Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Ценностное отношение к своему здоровью и жизни как педагогическая проблема 5
1.1. Состояние здоровья современных школьников 5
1.2. Понятие ценностного отношения к здоровью и жизни 12
1.3. Структура ценностного отношения к здоровью и жизни 18
Глава 2. Исследование сформированности ценностного отношения учащихся 5-х классов к своему здоровью и жизни 26
2.1. Диагностика сформированности у учащихся 5-х классов компонентов ценностного отношения к своему здоровью 26
2.2. Рекомендации по формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время президент Российской Федерации совместно с правительством уделяет большое внимание вопросам охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни. Особое внимание власти уделяют детям и подросткам. Причины беспокойства государства понятны, например, Т. А. Янбухтин отмечает, что по данным Минздравсоцразвития РФ, доля здоровых детей к 2019 году снизилась до 34 %, а хроническую патологию сегодня имеют около 5 млн человек. В то же время отмечается рост заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 42,5%, а у подростков в возрасте от 15 до 17 лет – на 64%. Среди обучающихся образовательных учреждений почти две трети имеют различные функциональные нарушения.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности является формирование у школьников ценностного и ответственного отношения к здоровью и приоритета здорового образа жизни, что отражено в «профессиональном стандарте педагога».
В стране также наблюдается рост заболеваемости школьников, в том числе из-за искаженного и фрагментарного понимания основных элементов понятия «здоровый образ жизни» со стороны учащихся. Значительная часть обучающихся считает, что здоровый образ жизни связан только со спортом и отсутствием вредных привычек. В результате такого поверхностного восприятия школьники не имеют серьезного отношения к своему здоровью и образу жизни.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы «Сформированность у обучающихся 5-х классов ценностного отношения к своему здоровью и жизни».
Педагогическая наука накопила богатый опыт в решении проблемы укрепления здоровья школьников. Так, проблемы гигиены детей и подростков как одного из структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности отражены в работах И. А. Арнольди, М. В. Антроповой, А. О. Василенко, Н. Ф. Петровой, П. Семенченко, С. П. Шишкунова и др. Общие вопросы формирования психического, социального, духовного здоровья освещены в исследованиях О. Ф. Алексеева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Херсонская, Е. В. Гурова, И. А. Зимняя, Л. П. Ильченко, Н.В. Кузьмина, О. А. Кухтарев, проблема формирования здоровьесберегающей компетентности старшеклассников общеобразовательной школы. Проблемы физического здоровья школьников: В. Х. Аюбов, м. Е. Карамурзина, О. А. Ногаец, И. Р. Тарасенко и др.
Объектом исследования является ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и жизни.
Предметом исследования являются компоненты ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни.
Целью исследования является анализ сформированности у обучающихся 5-х классов компонентов ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Задачи:
- изучить состояние здоровья современных школьников;
- рассмотреть понятие ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- определить компоненты ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни;
- провести диагностику сформированности компонентов ценностного отношения учащихся 5-х классов к своему здоровью и жизни;
- проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации по сформированности у обучающихся 5-х классов ценностного отношения к своему здоровью.
Глава 1. Ценностное отношение к своему здоровью и жизни как педагогическая проблема
1.1. Состояние здоровья современных школьников
Обсуждение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у школьников целесообразно начать с выявления сущности таких базовых понятий, как "здоровье", "ценность", "ценностное отношение". На сегодняшний день существует более сотни различных определений понятия "здоровье". В исследовании П. И. Калью [22] анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор выделяет шесть типов существенных элементов определения здоровья:
1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье как динамическое равновесие жизненных функций организма.
3. Здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и труде.
4. Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
5. Отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его равновесием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Так, И. И. Брехман одним из первых предложил информационно – психологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека-это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость перед лицом резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [6, С. 27]. В. П. Казначеев подчеркивает, что здоровье - это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, психических и социальных потенциалов». Процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной работоспособности и активности [21, С. 55]
Здоровье взрослых и детей - это социальное богатство общества.
Здоровье объективно определяется совокупностью антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.
Существует три типа здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное.
Физическое здоровье (соматическое) является важнейшим компонентом в сложной структуре здоровья человека. Она определяется способностью организма к саморегуляции.
Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся способностью адаптироваться к различным факторам внешней среды, уровнем физического развития, физической и функциональной готовностью организма к выполнению физических нагрузок.
Содержание физического здоровья часто связывают с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как отдельных его тканей, органов, систем, так и всего организма в целом
Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основой физического здоровья являются морфофункциональные резервы клеток, тканей, органов и систем организма, обеспечивающие адаптацию организма к различным факторам.
Соматическое здоровье - это текущее состояние органов и систем организма человека. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована основными потребностями, которые доминируют в ней на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом для развития человека (формирования его соматического здоровья), а с другой стороны, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Психическое здоровье - это состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья является состояние общего психического комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние определяется потребностями биологической и социальной природы и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение основных потребностей является основой нормального психического здоровья человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационно-потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основа нравственного компонента здоровья человека определяется системой ценностей, установок и мотивов индивидуального поведения в социальной среде. Этот компонент связан с универсальными истинами добра, любви и красоты. Этот компонент во многом определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.
Институт гигиены детей и подростков использует 4 критерия для комплексной оценки состояния здоровья:
1) наличие или отсутствие хронических заболеваний на момент обследования;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс ; Киев : Здоровье, 2000. – 243 с.
2. Баранов, A.A. Основные направления укрепления здоровья детей / А.А.Баранов. // Магистр. - 2009. - № 3. - С. 24 - 29
3. Березовская Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров // Психология здоровья. – 2011. – № 3. – С. 100-110
4. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. 2005. http://www.Eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm. (дата обращения 10.09.2019).
5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. – Москва: Наука, 1990. – 494 с.
6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: МГУ,1990. – 212 с.
7. Вайнер Э. Н. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя // Здоровье детей. 2007 № 1 С. 14-20.
8. Варфоломеева Т.В., Алпатова Н.С., Мазуренко Д.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.
9. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко.—М.: Прогресс, 1990.—808 с.
10. Воднева С.Н. Проблемы охраны здоровья детей в России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000 – № 1 – С. 5-10.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2017. – 96 с.
12. Даниленко, О. И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О. И. Даниленко; под ред. Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2016. – 607 с.
13. Делор, Ж. Здоровье: скрытое сокровище / Ж. Делор. –Белград: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. – 31 с.
14. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – Москва : Педагогическое общество России, 2006. – 98 с.
15. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. –Москва : URSS, 2010. – 202 с.
16. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Г.А. Строкова. – Москва : Академия, 2008. – 352 c.
17. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 14-20.
18. Зинченко, В. П. Психологические основы здоровья/ В. П. Зинченко. – Москва: Гардарики, 2012. – 432 с.
19. Иванов, Д. А. Здоровьесберегающие технологии образования. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – Москва: АПКиПРО, 2013. – 101 с.
20. Иванов, Д. А. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогическая проблема / Д. А. Иванов. – Москва: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
21. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – М.: Кострома: Исслед. Центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006 – 59 с.
22. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988
23. Колесов Д. В. Педагогика как фактор здоровья [Текст] / Д. В. Колесов // Известия Российской академии образования. - 2001. - N 1. - С. 49
24. Кудаланова, Л. П. Структура и особенности культуры здоровья детей младшего школьного возраста / Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1. – с. 623-627.
25. Кузнецова, Н. Л. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения младших школьников: методическое пособие / Н.Л. Кузнецова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2013. – 72 с.
26. Лисицын, Ю. П. Здоровье человека - социальная ценность / Ю. П. Лисицын. – Москва: Мысль, 1988. – 358 с.
27. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов/ Ю. П. Лисицын. – Москва: Гэотар-мед, 2002. – 544 с.
28. Лядова, С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С. А. Лядова. – Барнаул, 2000. – 19 с.
29. Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), Методика «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников» (Н.С. Гаркуша) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/188/32243.php (дата обращения: 05.10.2020)
30. Митина, А. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога/ А. М. Митина. – Москва: Академия, 2015. – 362 с.
31. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 426 с.
32. Никифоров, О. В. Компетентностная составляющая и ее становление в структуре оценки подготовленности выпускников педагогического вуза: диссертация кандидата педагогических наук / О. В. Никифоров. – Москва, 2007. – 149 с.
33. Новиков, Б. И. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе / Б. И. Новиков, В. В. Федоткин ; Физкультура и здоровье студентов. – Москва: Издательство МГУ, 1988. – 48 с.
34. Павлов, С.Н. Организационно - педагогические условия формирования общественного мнения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С.Н. Павлов.- Магнитогорск, 2000. - 23 с.
35. Поддьяков, Н. Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2011.– № 9.– С. 68-75.
36. Психологический словарь: в 2 томах / сост. М. И. Еникеев. – Москва: Русский язык, 2013. Т. 2. – 739 с.
37. Равен, Дж. Валеологическая компетентность в современном обществе / Дж. Равен. – Москва: Когито-центр, 2018. – 400 с.
38. Расстянников, А. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности младших школьников: методические материалы/ А. В. Расстянников. – Москва : PER SE, 2017. – 319 с.
39. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СанктПетербург :Изд- во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
40. Резер, Т.М. Учебный процесс и здоровье учащихся / Т.М. Резер. – Минск : Издательский центр АПО, 2019. – 112 с.
41. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, C. М. Бондаренко ; – Москва : Просвещение, 1989. – 240 с.
42. Сагатовский, В. Н. Философия развивающейся гармонии / В. Н. Сагатовский. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. – 567 с.
43. Шмойлова Н. А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007 № 3 С. 50-69.