Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика России на сегодняшний день нестабильна, поведение покупателей, конкурентов, поставщиков, государственных органов неопределенное, что провоцирует сбои в функционировании отдельных организаций. Российские предприятия испытывают массовую неплатежеспособность, а также острую необходимость в формировании антикризисной стратегии, в данных условиях объективная оценка текущего состояния хозяйствующего субъекта становится проблематичной и выходит на первый план, особенно тенденции развития в ближайшей перспективе.
В современных условиях тема данного исследования актуальна, об этом свидетельствует растущее внимание государства к проблеме обеспечения максимальной эффективности функционирования реального сектора экономики – приоритетного звена функционирования национальной экономики.
Вся экономическая деятельность предприятия формирует устойчивость финансового положения, качество управления и, в частности, финансового управления показывает уровень финансового положения. Финансовая стратегия – одна из частей общей стратегии экономики предприятия, призвана носить по отношению к ней подчиненный характер и согласовываться с ее целями и задачами. Финансовая стратегия сама воздействует и влияет на формирование общей стратегии экономики предприятия. Это свидетельствует о том, что основной целью общей стратегии является: обеспечить высокие темпы развития экономики и повысить конкурентоспособности предприятия связано с развитием соответствующего товарного рынка.
Малые предприятия имеют меньший доступ к финансированию, чем более крупные предприятия, но финансирование все же может быть существенным фактором затрат. Финансовые стратегии направлены на снижение финансовых затрат за счет уменьшения выплачиваемых процентов и ускорения причитающихся платежей. Типичные стратегии включают стратегический план краткосрочного финансирования с меньшими затратами, чем долгосрочные обязательства, и предложение скидок за своевременную оплату. При анализе финансовой стратегии рассматриваются тенденции процентных ставок и обменные курсы, если применимо.
Цель данной работы – провести оценку сбалансированности роста и финансовой стратегии и управление ее реализацией.
Соответственно стоящей цели, предполагается решение таких задач, как:
- изучение теоретических основ разработки финансовой стратегии и сбалансированного роста в современной организации;
- проведение финансово-экономического анализа деятельности данного предприятия;
- разработка финансовой стратегии, способствующей повышению эффективности финансовой деятельности предприятия.
Объект исследования – ООО ТК «Карико». Исследуемое предприятие занимается оказанием услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом на территории Нижегородской области.
Предмет исследования – финансовое состояние ООО ТК «Карико».
При подготовке работы использованы такие методы исследования, как: экономико-статистический; аналитико-прогностический; балансовый, факторный анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РОСТА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность финансовой стратегии
Финансовая стратегия – это часть общей стратегии экономики предприятия. Она призвана подчиняться ее и соответствовать ее целям и задачам. Существуют разные подходы к интерпретации финансовой стратегии.
Можно выделить 4 основных подхода:
1. Финансовая стратегия рассматривается с содержательной стороны, когда она должна включать два компонента: целевую финансовую стратегию и финансовую стратегию, основанную на ресурсах. Под целевой финансовой стратегией понимается стратегия увеличения стоимости организации, стратегия увеличения продаж и стратегия увеличения прибыли. В свою очередь, ресурсная финансовая стратегия рассматривается как стратегия самофинансирования и стратегия финансового инвестирования [3, с. 230].
2. Несколько иначе рассматривает финансовую стратегию Литовченко В.В., который характеризует организацию, указывая на то, что она выстраивает свои стратегии (и, прежде всего, финансовые), чтобы наилучшим образом использовать рыночные возможности для увеличения прибыли на вложенный капитал, независимо от локализации таких возможностей (фирма, город, регион и т. д.), и имеет достаточный ресурсный и рыночный потенциал для этого [13, с. 194].
3. Следующий подход основан на понимании финансовой стратегии через призму действий по планированию, прогнозированию и формированию финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, в том числе необходимых для обеспечения наличия других ресурсов (кадровых, материально-технических, сырьевых, нематериальных и др.).
При таком подходе финансовая стратегия выступает в качестве инструмента управления, на основе которого формируются финансовые ресурсы для обеспечения систематической, бесперебойной и устойчивой работы [7, с. 121].
4. Другие авторы рассматривают финансовую стратегию в контексте постановки целей, т.е. финансовая стратегия становится методом и инструментом, позволяющим максимизировать экономические выгоды организации и ее владельцев в текущем, краткосрочном и долгосрочном периодах.
Основная цель финансовой стратегии – это достижение полной самодостаточности и независимости компании [2, с. 13]. Финансовая стратегия основана на определенных принципах организации и включает в себя ряд представленных функций, задач и инструментов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функции, задачи и инструменты финансовой стратегии
Финансовая стратегия организации в основном связана с получением и использованием средств. Основная цель - обеспечить адекватное и регулярное поступление средств для удовлетворения настоящих и будущих потребностей коммерческого предприятия. Финансовая стратегия имеет дело с такими областями, как финансовые ресурсы, анализ структуры затрат, оценка потенциальной прибыли, бухгалтерские функции и так далее [12, с. 10]. Иными словами, финансовая стратегия имеет дело с доступностью источников, использованием и управлением средствами.
Таким образом, анализ различных подходов по формированию финансовой стратегии организации показывает, что это одна из важнейших функциональных стратегий, поскольку позволяет достигать долгосрочных целей, поставленных высшим руководством, поскольку содержит подробную политику привлечения и использование финансовых ресурсов организации.
В настоящее время финансовая стратегия - это инструмент управления финансовыми ресурсами (таблица 1.1.1).
Таблица 1 - Инструментарий управления финансовыми ресурсами организации в рамках реализуемой финансовой стратегии [1, c.106]
№ п/п Наименование инструмента Назначение инструмента
1 Анализ финансового состояния Оценка достаточности финансовых ресурсов для самофинансирования деятельности и выявление узких мест в финансовом положении
2 Оптимизация основных и оборотных средств Оценка использования материально-технической базы, запасов, потоков финансовых ресурсов, выявление непроизводительных потерь и резервов роста
3 Распределение прибыли Ведение расчетов с собственниками и определение приоритетных направлений реинвестирования
4 Управление налогообложением Поиск направлений снижения налогового бремени за счет полного и системного учета всех налоговых обязательств и сокращения уровня излишне уплаченных налогов
5 Управление стоимостью продукции и себестоимостью производства Разработка вариативной ценовой политики и контроль себестоимости основной и иных видов деятельности с целью обеспечения планируемых показателей прибыли
6 Управление ценными бумагами Оценка потребности в дополнительной эмиссии ценных бумаг, централизация капиталов и капитализация полученной прибыли
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева Д.С., Ронова Г.Н. Финансовая стратегия: понятие и роль в развитии компании // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – 106 с.
2. Болошин Г.А. Стратегический и инновационный менеджмент в вопросах и ответах: экспресс-подготовка к экзаменам. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 350 с.
3. Борисова В.Д., Сычев П.П. финансовых стратегий российских компаний // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2018. – № 24. – С. 230-234.
4. Гельвановский М.А. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 67-77.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2017. – 468 с.
6. Гомилевская Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: учебник - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – С. 190.
7. Дударева О.В., Красникова А.В. Финансовая стратегия промышленного предприятия. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2018. – 121 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 415 с.
9. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: ЗАО Олимп – Бизнес, 2017. – 512 с.
10. Кононенко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 75-81.
11. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 157 с.
12. Лебедев В.М. Управление организацией. Правовые вопросы: учебное пособие. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – С. 80.
13. Литовченко В.В. Общее и особенное в формировании финансовых стратегий // Известия Томского политехнического университета. – 2016. – №6 (308). – С. 194.
14. Непомнящий Е.Г. Экономическая оценка инвестиций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. – 292 с.
15. Никишкин В.В. Торговый маркетинг (маркетинг розничной торговли в схемах и рисунках): Учебно-наглядное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2016. – 372 с.
16. Пласкова Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
17. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 63-77.
18. Серов В. М. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций: учебник - ИНФРА-М, 2019. – 302 с.
19. Стратегический менеджмент / под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
20. Стратегическое рыночное управление / под ред. С.Г. Божук. – М.: Юрайт, 2020. – 304 с.
21. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., Карпович О.Г. Экономический анализ: учебник - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 439 с.
22. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 14-е изд. – М.: Вильямс, 2017. – 928 с.
23. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М: Дело, 2017. – 448 с.
24. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Ловкова Е.С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие - 2-е изд., доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 250 с.
25. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 384 с.
26. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 767 с.