Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Стоматологическое здоровье населения сегодня оставляет желать лучшего. Причины этому многочисленны. Например, широко указываются такие причины как избыток сахара в рационе питания, плохая экология, высокая встречаемость генетических патологий.
Вместе с тем, специалисты признают, что одним из значимых факторов является сниженный уровень стоматологического здоровья населения, несоблюдение норм гигиены полости рта, отказ от профилактического посещения врача-стоматолога.
Иными словами, актуальность темы исследования определяется важностью соблюдения гигиены полости рта и массивными проблемами в данной области в современной России.
Объект исследования: гигиеническая культура населения.
Предмет исследования: пути повышения уровня гигиенической культуры населения средствами санитарного просвещения.
Цель исследования: разработать предложения по повышению уровня гигиенической культуры населения средствами санитарного просвещения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности соблюдения гигиены полости рта населением России.
2. Охарактеризовать понятие, составные части санитарного просвещения в области стоматологии.
3. На примере ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» изучить уровень знаний и навыков студентов в области гигиены полости рта.
4. Предложить пути по снижению уровня безграмотности студентов в области гигиены полости рта.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, синтез, обобщение.
2. Практические – анкетирование, математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены сведения о гигиене полости рта, определена роль гигиены рта в здоровье человека, изучены теоретические аспекты формирования надлежащего уровня стоматологической культуры населения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно может быть применено для формирования надлежащего уровня стоматологической культуры у студентов колледжа.
ГЛАВА 1. Санитарное просвещение как способ формирования навыков гигиены полости рта
1.1. Проблема соблюдения гигиены полости рта населения России
Гигиена полости рта – это одна из самых важных составляющих стоматологического здоровья. Именно поэтому данный вопрос активно изучается.
Одними из частых объектов такого исследования выступают дети. Так, например, Маслак Е.Е. и соавторы провели открытое когортное двухлетнее проспективное исследование стоматологического статуса детей раннего возраста, на первоначальном этапе которого участвовало 140 детей в возрасте 26-34 месяцев, на последующем – 126 детей в возрасте 50-56 месяцев. Исследование показало, что 55,7% детей не получали полноценного ухода за полостью рта. Из них 17,1% детей не чистили зубы вовсе, 38,6% детей – чистили зубы нерегулярно. Лишь 44,3% детей чистили зубы регулярно. При этом 21,5% детей осуществляли уход за полостью рта 2 раза в день, а 22,8% - один раз в день [13, с. 48].
Под пристальным вниманием стоматологов находятся и дети школьного возраста. Например, Лунева Н.А. и Табатадзе В.Г. провели исследование на примере анкетирования 1951 школьника, из которых 230 детей проходили обучение по специальной образовательной стоматологической программе (контрольная группа), 935 детей прошли его ранее, но в течение последних пяти лет не обновляли свои знания (группа 1) и 786 детей не обучались по указанной программе (группа 2). По результатам анкетирования было выявлено, что два раза в день чистят зубы 83% детей контрольной группы, 58,8% детей группы 1 и 44,9% детей группы 2. Только 98,4% детей контрольной группы, 94% детей группы 1 и 62,3% детей группы 2 чистили зубы зубной щеткой и пастой, а остальные не использовали пасту. Только 81% детей контрольной группы, 59,7% детей группы 1и 58,5% детей группы 2 применяли дополнительные средства ухода за полостью рта [10, с. 11].
Исследование Сокольской О.Ю и Бимбас Е.С. местных кариесогенных факторов, связанных с гигиеной полости рта, у детей 3-10 лет на примере 38 пациентов показали, что менее 1/3 пациентов используют электрическую зубную щетку. Только 15,8% детей применяют жевательную резинку в качестве дополнительного средства ухода за полостью рта и лишь 10,5% детей используют несколько средств (флоссы, ополаскиватели). Большое число детей (29%) чистят зубы только 1 раз в день. Лишь 13,5% детей применяют стандартный метод чистки зубов, а 73,7% пациентов уделяют уходу за полостью рта менее 2 минут [16, с. 58].
Иными словами, дети раннего, младшего и среднего школьного возраста часто не соблюдают гигиену полости рта должных образом. Ведущими ошибками по уходу за полостью рта у пациентов данной возрастной группы являются:
– полное отсутствие ухода за полостью рта;
– чистка полости рта менее 2 раза в сутки;
– использование зубной щетки без зубной пасты;
– использование некачественных зубных щеток;
– игнорирование дополнительных средств ухода за полостью рта.
Активно изучается и уровень знаний в области гигиены полости рта у старших школьников, студентов. Так, Голвих А.А. и соавторы провели анкетирование 50 студентов 1 курса стоматологического факультета. В исследовании отмечено, что только 22% пациентов используют профессиональные советы стоматологов при выборе средств гигиены полости рта, а 30% респондентов доверяют свой выбор рекламе. Только 16% пациентов используют лечебно-профилактические зубные пасты, а 4% пациентов вовсе не интересуются тем, каким видом пасты чистят зубы. 64% респондентов чистят зубы 2 раза в день, 22% – один раз в день. Лишь 20% участников опроса чистят зубы по методике, рекомендуемой стоматологами, а 80% используют хаотичные движения. Несмотря на тот факт, что 92% опрошенных осведомлены о необходимости чистки языка, следуют этой рекомендации только 46% респондентов. Лишь 4% опрошенных пользуются флоссом после каждого приема пищи и 22% респондентов регулярно, т.е. ежедневно, используют ополаскиватели полости рта. Из 50 опрошенных регулярно к стоматологу обращаются только 44% опрошенных [4, с. 67].
Схожие результаты были получены в работе Чижова Ю.В. и соавтором, которыми было опрошено 133 студента КРАСГМУ в возрасте 18-22 лет. Из указанного числа пациентов только 65,6% регулярно с соблюдением необходимых рекомендаций ухаживали за полостью рта. Только 9% использовали при этом дополнительные средства ухода [17, с. 101].
Студенты медико-профилактического факультета ПГМА, чье стоматологическое здоровье было изучено Леоновой Л.Е. и соавторами, также не отличаются высоким уровнем гигиенических знаний. Так, из 50 студентов в возрасте 21-25 лет, 9% чистят зубы только 1 раз в день, 79% - два раза в день, 12% - 3 раза в день после каждого приема пищи. Из указанного числа респондентов 2% чистят зубы 30 секунд и менее, 41% - 1-2 минуты, 45% - 3-4 минуты, 12% 5-6 минут. Два раза в год меняют зубную щетку 3% опрошенных, 3-4 раза в год – 12% опрошенных, 4-6 раз в год – 85% респондентов. Такими дополнительными средствами гигиены полости рта как флосс пользуются 50% опрошенных, жевательная резинка – 36% опрошенных, ополаскиватель для полости рта – 68% опрошенных. Реже одного раза в год стоматолога посещают 68% опрошенных, один раз в год – 27% респондентов, 2 раза в год – только 5% студентов. Только 53% опрошенных прибегали к услугам стоматологов в части профессиональной гигиены полости рта [9, с. 88].
В работе Мамулян К.К. приведены сведения о результатах анкетирования 100 студентов 3-4 курса лечебного факультета СГМУ им. В.И. Разумовского. Из 100 опрошенных 27% чистят зубы 1 раз в день, 43% - два раза в день, 7% - более 2 раз в день. Флоссы и зубные ершики используют лишь 13% опрошенных, ополаскиватели – 23% опрошенных, зубочистки – 53% опрошенных. Кроме того 54% опрошенных чистят зубы до завтрака, твердую пищу (яблоки, морковь) используют в пищу часто только 38% респондентов, в целях профилактики стоматолога посещают лишь 20% студентов [11, с. 1248].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверьянов С.В., Ромейко И.В., Пупыкина Е.В. Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний// Проблемы стоматологии. – 2015. – №1. – С. 4-7.
2. Алямовский В.В., Модестов А.А., Дубинина Л.М., Кан В.В. Гигиеническое воспитание и показатели интенсивности кариеса зубов у различных групп населения Красноярского края// Сибирское медицинское обозрение. – 2007. - № 4 (45). – С. 58-61.
3. Васильев В.И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие для вузов / В.И. Васильев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Издательство Юрайт, 2020. – 386 с.
4. Гольвих А.А., Гусева К.А., Дик Л.Ю. Оценка уровня знаний по гигиене полости рта у студентов стоматологического факультета с различными типами темперамента// Смоленский медицинский альманах. – 2016. – №1. – С. 67-69.
5. Гусева О.Ю., Кердяшов И.Н. Оценка взаимосвязи гигиенического состояния полости рта у студентов СГМУ и состояния предметов
гигиены, сроков их использования// Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 10. – С. 1204.
6. Ельцова З.С., Бутвиловский А.В., Ядренцева О.В. Оценка знаний о гигиене полости рта у пациентов на приеме у врача стоматолога-ортопеда// Медицинский журнал. – 2005. - № 1 (11). – С. 42-43.
7. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие. – М.: Издательство Тонга-принт, 2001. – 216 с.
8. Лекомцева О.В. Роль стоматологического просвещения детей 7-8 лет в комплексе профилактических мероприятий / О.В. Лекомцева // Медицинский совет, 2019. – № 17. – С. 44-47.
9. Леонова Л.Е., Омарова Л.В., Кириченко Л.В., Баранников В.Г., Варанкина С.А., Хохрякова В.П. Стоматологическое здоровье студентов медико-профилактического факультета// Пермский медицинский журнал. – 2014. – т. XXXI. – №3. – С. 88-92.
10. Лунева Н.А., Табатадзе В.Г. Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников// Вестник ВолГМУ. – 2007. – № 22. – С. 11-13.
11. Мамулян К.К. Значение пищевого поведения и навыков гигиены полости рта для здоровья зубов// Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 10. – С. 1248-1250.
12. Масамова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П. Изучение стоматологического статуса, качества индивидуальной гигиены полости рта и уровня оказания стоматологической помощи у студентов города Саратова и Саратовской области// Саратовский научно-медицинский журнал. – 2009. – Т. 5. – №1. – С. 90-92.
13. Маслак Е.Е., Каменнова Е.Н., Каменнова Т.Н., Афонина И.В. Развитие кариеса зубов и гигиена полости рта у детей раннего возраста// Бюллетень. – 2010. – №1. – С. 48-51.
14. Османов С.Э. Некоторые показатели стоматологической заболеваемости у детей с умственной отсталостью// Вестник ТГУ. – 2010. – Т. 15. – Выпуск 2. – С. 694-696.
15. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / И.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.
16. Сокольская О.Ю., Бимбас Е.С. Исследование местных кариесогенных факторов, связанных с гигиеной полости рта, у детей 3-10 лет// Детская стоматология и ортодонтия. – 2013. – №1. – С. 58-62.
17. Чижов Ю.В., Бакшеева С.Л., Корякина О.С., Казанцева Т.В. Сравнительная характеристика некоторых параметров стоматологического здоровья студентов института стоматологии КРАСГМУ по данным профилактического осмотра// Сибирское медицинское обозрение. – 2013. – №5. – С. 101-103.