Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В эпоху информационной эры информация и знания становятся движущей силой инновационного развития общества, творческая умственная активность приобретает статус приоритетной стратегической деятельности. При таких условиях функционирования предприятия пытаются приобрести конкурентных преимуществ. Сегодня победы в конкурентной борьбе можно достичь не только за счет роста материальных активов, а за существенного повышения роли и значения нематериальных, неосязаемых физически результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому управленческое консультирование (менеджмент-консалтинг) дает возможность привлечь специфический интеллектуальный ресурс, который выступает объективной необходимостью обеспечения экономической безопасности долгосрочного стратегического развития предприятий.
Динамика современного рынка требует от бизнеса получения высоких результатов в сжатые сроки, эффективных инноваций, профессионально разработанных и внедренных изменений. Для сохранения своей жизнеспособности предприятия вынуждены постоянно эволюционировать, перестраиваться, что требует немалых усилий, знаний и умений, которые в наше время является основным источником конкурентного преимущества. Осложнения экономических процессов на современном этапе развития России вызвало необходимость передачи в товарной форме знаний, опыта и методов управленческого труда в самостоятельную сферу экономических отношений, в свою очередь способствовало образованию национальных и международных рынков консалтинговых услуг.
Необходимость повышения конкурентоспособности предприятий является импульсом для более широкого привлечения консультантов и внутренних экспертов к подготовке решений о развитии компании, укрепления стратегических позиций бизнеса. Реалии экономической жизни таковы, что на рынке выживает более гибкий, способный к быстрому реагированию на запросы среды игрок. В связи с этим институт управленческого консультирования и консалтинга актуален в настоящее время.
Цель работы – провести оценка результативности и эффективности консультирования на примере ГУП «Ленгипроинжпроект».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы управленческого консультирования;
2. Рассмотреть оценку результативности управленческого консультирования;
3. Ознакомиться с оценкой эффективности управленческого консультирования;
4. Изучить общую характеристику ГУП «Ленгипроинжпроект»;
5. Провести анализ персонала ГУП «Ленгипроинжпроект»;
6. Выполнить анализ практики использования независимого консультирования в системе управления ГУП «Ленгипроинжпроект»;
7. Провести анализ оценки результативности и эффективности консультирования в ГУП «Ленгипроинжпроект»;
8. Подготовить рекомендации по усовершенствованию системы оценки результативности и эффективности консультирования.
Объект исследования – ГУП «Ленгипроинжпроект».
Предмет исследования – анализ оценки результативности и эффективности консультирования в ГУП «Ленгипроинжпроект».
1. Теоретические основы управленческого консультирования, оценка результативности и эффективности
1.1. Теоретические основы управленческого консультирования
Управленческое консультирование (консалтинг) – это деятельность, направленная на совершенствование управленческих качеств руководителей и менеджеров компаний. Она позволяет улучшить взаимодействие руководителей фирм или отдельно взятых отделов. С её помощью можно создать наиболее эффективное управление бизнесом, что поспособствует увеличению дохода, укреплению позиций на рынке и росту лояльных клиентов или покупателей. Внедрение управленческого консалтинга в бизнес позволяет отстроиться от конкурентов, усилить преимущества компании и выйти на новый уровень.
Главная задача такой услуги – с помощью тщательного анализа бизнеса найти его слабые стороны, усилить их, а также определить возможности, будущие перспективы и разработать план по достижению поставленных целей компании.
Управленческий консалтинг состоит сразу из нескольких услуг, которые, чаще всего, оказываются комплексно. Именно комплексность помогает достичь высоких результатов.
1. Анализ бизнеса. Консультанты консалтинговой компании проводят тщательный анализ, чтобы определить существующие проблемы и установить риски, которые могут привести к банкротству.
2. Проработка плана по дальнейшему развитию компании. Создание специальной схемы, по которой в будущем будут взаимодействовать все внутренние подразделения организации и которая станет основополагающей моделью взаимодействия клиента.
3. Организация мероприятий по обмену опытом между сотрудниками руководящих должностей компании.
4. Консультации управленцев компании по реализации внедрённых планов развития и менеджеров по планам стратегического развития.
То есть, консалтинговая фирма берёт на себя всю работу по организации взаимодействий всех подразделений компании, её развитию и достижению поставленных краткосрочных или долгосрочных целей. Также к управленческому консалтингу можно отнести ряд других работ:
1. Консультации по управлению бизнесом.
2. Анализ и оптимизация организационной структуры компании.
3. Постановка бюджетирования, финансового планирования, отчётности и управленческого учёта.
4. SWOT-анализ.
5. Разработка систем оплаты и стимулирования труда.
Виды управленческого консалтинга:
1. Кадровый. Проведение работ по подбору и обучению персонала компании. Разработка, внедрение и развитие корпоративной культуры внутри организации.
2. Стратегический. Стратегическое консультирование с разносторонним анализом рынка, оценкой конкурентных преимуществ, определением финансовых рынков и созданием беспроигрышной бизнес-модели.
3. Маркетинговый. Продвижение компании и разработка маркетинговой стратегии для привлечения целевой аудитории и повышения лояльности существующих и будущих клиентов или покупателей.
4. Проектный. Проектирование системы управления компании, которое заключается в распределении ответственности сотрудников и управляющих, планировании и оптимизации коммуникаций внутри бизнеса, систематизации принятия различных решений.
К этому виду консалтинга прибегают в том случае, если замечаются изменения в бизнесе, создающие кризисные ситуации, которые могут привести к серьёзным спадам дохода и банкротству. Также такой услугой пользуются компании, у которых нет чёткой видимости будущих перспектив. В таких случаях на помощь приходят консультанты консалтинговой фирмы. Они проводят разносторонние консультации, которые помогают решить ту или иную организационную проблему.
Консультанты работают сразу по нескольким направлениям: юридическое и экономическое; финансовое и налоговое; политическое и социологическое; а также другие важные направления функционирующего бизнеса. Консультировать может как один консультант, так и сразу несколько специалистов, работающих только в своих областях. Проведя работы по всем направлениям, консультанты формулируют конкретные рекомендации по улучшению ситуации и продвижению бизнеса. Они разрабатывают стратегии общего планирования, помогают наладить контроль над работой компании и её отдельных подразделений – разделение обязанностей между сотрудниками разных звеньев.
С помощью управленческого консалтинга можно наладить управление информацией, систему принятия решений и антикризисную систему. Всё это позволяет компании начать работать максимально продуктивно, решить ряд проблем и выйти из сложной или даже кризисной ситуации, заново укрепиться на рынке, отстроиться от конкурентов, получить больше лояльных клиентов и, в следствии, повысить прибыли и достигнуть поставленных целей.
Таким образом, управленческий консалтинг направлен на решение сразу нескольких задач и проблем, которые препятствуют развитию бизнеса. И на современных высококонкурентных рынках такая услуга пользуется спросом. Ведь каждая компания хочет стать первой, урвать себе кусок побольше и расширить базу лояльных клиентов или покупателей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апенько, С.Н., Гилева, К.В. Содержание, функции и этапы коммуникационного консалтинга. Омск Журнал Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Выпуск № 4. 2019. С. 113.
2. Берченко, В.С. Особенности развития современного мирового рынка управленческого консалтинга/В.С. Берченко//Инновации и инвестиции. -2019. -№ 6. -С. 66-70.
3. Блинов, А.О. Управленческое консультирование: учебник для магистров / В.А. Дресвянников, А.О. Блинов — М. : ИТК «Дашков и К», 2017 .- 212 с.
4. Блинов, А. О. Управление изменениями : Учебник для бакалавров / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 474с.
5. Блюмин, А.М. Информационный консалтинг: Теория и практика консультирования. -Учебник для бакалавров. -М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. -364 с.
6. Васильев, Г. А., Управленческое консультирование/Г.А. Васильев. -СПб.: Питер, 2017. -178 с.
7. Григорьева, Н. Н., Организационное консультирование/Н.Н. Григорьева. -М: МГГУ, 2018. -213 с.
8. Еременко, Е. С. Управленческий аудит и консалтинг /Е. С. Еременко, Е. Н. Лищук//Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. -2019. -№ 1(4). -С. 62-74.
9. Завалько, Н.А., Эффективность управленческого консультирования//Экономика и управление народным хозяйством. -2020. -№ 4. -181-184 с.
10. Кожевина, О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов: Учебное пособие / О.В. Кожевина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 156 с.
11. Колесников, С. Н., Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием/С.Н. Колесников. -М.: Статус-Кво 97, 2019 г. -156 с.
12. Копанева, О.Н., Юмашева, Е.В. Оценка эффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (12). С. 112-117.
13. Клопотовская, П.В. Организационно-методические аспекты использования консалтинга в управлении персоналом в строительной отрасли: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Государственный университет управления. -Москва, 2017. -235 с.
14. Кузнецова, Н. В. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие/Н.В.Кузнецова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 222 с.
15. Лапыгин, Ю. Н. Основы управленческого консультирования / Лапыгин Ю.Н., — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 305 с.
16. Литвак, Б. Г. Управленческие решения. Практикум: учеб. пособие / Б. Г. Литвак. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2018. – 371с.
17. Межов, И. С. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение / Межов И.С. — Новосиб.:НГТУ, 2017. — 703 с.
18. Пахомов, Ю.В., Мингачева, Г.Р. Построение классификации услуг в сфере управленческого консультирования / Электронный научный журнал. 2018. № 2 (2). С. 642-649.
19. Пригожин, А.И. Что такое глубокое консультирование?//Консультант по управ лению. 2017. №1. С. 10-21.
20. Рагулина, Ю.В. Моделирование процессов разработки и принятия управленческого решения//Микроэкономика. 2019. Т. 2. С. 4-9.
21. Роздольская, И.В. Инновационная направленность кадрового консультирования в условиях реального экономического пространства: альтернативные способы формирования и поиск новых возможностей развития: Монография / И.В. Роздольская, М.Е. Ледовская, Н.А. Однорал. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 275 с.
22. Романова, М. В. Бизнес-планирование: Учебное пособие/Романова М. В. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 240 с.
23. Ситдикова, Л. Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг /Л. Б. Ситдикова//Юрист. -2018. -№ 6. -С. 18-21.
24. Смирнова, Е.А. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. -М.: Коммерсантъ ХХI, 2016. -С. 82-100.
25. Соколова, М. М. Управленческое консультирование: Учебное пособие / М.М. Соколова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 215 с.
26. Феофанова, Т.И. Особенности консультирования предприятий малого бизнеса//Вестник Самарского государственного экономического университета, 2012. -№ 9 (95). — С. 85 -89.
27. Чуланова, О. Л. Управленческое консультирование: Учебное пособие / О.Л. Чуланова, — 2-е изд., испр. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 202 с.
28. Шаталова, Н. И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: Уч. пос./Н.И.Шаталова, Н.А.Александрова и др.; Под ред. Н.И.Шаталовой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018-221с.
29. Щелкунова, С.А. Проблемы реализации управленческого консультирования в России / Вестник СамГУПС. 2018. № 2 (32). С. 95-97.
30. Щелкунова, С.А., Симонова, М.В. Сертификация персонала -новый уровень доверия//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. №9. (107). С. 124-127.