Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы объясняется требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования к личности младшего школьника, освоившего программное содержание предмета «Окружающий мир». К моменту перехода в среднее звено школы учащийся должен научиться понимать особую роль России в мировой истории; демонстрировать уважительное отношение к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе; он должен осознавать целостность окружающего мира; освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей; владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдать, записывать, измерять, проводить опыты, сравнивать, классифицировать); устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Вместе с тем учащийся младшего школьного возраста не воспринимает окружающий мир как целостность. Звуки, формы, краски, величины, протяженность и прочие параметры физического мира ему очень сложно интегрировать в целое. Ребенок этого возраста не может еще абстрагироваться от второстепенных сторон объекта, устанавливать между ними связи, искать зависимости, дифференцировать и соединять в группы: природа живая и неживая; человек и окружающие его люди; права и обязанности. Отсюда возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта и наличной ситуацией развития младших школьников. Данные обстоятельства порождают проблему: как организовать эффективное обучение на уроках окружающего мира. Представляется, что разрешить проблему можно путем использования литературных текстов. Подобрав фрагменты художественных произведений, учитель сможет оживить обычное занятие, вызвать интерес учащихся к растительному и животному миру. Написанные простым детскому сознанию языком, рассказы, стихи и сказки показывают, что мир неделим, что в природе все имеет тесные взаимосвязи.
Объект исследования – процесс организации уроков окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования – процесс организации уроков окружающего мира в начальной школе с использованием литературных текстов.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования литературных текстов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Гипотеза исследования – процесс организации уроков окружающего мира в начальной школе с использованием литературных текстов будет эффективным, если:
отбор художественных произведений осуществляется с учетом возрастного развития учащихся;
содержание отрывков согласуется с темой, стимулируя эмоциональный отклик и побуждая к познавательной активности.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) обозначить образовательный потенциал литературных текстов;
3) осмыслить возможности использования литературных текстов на уроках окружающего мира в начальной школе;
4) организовать и провести исследование, направленное на выявление уровня знаний учащихся о биологическом разнообразии; отношения к флоре и фауне; способности проявлять заботу обо всем живом.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме; обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (беседа, наблюдение, тестирование; формирующий педагогический эксперимент).
Теоретическую базу исследования составили труды Г.Н. Аквилевой, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова и др.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст является значимым периодом в жизни ребенка, потому что на этой стадии развития происходит смена образа и стиля жизни, связанных с новыми требованиями, новой ролью ученика, принципиально новым видом деятельности – учебой. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Качественно преобразуются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни, благодаря чему обеспечивается разносторонне развитие, объясняемое «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [9, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности. Проще говоря, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Одним из новообразований возраста является произвольное внимание: это фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей самостоятельной жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные дети. Восприятие детей определяется особенностями самого предмета, поэтому они осознают то, что наиболее ярко, заметно, то есть выделяется на фоне других предметов. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Эти особенности становятся менее выраженными в 3-м и тем более в 4-м классе [4].
Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет велики. Младшие школьники могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества. Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных предметных областей – математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [8, с. 20].
Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Следует уточнить, что особенность самооценки детей 7 – 10 лет заключается в том, что они пока не могут объективно взглянуть на себя со стороны. В результате просто пересказывают слова взрослых: «самооценка младших школьников представляет собой почти точное отражение оценок окружающих» [13, с. 219]. Если детей спросить, что они думают о самих себе, то наверняка можно будет услышать о преувеличенных качествах. Другими словами, самооценка на данной стадии развития «необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке» [13, с. 219]. По мере взросления младшие школьники научаются замечать какие-либо качества или черты, с помощью которых можно представить себя в выгодном свете перед ровесниками. Например, ребенок говорит, что он быстрее всех читает, бегает, складывает двухзначные числа и проч. Примечательно, что «дети этого возраста могут успешно оценивать своих товарищей, проявляя при этом объективность и критичность, однако в самостоятельной оценке себя испытывают затруднения» [13, с. 221].
В целом же школьники, обучающиеся в начальных классах, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию. Чем младше ребенок (например, когда на момент поступления ему не исполнилось и 7-ми лет), тем большую старательность он проявляет в получении положительных оценок, на что его настраивали еще в детском саду. Ориентирующиеся на такую установку, многие школьники сознательно пытаются добиться хороших оценок, что дает им возможность заслужить авторитет у товарищей. Но по мере взросления приходит осознание, что помимо старательности, нужно обладать и другими социальными качествами. И если в 1-х – 2-х классах высокий авторитет в глазах сверстников могли завоевать школьники, отличающиеся прилежанием, старательностью, стабильно высокими показателями в учебе, то к окончанию начальной школы становится важным другое: постепенно сверстники научаются видеть и ценить в себе и других качества, непосредственно не связанные с учебой.
Например, предметом гордости может быть занятие в музыкальной школе, участие в спортивных соревнованиях, посещение кружка робототехники, увлечение коллекционированием и проч. По мере взросления ребенка младшего школьного возраста он все больше требует внимания, как к личности, обладающей индивидуальными чертами. К моменту перехода в среднее звено школы происходит неясное осознание своей уникальности, непохожести, несравнимости. Именно это отличие учащийся стремится закрепить в имени: «Ценностные ориентации на имя становятся нормой