Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в формировании ресурсов бюджетов всех уровней Российской Федерации. Это объясняется продолжительностью проводимых реформ, основы которых были заложены еще в бюджетном законодательстве конца XX века.
Именно через бюджет, и, в частности, его налоговую составляющую, государство формирует децентрализованные фонды и влияет на них, предоставляя возможность выполнять функции, возложенные на государственные органы.
Однако в течение длительного периода ощущалась нехватка финансовых ресурсов, что приводит к дисбалансу в региональных бюджетах. В частности, проблема увеличения налоговых поступлений из бюджетов территорий в последнее время обострилась из-за обострения экономического кризиса, поэтому налоговым органам было поручено обеспечить дополнительные поступления в бюджетную систему страны.
Важно отметить, что именно благодаря налоговым поступлениям государству удается удовлетворить различные потребности своих граждан. Мировой опыт и российская практика показывают, что более 80% доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации составляют налоговые поступления, и поэтому особое внимание следует уделить именно этой группе доходов бюджета.
Все субъекты Российской Федерации сталкиваются с проблемой, связанной с нехваткой средств, необходимых для финансирования их полномочий. В связи с этим каждый регион должен поставить перед собой задачу ежеквартального увеличения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и в первую очередь стимулировать абсолютное увеличение доходов от налоговой проверки.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых таких как: А.М. Бабич, Ю. С. Долганововой, Г.Б. Поляк,
Л.М. Подъяблонской, А.С. Нешитой, А.Е. Суглобова, Ф. Х. Цапулина,
Г. В. Цветова, Н. Д. Шимширт и других.
Цель курсовой работы заключается в оценке региональных финансов и бюджета.
Задачи работы:
- отразить теоретический аспект региональных финансов и бюджета;
- провести оценку оценку региональных финансов и бюджета Нижегородской области.
Объект исследования - Нижегородская область.
Предмет исследования – финансы и бюджет Нижегородской области.
Теоретической и методологической базой исследования являются: бюджетный и налоговый кодексы, федеральные законы Российской Федерации, приказы министерства финансов России, законы Нижегородской области, а так же учебная литература по теме исследования.
Информационной базой исследования послужили официальные данные с официальных сайтов ФНС, Минфина России, Федерального казначейства и УФК по Нижегородской области, Правительства Нижегородской области.
В процессе работы применялись аналитический, статистический, сравнительный анализ, анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, обобщение и прочие общенаучные методы.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографический список.
1. Региональные финансы и бюджет: теоретический аспект
1.1. Понятие, состав, особенности формирования и направления использования
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы. Региональные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей: ресурсы бюджетов всех уровней; ресурсы субъектов хозяйствования; ресурсы внебюджетных фондов; кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур; дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции. Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе [10, с. 62].
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы – государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.
Таким образом, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами – улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций – по нормативу 100 процентов; налога на игорный бизнес – по нормативу 100 процентов; транспортного налога – по нормативу 100 процентов [13, с. 60].
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
– налога на прибыль организаций по ставке 18 процентов – по нормативу 100 процентов;
– налога на доходы физических лиц – по нормативу 70 процентов;
– акцизы, зачисляемые в соответствии с законодательством в региональные бюджеты;
– налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 процентов;
– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5 процентов;
– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 80 процентов;
– сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100 процентов;
– налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 100 процентов;
– единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30 процентов;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходы: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации; часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет; плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за пользование лесным фондом.
Безвозмездные поступления: дотации, субсидии, субвенции, прочие.
С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.
Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ: редакция от 07.04.2020 : Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: редакция от 01.04.2020: Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
3. Нижегородская область. Законы. "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 24.12.18 №142-3. - Текст: электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/465587272.
4. Нижегородская область. Законы. Закон Нижегородской области "О бюджетном процессе в Нижегородской области" от 12 сентября 2007 года № 126-З (с изм. на 04.02.2020 года). - Текст: электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/944931838.
5. Нижегородская область. Законы. Закон Нижегородской области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" от 6 декабря 2011 года № 177-З (с изм. на 03.03.2020 года). - Текст: электронный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/944928923.
6. Нижегородская область. Общая информация. Правительство Нижегородской области. - Текст: электронный. – URL: https://nn-invest.com/about/information-about-the-region.
7. Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Зарег. в Минюсте России 10.02.2014 N 31262) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). - Текст: электронный. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=326505.
8. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. Университетсуий учебник / Атаманчук Г.В. - Омега-Л., 2019. – 301 с.
9. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 314 с.
10. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов/ Бабич А.М., Павлова Л.Н. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 703 c.
11. Бородин, А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
12. Бреусова, А. Г. Оценка эффективности государственных программ // А. Г. Бреусова // Вестник Омского университета // Серия «Экономика». – 2018. - № 2. – С.128-136.
13. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
14. Воронько, М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
15. Звягинцев, П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
16. Золотарева, Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
17. Любовный, В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина. - М: Московский общественный научный фонд, 2017. – 91 с.
18. Министерство финансов Нижегородской области. Исполнения бюджета Нижегородской области за 2019 год. - Текст: электронный. – URL: http://mf.nnov.ru/files/budget/Analitika/Info_sbornik_ispolneniya_budgeta/2020/Info_sbornik_2019.pdf.
19. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 c.
20. Цветова, Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
21. Шимширт, Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 351 с.