взаимосвязь с конституционными нормами
Принципы государственной службы закреплены в ФЗ (ст.3) № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27. 05.2003 года. Согласно закону, принципы являются обязательными для государственных служащих всех уровней системы управления.
В законах о видах государственной службы имеются свои отличительные принципы.
К общим принципам государственной службы относятся:
1.1. Федерализм. Предполагает существование федеральной государственной службы и службы субъектов РФ
1.2. Законность. Деятельность государственных служащих должна подчиняться закону.
1.3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Госслужащий при выполнении своих полномочий должен соблюдать права и свободы человека, стремиться к развитию гуманности и демократизма в обществе.
1.4. Равный доступ к службе. При поступлении на государственную службу должна отсутствовать дискриминация по полу, возрасту, расе, национальности, происхождению, имущественному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям и другим факторам, не связанным с профессионально-деловыми качествами.
3. Конституционные основы профессиональной этики в системе государственной и муниципальной службы
В Конституции РФ закреплены нормы, которые представляют собой правовые явления высшего порядка. Они выражают общественное стремление к постижению в государственном устройстве и управлении идеалов добра и справедливости, уважение человеческого достоинства, прав личности. Социальные ценности закреплены в Основном законе в виде конституционных
8
принципов и обретают формально-юридическую определенность. При их восприятии гражданами отдельными социальными группами и обществом в целом развивают конституционное правосознание и правовую культуру .
Глава 2. Этико-правовое регулирование поведения государственных гражданских служащих: задачи, формы, методы
1. Нормативно-правовые акты в системе законодательства Российской Федерации, содержащие требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих
Законодатель заложил в правовых актах нравственный императив, которому должны следовать представители государственной службы. На сегодняшний день нормы, регулирующие этический аспект деятельности чиновников содержатся в целом ряде законов, указов, постановлений, предписаний. Наиболее важными из них являются Конституция, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ «О противодействии коррупции». А также указы Президента «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Указанные нормативные акты определяют ограничения и запреты, которые накладываются на лиц, несущих гражданскую службу. Помимо этого актами определены основные права и обязанности государственных чиновников и предусмотрены гарантии их профессиональной деятельности. Также в приведенных нормативных актах определены требования к служебному поведению государственных чиновников.
В связи с введением антикоррупционных стандартов в РФ вводятся в действия методические рекомендации, направленные на установление единой системы предупреждения коррупции в государственном аппарате. Данные стандарты призваны побудить чиновников к принятию и исполнению законных решений.
2. Понятие государственной службы и принципы служебного поведения государственных гражданских служащих.
2.1. Государственная служба в Российской Федерации
Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ в целях обеспечения полномочий РФ, ее субъектов, федеральных и региональных органов и должностных лиц государства и его субъектов.
Из данного определения следуют важные признаки государственной службы в РФ:
1. Государственная служба требует наличия профессионализма для соискателя государственной вакансии. Образование, навыки и умения должны соответствовать предъявляемым требованиям. Профессиональная деятельность предполагает, она для государственного служащего является
9
основной и обычно не совмещается с другой работой, следовательно, она должна соответствующим образом оплачиваться.
2.2. Моральный облик государственного служащего и роль Кодекса этики и служебного поведения государственного служащего в системе государственной службы
При исследовании морального облика государственного служащего необходимо обратиться к статистическим данным и социологическим исследованиям в этой области.
Исследования последнего десятилетия зафиксировали серьезные перемены нравственных ценностей людей. Снизилась социальная значимость труда, чувство общественного долга, честность, порядочность в отношениях межу людьми. Это во многом связано с изменениями ценностных ориентиров определяемых развитием в России капиталистических отношений. На первый план стали выходить ценности потребления, широкое распространение в массовом сознании получил культ денег.
3. Основные задачи этико-правового регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
3.1. Основные задачи этико-правового регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих
Практика показала, что принятие этических кодексов не является панацеей улучшения моральнонравственного климата в системе государственной службы. Для этого необходима общая стабилизация социально-экономической обстановки в стране. Реальное, а не мнимое реформирование всех отраслей государственной службы. В ходе реформирования необходимо принять действенные антикоррупционные законы, в том числе и с поправками в уголовном законодательстве. Ввести рычаги контроля над расходами чиновниками. Обеспечить контроль над взаимоотношениями чиновников и политиками, чиновниками и представителями бизнеса. При этом полезно изучить опыт других стран по принятию законов, не допускающих обмен между кадрами государственной службы и бизнесом .
Заключение
В данной работе на основании источников и научной литературы была сделана попытка раскрыть понятие и содержание такого специфического вида профессиональной этики как этика государственного и муниципального служащего. Профессиональная этика играет важную роль в системе государственного управления. Государственный служащий, выполняя свои функции,
10
представляет государство и от его профессиональных и морально-этических качеств зависит отношение граждан к государству как к институту в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 – № 1 (ч. 1) – Ст. 3.
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 2 июля 2013 года) // Парламентская газета от 31 мая 2003 г. № 98.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2004. – № 31. – Ст. 3215.
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 29.12.2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
6. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/184842/ (дата обращения: 15.06.2020).
7. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/198625/ (дата обращения 15.06.2020).
2. Нaучная и учебная литература
8. Абрамова, Л.П. Этика государственной службы в условиях общественных трансформаций / Л.П. Абрамова, Т.М. Варбенкова // Управленческое консультирование. — 2010. — № 2. — С. 43-57.
9. Борщевский, Г. А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 480 с.
10. Борщевский Г.А. Соотношение модели государственных служб и этики государственных служащих / Г.А. Борщевский // Коммуникология. – 2015. – с.42-62.
11
11. Васильев, А.А. Бюрократизм на государственной службе (социологический анализ) / А.А. Васильев // Среднерусский вестник общественных наук. — 2008. — № 3(8). — С.19-24.
12. Волкова, А. В. Конституционные основания этической инфраструктуры общества. Политическая экспертиза / А.В. Волкова // Политекс. — 2012. — № 8(2). — С. 215-235.
13.Мухамеджанова, В.С. Нравственно - этические аспекты профессионализма // Вестник РУДН, серия Философия. — 2013. — № 3. — С. 135-141.
14. Новикова, Ж.А. Этика государственной и муниципальной службы в структурно-логических схемах и таблицах. Учебное пособие// Ж.А. Новикова. – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2017. – 47с.
15. Омельченко, Н.А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для вузов / Н. А. Омельченко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020, – 316 с.
16. Прокофьева, С.Е. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для вузов /С.Е. Прокофьева [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. —326 с.
17. Цвык В.А. Прикладная этика в структуре этического знания // Вестник РУДН, серия Философия. — 2013. — № 3. — С. 112-124.
18.Шевердяев, С.Н. Концептуальные пробелы в системе антикоррупционного законодательства / С.Н. Шевердяев // Вестник Саратовской Юридической академии. — 2020. — № 1(132). — С. 121132.