Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления управленческого воздействия руководителю необходимо иметь соответствующие ресурсы, в которых, наряду с формальными полномочиями, что придает должность, относятся и ресурсы, которые зависят от личности руководителя. На этом воздействии базируется эталонная, по классификации М.Мескон, форма власти. В связи с этим проблемы формирования позитивного имиджа руководителя, в котором будут отражены и подчеркнуты особые, сильные, чрезвычайные и актуальные качества менеджера, является задачей с высоким уровнем практической значимости.
Внимание к проблемам формирования имиджа руководителя в нашей стране значительно усилилась в конце двадцатого столетия. Это связано с поиском путей повышения эффективности деятельности управленцев, активизации коммуникационных процессов, необходимостью решать сложные задачи, стоящие перед менеджерами в рыночной системе хозяйствования.
Имидж руководителя выступает как структурная компонента общего корпоративного имиджа организации и один из факторов победы в конкурентной борьбе. Формирование положительного имиджа компании является весьма актуальной задачей для современных специалистов в области науки управления. Жизненно необходима потребность выделить себя, свою организацию, свой продукт среди большого количества конкурентов побуждает менеджеров сознательно и целенаправленно работать над «образом» компании в глазах представителей различных контактных аудиторий.
Положительный имидж становится все более действенным инструментом влияния на эти аудитории и инструментом реализации целей, стоящих перед компанией.
Учитывая вышеизложенное, целью данной работы является изучение особенностей и функций имиджа современного руководителя, составляющих и стадий формирования имиджа управленца.
Сущность имиджа как категории изучается на стыке наук. Активно изучающих природу, структуру и факторы формирования имиджа специалисты по менеджменту и маркетингу (например, А.Андерсон, Б.Джи, П.Дракер, Т.Бурцева,.Шкардун, Г.Фишер), социологи и политологи (С.Ананьева, А.Бинецкий, С. Лисовский), психологи (В.Лозница, А.Перелыгина, Г.Почепцов, В.Шепель).
Объектом исследования является образ руководителя организации.
Предметом исследования являются особенности и стратегии формирования успешного имиджа руководителя.
Цель исследования заключается в характеристике имиджа руководителя и его значение для успешной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие имиджа.
2. Проанализировать психологические составляющие имиджа.
3. Рассмотреть роль и место имиджа руководителя в эффективном управлении современной организации.
4. Изучить формирование имиджа руководителя.
Практическая ценность работы заключается в обобщении знаний об имидже руководителя и его значение для успешной деятельности.
В соответствии с поставленными целями и конкретными задачами исследования, определена структура работы. Она состоит из введения, глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования имиджа
1.1 Понятие и виды имиджа
С английского языка понятие «имидж» переводится как образ и вид. Нередко в литературе встречается утверждение, что имидж - это стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Так, исследователь в сфере имиджелогии и социологии управление Шепель В.М., не сводя имидж к внешности, тем не менее выводит понятие «имидж» с визуального образа, трактуя его как индивидуальный вид или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности для привлечения к себе внимания, акцентируя его на визуальной привлекательности личности, что весьма сужает трактовку имиджа . Ведь, например, в общей психологии под образом подразумевается в широком смысле субъективная картина мира или совокупность его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий, а в перцептивном процессе уделяется главное внимание исключительно процессу восприятия.
Таким образом, можно проследить, что большинство авторов при анализе имиджа, прежде всего, связывают его с представлением, образом-представлением или просто образом, что имеет характер стереотипа. Ключевыми социально-психологическими категориями здесь являются категории «образ», «представление».
С точки зрения социальной психологии имидж является разновидностью образа, и в перцептивном процессе внимание социальных психологов сосредоточено на характеристиках субъекта и объекта восприятия, которые оказываются значимыми для возникновения образа.
В социологии понятие «имидж» часто определяется через статусный образ и подается трактовка имиджа как совокупности представлений, сложившихся в общественном мысли о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
В сфере психологии, исследователь Перелыгина Е.Б. определяет понятие имиджа как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект - субъектного взаимодействия .
Автор трактует это понятие, как то, что имидж, заключая в себе понятие «образ», имеет на виду свою включенность в систему человеческой деятельности. При этом явление есть имидж не только включенным в процесс деятельности, но и создается в результате процесса деятельности, в частности в таком ее специфическом виде, как общение, что описывается как субъект - субъектное взаимодействие.
Из приведенного выше следует, то, что не следует подходить к изучению имиджа как феномена психической жизни индивида, или только как к исключительного проявления внешних по отношению к индивиду факторов. Кроме того, заслуживает внимание то, что имидж в предложенном определении охарактеризован как символический образ, и следовательно, он имеет символическую структуру, поскольку при его создании обязательно используется язык. Ведь именно со словесным отражением действительности принято связывать феномен символизма, что открывает широкий простор для различных его интерпретаций. Кроме того, всякий имидж является знаковой структурой. Эта знаковая структура сочетает в себе предметы, которые являются знаками. Если речь идет об индивидуальном имидже, то его составляющими являются все чувственно познанные проявления человека, которые создают в совокупности представление о его внешности, поведении, включая черты лица, жесты, одежду, голос, а также любые тексты, изображения и события, которые характеризуют этого человека с тех или иных сторон, информируют о его прошлом, а также дают возможность прогнозировать его будущие поступки, ценности и аттитюды.
Психологический словарь трактует понятие «имидж» как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. В этом случае стоит обратить внимание на понятие стереотипа, потому что имидж довольно часто сопоставляют с этим понятием.
Чаще всего стереотип рассматривается как весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, стремлении быстро понять смысл и сущность явления. Стереотип имеет принципиальное свойство: он одновременно является оценкой и психологической установкой. Принято считать, что оценки и наставления, как правило, аргументированные. Стереотипные же оценки и установки очень сильны и основаны, прежде всего, на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях. Отсюда не только их предвзятость, но и высокая регулирующая сила - стереотипы в значительной степени определяют поведение и отношения людей. Но стереотип отличается от имиджа, и главное различие в том, что стереотип сводит внешние подобные явления к простейшим обобщенным, а имидж фиксирует, прежде всего, их отличия между собой, противопоставляет их друг другу.
Стереотип обозначает образ, сущность которого лежит в плоскости объективного существование мира. Имидж выходит за пределы качественной определенности реальности и возникает в процессе взаимодействия человека с этой реальностью. Кроме того, стереотип в сравнении с имиджем более абстрактный и сохраняется без изменений на протяжении поколений, а имидж более гибкий, пластичный, подвижный, оперативный.
В политологии имидж выступает основной информацией о политическом субъекте или объекте. Фактор имиджа оказывает активное влияние на формирование и функционирование всей политической системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барная Н. В. Имиджелогия: учеб. пособие для дистанционного обучения / Н. В. Барная. – М.: Университет, 2016. – 217 с.
2. Блэк С. Павлик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 337 с.
3. Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – СПб.: Питер, 2016. – 98 с.
4. Дуткевич Т. В. Конфликтология с основами психологии управления: Учеб. пособ. / Т. Дуткевич. – К : Центр учебной литературы, 2015. – 456 с.
5. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании / М. Колоскова // Персонал Микс. – 2016. - № 6. – С. 23-27.
6. Кулинич И. А. Психология управления: Учеб.пособ. / И. А. Кулинич. – К.: Знания, 2015. – 292 с.
7. Масенко В.Ф. Технология создания имиджа / В.Ф. Масенко // Практическая психология и социальная работа. – К.: 2014. – 235 с.
8. Мурашко Г. И. Менеджмент персонала: Учеб. пособие / Н. И. Мурашко – К.: Знания, 2015. – 435 с.
9. Оноприенко Н. В. Имидж – фактор успешной деятельности. Проблемы и пути формирования / Н. В. Оноприенко // Маркетинг в России. – 2015. - Вып.11. – С. 48.
10. Орбан-Лембрик Л.Е. Психология управления: пособие / Л.Е. Орбан-Лембрик. – К.: Академиздат, 2014. – 568 с
11. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. – М.: Издательство «Омега-Л», 2015. – 266 с.
12. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер. Или о том, как создать свой имидж / А. Ю. Панасюк – М.: Высь, 2014. – 239 с.
13. Панфилова А. П. Имидж делового человека: учебное пособие / А. П. Панфилова. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. – 490 с.
14. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 223 с.
15. Петрова Е. А. Психология имиджа. Психология как система направлений / Е. А. Петрова // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. - Т. 9. Вып. 2. – С.72-89.
16. Поченцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Поченцов. – М.: Гардарики, 2015. – 768 с.
17. Поченцов Г .Г. Паблик рилейшнз / Г. Г. Поченцов. – М.: Гардарики, 2016. – 424 с.
18. Сорокина Г. Г. Имидж и социальный успех / Г. Г. Сорокина // Школа и производство. – 2017. - №5. – С.4-6.
19. Скрипаченко Т.В. Имидж руководителя: понятие и его применение / Т.В. Скрипаченко // Психология. Сборник научных трудов. – 2014. - Выпуск 3(10). – С.52-56.
20. Томилова М. Модель имиджа организации / М.Томилова // Менеджмент и менеджер. – 2017. - № 9. – С. 26-32.
21. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2016. – 407 с.