Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что во всех сферах современной международной системы информационная составляющая играет все более важную роль. В последние годы появилось огромное количество альтернативных средств массовой информации (например, спутниковых телеканалов - арабских AL-Jazeera, AL-Arabia, китайского CCTV, иранского Press-TV, российского Russia Today, американского CNN и др.), которые в некотором смысле являются инструментом “мягкой силы”. Как правило, это государства, которые добились определенного экономического успеха, что позволяет им претендовать на более значимую политическую роль. Одни, при этом, стремятся быть услышанными мировым сообществом, вторые, использовать ресурсы СМИ для вброса своих комментариев событийного фона, для создания нужного им определенного фона вокруг той или иной международной ситуации. Исследование соотношения сил и интересов в международной информационной сфере, возможностей участия национальных СМИ современных государств в формировании “глобальной” повестки дня актуализирует тему диссертационного исследования.
Объектом исследования является влияние национальных информационных сетей на современные международные отношения.
Предметом исследования является участие национальных новостных сетей в реализации внешнеполитической стратегии современных государств.
Целью работы является выявление особенностей СМИ как движущей силы в международной политике на примере эффекта CNN и эффекта "Аль-Джазиры".
Цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть СМИ как инструмент ведения современной политики.
2. Изучить современные СМИ как инструменты мира и конфликтов.
3. Проанализировать CNN и эффекта "Аль-Джазиры" как акторов современных международных отношений.
Теоретико-методологическая база исследования.
Под теоретической основой в данной работе выступает концепция силы в международных отношениях и рассмотрение СМИ в качестве актора международных отношений.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СМИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
1.1. СМИ как инструмент ведения современной политики
Уотергейтский скандал 1972 года стал символом краха идеальной до того времени политической системы Соединённых Штатов. Глава исполнительной власти – президент от республиканцев Ричард Никсон был пойман на шпионаже за штабом своих оппонентов из демократической партии. В отношении главы государства была запущена процедура импичмента, через которую Никсон неминуемо бы прошёл, но вовремя сложил свои полномочия. Этот случай можно считать реальным противостоянием между двумя ветвями власти. Исполнительная власть, общепризнанная, провозглашённая с самого возникновения теорий о разделении властей столкнулась с новой силой, с четвёртой ветвью власти. Действия средств массовой информации смогли привести к тому, что ветвь власти, обладающая самой крупной ресурсной базой, не смогла ничего противопоставить небольшой группе журналистов.
Именно после этих событий журналисты утвердились в качестве независимой силы, готовой бороться на равных с государственным аппаратом, но я считаю, что все эти примеры – скорее исключение из правил, чем тенденция 58 За последние 50 лет, прошедшие со времён Уотергейта произошло еще несколько крупных событий, где средства массовой информации вступали в противостояние с отдельными представителями или целыми институтами власти. Из подобных кейсов можно вспомнить вышеназванный Уотергейтский скандал, публикация в Washington post и New York Times секретной информации о вьетнамской войне в 1971 или дело De Telegraaf против Питера Ментена. Известность данных дел во многом обусловлена фильмами или сериалами по мотивам данных событий. Журналистское расследование – достаточно популярный жанр для производства кино и сериалов, которые часто тепло принимаются как критиками, так и зрителями[23].
Из примеров: Вся президентская рать, в центре внимания, секретное досье и ряд других проектов. Таким образом, в обществе позиция формируется скорее не о конкретном событии, а о его симулякре. Рассматривать СМИ как самостоятельный актор мировой политики на современном этапе невозможно. Многие причисляют WikiLeaks к феномену независимых медиа и отрицать это невозможно, но следует различать классические средства массовой информации и данный ресурс. Я бы причислил этот сайт скорее к ветке, представляющей гражданское общество, поскольку WikiLeaks является скорее платформой для публикации материалов, а не редакцией, пытающейся заниматься анализом и интерпретацией материалов. По представлению создателя WikiLeaks, Джулиана Ассанжа, WikiLeaks не СМИ, а новый тип разведывательного агентства, скорее представляет из себя неконтролируемую площадку для ведения борьбы между гражданским обществом и государством [11, 48]. На внутреннем уровне практически во всех странах мира происходит регулирование и цензурирование медиа. Причем, что интересно, государство стремится использовать для контроля не только формальные, но и неформальные институты. Страны с авторитарными политическими режимами (оценка режима осуществляется автором в соответствии с Democracy index 2018) активно используют в качестве ограничения федеральное законодательство страны.
Так в Российской Федерации действует федеральный закон «О средствах массовой информации». В тексте закона перечислен ряд ограничений при освещении и распространении материалов определенных тематик. По закону обязательна регистрация СМИ, для начала телевизионного и радиовещания необходимо получение лицензии, а медиа, имеющие регистрацию в других странах, по закону могут признаваться «иностранными агентами».
По постановлению Правительства РФ №228 в России был создан орган надзора за материалом, выпускаемым СМИ – 59 Роскомнадзор, который распространяет свое влияние на все типы СМИ (от газет до интернет-изданий) и под его контролем находится несколько предприятий, непосредственно организующих вещание. Авторитарная Китайская Народная Республика тоже использует систему законодательства для регулировки и цензуры СМИ. Как отмечает исследователь Котельников А. А., в современном китайском законодательстве не существует единого правового документа, регламентирующего деятельность СМИ, но существует целый ряд актов, которые в совокупности определяют политику Китая в этой сфере. В отдельных статьях закона, регулирующих СМИ, прописываются темы, запрещенные для освещения. Стоит отметить и широко известную политику Китая «Золотой щит». Основной задачей данного проекта является уничтожение анонимности в интернете и ограничение распространения информации, которая бы могла навредить китайской государственности. Таким образом, все материалы, появляющиеся в СМИ Поднебесной подвергаются жесткой модерации и цензуре [2].
В крупных демократических государствах властные институты прибегают к использованию не только формальных, но и неформальных институтов. Обычно они существуют в качестве независимых журналистских ассоциаций. Данный стиль регулирования (через самоцензуру производителей контента) характерен для печатных СМИ, тогда как телевидение и интернетмедиа регулируются специальными институтами и федеральным законодательством. 1 июня 1980 года произошла революция в развитии средств массовой информации. Впервые на телевизионных экранах появился новостной канал, который проводил вещание в формате 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. За несколько лет Cable News Network превратились в крупнейшего вещателя на территории Америки и получила возможность открыть свои бюро по всему миру.
Создание вещательной системы такого формата привело к тому, что роль редактора новостей была вынуждена уйти на второй план. Журналист персонально отвечал за качество выдаваемого в эфир материала, но ключевой необходимостью от корреспондента была максимально оперативная «доставка» материала в эфир. С внедрением данной парадигмы у CNN возникла и масса проблем, поскольку из-за спешки телеканал часто представлял в эфир
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браун Д. Информационные войны / Д. Браун - М.: Интерпракс, 1994. - С. 42-57.
2. Быков Д.В. «Эффект CNN» и его влияние на развитие мирового медийного пространства // Культура и образование: науч.-информ. журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 1 (24). С. 22–28.
3. Венидиктов, С. В. Медиакоммуникация в развитии евразийского пространства: стратегический ресурс интеграции: монография / С. В. Венидиктов. – Минск: БГУ, 2018. – 263 с.
4. Виниченко В. М. Феномен «Аль-Джазиры» на ближневосточном и глобальном информационных рынках // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки – 2014 - №13 (184). Выпуск 22. – С.156 – 165
5. Волковский, Н. Л. Информационные бомбы «Аль-Джазиры» / Н. Л. Волковский // Век информации. – 2018. – № 2, т. 2. – С. 210–211.
6. Гайнуллина, А. Ф. Глокализация медиапространства: коммуникативные стратегии взаимодействия глобальных и локальных трендов / А. Ф. Гайнуллина // Российская школа связей с общественностью. – 2011. – № 2, т. 2. – С. 169–173.
7. Жаринов К.Е. Терроризм и террористы / К.Е. Жаринов. - Минск: Харвест, 1999. - С. 24.
8. Запись с эфира // Insight. CNN International. - 2000. - March
9. Запись с эфира: ВВС World: Europe Direct. - 1999. - October 22.
10. К вопросу о запрете вещания «Аль-Джазиры» в Ираке [Электронный ресурс] // Военно-политическая аналитика: интернет-журнал. – Режим доступа: http://vpoanalytics. com/2013/05/15/k-voprosu-o-zaprete-veshhaniya-al-dzhaziry-v-irake/
11. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. – М.: «Высшая школа экономики», 2013 – 48 с.
12. Котельников А. А. Особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности // Вестник Забайкальского государственного университета – 2010 – с. 87 – 91.
13. Кружков В. Ю. Югославский прецедент опасен для мира // Международная жизнь. - 1999.- №10.- С.
14. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов / М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 49.
15. Маан, А. Информационная война в условиях политического кризиса на Ближнем Востоке (на примере спутникового канала «Аль-Джазира») / А. Маан // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. – 2013. – № 1. – С. 113–118
16. Минаев М. Проблематика «слабых государств» в американской аналитике // Международ. процессы. 2007. № 2. С. 86–94.
17. Отражение арабо-израильского конфликта в школьных учебниках ряда стран [Электронный ресурс] // Cdial and Insi. - Режим доступа: http://cdialog.org/?p=946&lang=ru
18. Петровский В.П. Стратегия и инструменты урегулирования конфликтов / В.П. Петровский. - М.: Дипкурьер, 2000. - С.212.
19. Пую, А. С. Арабское телевидение: от регионализации к глобализации / А. С. Пую, А. А. Садыхова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10: Журналистика. – 2012. – № 6. – С. 8–23
20. Савельева, Е. А. Медиатексты «Аль-Джазиры»: факторы консолидации или конфронтации? / Е. А. Савельева, А. В. Чернов // Вестн. Черепов. гос. ун-та. – 2015. – № 5(66). – С. 76–80.
21. Фокина В.В. СМИ как акторы мировой политики // Вестн. МГИМОУниверситета. 2013. № 1 (28). С. 61–65.
22. CNN International: Breaking news [Электронный ресурс] // Официальный сайт CNN. - Режим доступа: http://edition.cnn.com/
23. CNN Poisons Airwaves against U.S. and Israel: for Immediate Release [Электронный ресурс] // On Camera - Режим доступа: http://world.std.com/~camera
24. АР Media Industry Roundup. CNN Airs, then Edits, Graphic Videotape from Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.freedomforum.org