Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Ритм современной жизни общества напрямую зависит от таких составляющих как урбанизация, глобализация и виртуализация. Расширение границ, рост городов, стремление государств к упрощению въезда на территорию иностранным гражданам способствуют динамичному развитию туризма. На сегодняшний день, в нашей стране динамика выездного туризма неуклонно растет, за последние пять лет число туристов, выехавших за рубеж, увеличилось в 3,3 раза (в 2018 году выездной туризм составил 70% от общего турпотока). Внутренний туризм по-прежнему недостаточно развит, доля принятых туристов в общем туристском потоке сократилась почти в два раза (2008 год – 30% от общего турпотока, 2018 год – 16% от общего турпотока) [4]. Данная статистика связана с тем, что развитие внутреннего и въездного туризма в России происходит неравномерно не только в связи с местной спецификой территорий, но и с организацией обслуживания и предоставления качественного сервиса.
Детский туризм на сегодняшний день является одним из самых массовых видов туризма. Основной составляющей, которая оказывает существенное влияние на уровень сервиса в детском туризме, выступает экскурсионное обслуживание. Посещая экскурсионную программу, многие группы сталкиваются с проблемой невнимательности детей и отсутствием у них интереса к программе, в результате преподавателям приходится искать альтернативу либо отказываться от экскурсионных поездок. Данный аспект в первую очередь связан с тем, что в отличие от других видов туризма, детский туризм определяется не целями поездки, а целевой аудиторией, особенностью которой является неспособность к длительной концентрации внимания на одном и том же предмете. Таким образом, динамика развития детского туризма напрямую зависит от развитости и уровня экскурсионных программ, их тематики, степени познавательности, новизны и уникальности.
Объектом исследования в работе выступают детские экскурсионные программы г. Великий Новгород.
Предметом исследования являются условия развития детских экскурсионных программ в г. Великий Новгород.
Цель работы: разработать детскую экскурсионную программу в г. Великий Новгород.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты разработки детских экскурсионных программ.
2. Рассмотреть понятие и сущность детского туризма.
3. Исследовать технологию разработки детских экскурсионных программ.
4. Проанализировать возможности г. Великий Новгород для разработки детских экскурсионных программ.
5. Разработать экскурсионную программу для младших школьников в г. Великий Новгород.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ученых в области организации туристской деятельности, работы, посвященные изучению детского туризма и экскурсионной деятельности. Проблемам организации туристской деятельности и управлению посвящены работы: И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева. Весомый вклад в изучение детского туризма внесли Н.М. Зоричева, В.П. Голованов, М.А. Морозов.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, инструктивные и методические материалы Правительства РФ, научные публикации по исследуемой тематике.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ДЕТСКИХ ПРОГРАММ ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность детского туризма
В настоящее время детский туризм является наиболее перспективным видом туризма и является наиболее устойчивым сектором рынка туристских услуг.
Согласно ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. (с изменениями от 02.03. 2016) под детским туризмом подразумевается туризм организованной группы, членами которой являются несовершеннолетние туристы, сопровождаемые руководителем, который несет обязанности их законного представителя [1].
В свою очередь, Е.А. Маслакова в определении детского туризма добавляет цели путешествия и подчеркивает возраст туристов. По мнению автора, детский туризм – это вид туризма, потребителями услуг которого выступают дети от 7 до 14 лет, путешествующие с экскурсионно-познавательными целями, с целью оздоровления и отдыха, образования в сопровождении руководителя туристской группы [12; 57] Следует отметить, что данное определение, также, как и определение, прописанное в законе, не обозначает сроков пребывания группы на маршруте, что является существенным отличием простой экскурсии от экскурсионного тура. В связи с этим, необходимо добавить информацию о ночлеге и охарактеризовать детский туризм как временные выезды организованных групп во главе с сопровождающим за пределы места проживания или страны, подразумевающий хотя бы одну ночевку с целью отдыха, оздоровления, образования и др., иными словами рассмотреть комплексный подход к подготовке обслуживания детей на маршруте, который будет учитывать их цели и интересы путешествия.
В основе каждого детского тура лежит определенная тематика, также туры отличаются по способу передвижения, по сложности, по возрастному критерию. Тематика путешествия может иметь как отдельную направленность (этнографическую, спортивную, познавательную, историческую), так и несколько направленностей одновременно. Комбинированные маршруты, сочетающие в себе несколько тематик в настоящее время наиболее привлекательны с точки зрения разностороннего развития личности ребенкa [26; 59].
Рассмотрим классификацию детского программного туризма на рисунке 1.
Согласно рисунку, детский программный туризм классифицируется по целям путешествия на:
1. Познавательный (туры экскурсионной, исторической, этнографической, географической и другой направленности).
2. Спортивный (походы, которые делятся на категорийные (определенный уровень сложности) и некатегорийные (не требующие специального уровня подготовки).
3. Рекреационный (основная цель тура – отдых).
4. Оздоровительный (основная цель – оздоровление).
По продолжительности детский программный туризм подразделяется на: продолжительный (многодневный тур); непродолжительный (одно двухдневный маршрут).
По способу организации детский программный туризм бывает плановым и самодеятельным. Следует отметить, что самодеятельный туризм включает в себя все активные виды путешествий и, как правило, организуется педагогом или родителями. При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек [26; 67]
Рисунок 1 – Классификация детского программного туризма
Согласно рисунку, детский программный туризм классифицируется по целям путешествия на:
1. Познавательный (туры экскурсионной, исторической, этнографической, географической и другой направленности).
2. Спортивный (походы, которые делятся на категорийные (определенный уровень сложности) и некатегорийные (не требующие специального уровня подготовки).
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novgorodstat.gks.ru
5. Департамент культуры и туризма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourismnov.natm.ru/documents/23.html
6. Александрова А.Ю. Статистика туризма. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 414 с.
7. Анциферова Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. – М.: ЭСКМО, 2015. – 40 с.
8. Бобкова А.Г. Безопасность туризма. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 272 с.
9. Бугорский В.П. Организация туристской индустрии. Правовые основы. – М.: Гриф УМО СПО, 2019 – 194.
10. Буткова А. Г. Основные музеи Роcсии. – М.: Кнорус. –2015. – 45 с.
11. Воронцова М. Г. Образование как фактор развития современного туризма // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2014.-N 2. - С. 68-78.
12. Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 576 с.
13. Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб.: ГЕРДА, 2016. – 208 с.
14. Горшков С.А. Экскурсоведение. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 346 с.
15. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка. – М.: Белый город, 2015. – 260 с.
16. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
17. Елкина И. Исторические памятники Великого Новгорода. – М.: ЭСКМО, 2016. – 122 с.
18. Емельянов Б. Экскурсоведение. – М.: Атриум, 2018. – 325 с.
19. Ефремова М.В. Организация туризма. – СПб: ГЕРДА, 2015. – 248 с.
20. Жинкин И. Туризм. Экскурсионные маршруты: Метод. Пособие – М.: Крокус, 2013. – 185 с.
21. Житенева С.Ю. Образовательный туризм в России. М.: Гриф УМО ВО, 2019 – 384 с.
22. Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства. Основные направления реализации турпродукта. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 304 с.
23. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник – М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с.
24. Ковалева М. Великий Новгород. Путеводитель. – М.: Фордевинд, 2016. – 125 с.
25. Кондратьев О.Г. Сохранение культурного наследия страны / О.Г. Кондратьев // Вояж. – 2018. - № 10. – С. 58-60.
26. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М.: Литера 2019, 257 с.
27. Кравченко Н. Интерактивные экскурсии как метод повышения сознания. / Н. Кравченко // Знание. – 2015. - № 7. – с.23-28.
28. Кружалин В. И. Теоретические и практические аспекты развития рекреации и туризма в России. – СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.». 2018. – 215 с.
29. Кусков А.С. Рекреационная география. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 324 с.
30. Кужель Ю.Л. География туризма: Великий Новгород. – М.: Гриф УМО ВО, 2019. – 357 с.