Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потре6ляться людьми при путешествиях, а также во время отдыха, развлечений, лечения, повышения образовательного и профессионального уровня, осуществляемых в рамках туризма. При этом транспортные услуги, входящие составной частью в содержание турпродукта, оказывают существенное влияние на его качество. Перевозки пассажиров, в том числе туристов, осуществляются различными видами транспорта воздушным, наземным, водным. Популярность или востре6ованность разных видов транспорта для туристских перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей и других факторов.
В современном мире, в то время, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. На борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный и совершенный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения.
Таким образом, авиаперевозки имеют ряд особенностей по сравнению с другим транспортным обслуживанием. Это связано, прежде всего, с зависимостью их от метеоусловий и от ландшафта местности в пунктах взлета и посадки (особенно для самолетов). Кроме того, условия эксплуатации подвижного состава заставляют выносить аэропорты за пределы населенных пунктов и требуют значительного времени для подготовки пассажиров к непосредственно перелету. Тем не менее, благодаря главному преимуществу высокой скорости доставки в дестинацию авиаперевозки составляют серьезную конкуренцию наземным и водным видам транспорта.
Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования бортовых услуг на воздушном транспорте.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучение воздушных перевозок и их классификации;
ознакомление с видами услуг, предоставляемых на борту;
изучение технологий предоставления услуг;
выявление проблем оказания бортовых услуг;
предложить ряд мероприятий по решению выявленных проблем;
экономически обосновать предложенные мероприятия.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена темпом изменения потребностей пассажиров воздушных судов, в особенности в услугах предоставляемых на борту.
Объектом курсовой работы является ПАО «Аэрофлот».
Предметом исследования являются бортовые услуги и технология их оказания.
В ходе написания курсовой работы были использованы следующие источники: различные учебно-практические пособия, статьи журналов и газет, сведения на сайтах в Интернете. Также была изучена законодательная база, касающаяся деятельности воздушных перевозчиков.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты изучения бортовых услуг на воздушном транспорте
1.1 Понятие, сущность и классификация воздушных перевозок
Рассмотрим, как классифицируются виды авиаперевозок с организационной точки зрения. Из всего разнообразия полётных схем для транспортировки пассажиров, багажа, почты и грузов можно выделить следующие категории:
регулярные рейсы (выполняются на основании долгосрочных договорённостей о графиках полётов);
нерегулярные (организация авиаперевозок происходит на основании разовых соглашений).
Графики полётов, а также иные технические параметры регулярных рейсов могут быть изменены только при взаимном согласовании между представителями стран, участвующих в договорных отношениях на тему согласования авиаперевозок.
Авиарейсы, организовываемые на основании разовых соглашений, относят к категории нерегулярных. В свою очередь, нерегулярные перевозки можно подразделить на следующие типы:
дополнительные;
специальные;
чартерные [11, с. 45].
Дополнительные полёты выполняются по тем же маршрутам, что и регулярные. Как правило, такие полёты выполняются в те же сутки, что и базовый регулярный рейс.
Специальные полёты выполняются по отдельному полётному заданию. В случае международных перелётов, маршрут специального рейса согласовывается по дипломатическому каналу.
Чартерные перевозки по своей значимости не уступают регулярным. Более 18% от общего числа грузоперевозок авиацией выполняются именно таким способом. При организации чартера происходит полная аренда самолёта, оформляемая в виде отдельного договора между авиакомпанией и заказчиком.
Из всех видов авиаперевозок, чартерные рейсы имеют наибольшее количество специальных версий:
закрытый чартер;
эфинити-чартер. Вариант рейсов, используемый, чаще всего, для доставки туристических групп;
блок-чартер. Данный вариант не совсем соответствует определению чартера, поскольку в аренду сдаётся лишь часть самолёта (или грузового отсека).
Хотя на воздушный транспорт приходится лишь малая часть мирового грузопотока, значение авиации в сфере грузоперевозок нельзя недооценивать. Авиатранспорт – самый дорогой, но и самый быстрый способ доставки грузов. Он особенно актуален в тех случаях, когда товар надо доставить в кратчайшие сроки или, если речь идет о крупногабаритном специализированном оборудовании, например, геологоразведочном. По разным характеристикам грузовые авиаперевозки делятся на несколько категорий.
По географии доставки можно выделить региональные и международные авиаперевозки грузов. Первые предполагают доставку товаров внутри одной страны из одного региона в другой. Из-за масштабов России, этот вид грузоперевозок у нас внутри страны крайне востребован. Международные авиаперевозки – это доставка из одного государства в другое с пересечением одной или нескольких границ. Так как главное преимущество воздушного транспорта – оперативность, то они используются в основном на дальних расстояниях, то есть для международных авиаперевозок грузов.
По направлению авиаперевозки разделяют на простые, попутные и сборные.
Простые или генеральные авиаперевозки – это доставка груза из пункта отправки в пункт назначения с использованием специального или регулярного рейса. Важное достоинство такой авиаперевозки грузов – оперативность [2, с. 149].
Попутные перевозки предполагают использование свободного воздушного транспорта, следующего в нужном направлении. При этом могут использоваться регулярные грузовые или пассажирские рейсы. При попутных авиаперевозках груз может один или несколько раз перегружаться по пути следования. Таким образом стоимость перевозки снижается, так как используются регулярные рейсы, но география маршрутов ограничена, а сроки доставки достаточно велики.
Сборные авиаперевозки – наиболее распространенный формат перевозки штучных и мелкосерийных грузов воздухом. Товары разных грузоотправителей при этом консолидируются на складах и отправляются по мере накопления необходимого объема/массы. Такой формат позволяет максимально снизить стоимость авиаперевозки грузов, хотя и в ущерб срокам доставки.
В зависимости от того, какие типы авиарейсов используются при транспортировке грузов, различают:
Перевозки на регулярных пассажирских рейсах. Для грузов используется багажное отделение пассажирского судна, которое, как показывает практика, редко заполняется багажом даже наполовину. Груз и его упаковку (паллеты, короба) подбирают в зависимости от конструкции самолета;
Карго авиаперевозки грузовыми рейсами. Для этого используется специализированная транспортная авиация. Рейсы здесь также регулярны, но задержки в несколько часов вполне допустимы. Главное достоинство этого формата авиаперевозок – использование специализированного транспорта, позволяющего перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Важное отличие грузовых авиарейсов от пассажирских – маршрут. Транспортная авиация обычно летает по кругосветным маршрутам, например, Санкт-Петербург – Мадрид – Лос-Анджелес – Владивосток – Казань – Санкт-Петербург; грузоперевозки чартерными рейсами. По сути это генеральная авиаперевозка груза, предполагающая аренду отдельного самолета. Это дорогое удовольствие, которое могут себе позволить только крупные компании – геологоразведчики, нефтедобытчики и подобные им заказчики.
1.2 Виды бортовых услуг, предоставляемых на воздушном транспорте
Услуги воздушной перевозки предоставляются как для пассажиров, так и для грузов – в первом случае услуга может предоставляться для пассажиров и грузов совмещенно (если самолет может принять дополнительный багаж), а во втором под воздушную грузовую перевозку выделяется отдельное средство повышенной грузоподъемности. Услуги грузовой воздушной транспортировки могут также быть выполнены с помощью вертолета.
Перевозки на специализированном судне более универсальны – конструкция современных грузовых лайнеров позволяет перевозить багаж массой до 120 тонн (в то время, как воздушная перевозка на пассажирском самолете может осуществляться для груза массой не более 20 тонн). Услуга перевозки самолетом универсальна и подходит для любых типов грузов – конструкция современных воздушных транспортных средств позволяет судам большой грузоподъемности совершать посадку практически на любом аэродроме крупного города [9, с. 63].
Услуги воздушной перевозки, совершаемые на вертолете, также ранжируются по типу транспортного средства. Вертолеты бывают пассажирские, транспортные, многоцелевые и крановые. Воздушная перевозка грузов не осуществляется только в случае использования пассажирского вертолета. Транспортные и многоцелевые (они же – грузо-пассажирские) вертолеты могут доставлять груз как в специальном отсеке (внутри грузовой кабины), так и с помощью внешней подвески. Вертолеты-краны осуществляют услугу доставки груза при высотных работах, осуществляя перевозку с помощью специальных тросов.
Воздушная перевозка осуществляется для разных типов грузов:
перевозка воздушным транспортом осуществляется для грузов и посылок, соответствующих Федеральным авиационным правилам (для внутренних российских рейсов), международным нормативным актам, а также авиационным правилам тех стран, через территорию которых пролегает маршрут перевозки;
воздушная транспортировка осуществляется для грузов, упакованных в сухой и чистый материал (для опасных и других специальных грузов существуют дополнительные правила упаковки или закрепления внутри бокса для минимизации опасности взрыва, возгорания или повреждения);
воздушная перевозка осуществляется для грузов размером не более 2м в длину, 1м в ширину, 0,8м высотой и массой не более 80кг (другие грузы проходят по категории специальных, для них действует особый режим перевозки).
Также некоторые материалы требуют особых разрешений, выдаваемых государственными органами. Услуги перевозки для таких типов грузов оказываются с учетом типа груза. В числу материалов, воздушная перевозка которых возможна только со специальными документами, относятся:
лекарственные средства, медицинское оборудование, а также все виды наркотических средств;
горючие смеси и легковоспламеняющиеся вещества;
ядовитые вещества;
взрывчатые вещества;
оружие и боеприпасы;
почтовые марки и ценные бумаги;
денежные знаки (в том числе, ненастоящие);
животные и некоторые виды растений;
органы человека и др. [10, с. 60]
Перевозки выполняются только для грузов, надежно упакованных во избежание повреждения либо самого содержимого посылки, либо транспортного средства. Поэтому к воздушной отправке допускаются только те грузы, упаковка которых подходит под следующие критерии:
упаковка не должна иметь повреждений;
тара должна обеспечить надежное крепление груза на борту при перевозке;
бокс для посылки с объявленной ценностью должен быть опломбирован;
упаковка должна иметь специальную маркировку, в которую занесены данные аэропорта отправления и аэропорта назначения, номера транспортной накладной и номер груза, а также другие необходимые данные (например, о типе груза);
воздушная перевозка скоропортящихся и опасных грузов осуществляется только при наличии и предоставлении документов о безопасности содержимого груза для экипажа и борта (а также для пассажиров в случае совмещенной перевозки);
перевозки животных осуществляются в надежной таре, свойства которой не приведут к свободному хождению животного по отсеку или испугу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Доступная среда для инвалидов на транспорте: учебник; под ред. И.В. Карапетянц. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 231 c.
2. История транспорта России: учебник; под ред. Т.Л. Пашковой. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 380 c.
3. Маркетинг на транспорте: Учебник для вузов / А.П. Абрамов, В.Г. Галабурда, Е.А. Иванова; под ред. В.Г. Галабурды. – М.: ИПК «Желдориздат», 2018. – 329 c.
4. Общий курс транспорта: учеб. пособие / Т.Н. Каликина [и др.]. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 216 c.
5. Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта): учебник / Е.М. Зоркова. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 188 c.
6. Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта): Методическое пособие / Э. Р. Шаипова. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 81 c.
7. Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров: Методическое пособие / С. А. Воронина. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 72 c.
8. Организация пассажирских перевозок: учебник / А.Г. Котенко, Е.А. Макарова, И.Н. Шутов; под ред. А.Г. Котенко и Е.А. Макаровой. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 136 c.
9. Пассажирские перевозки. Пособие для проводника пассажирского вагона: Учебное пособие для образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку / В.Н. Семищенко. – М.: Издательство «Маршрут», 2015. – 379 c.
10. Поведение потребителей на транспортном рынке : учеб. пособие / Ю.И. Соколов, И.М. Лавров. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 222 c.
11. Транспортный маркетинг / В.Г. Галабурда [и др.]. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2020. – 472 c.
12. Управление качеством транспортного обслуживания: учебник / Ю.И. Соколов, Е.А. Иванова, И.М. Лавров. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 275 c.
13. Управление транспортной системой: учебник / В.Г. Галабурда, Ю.И. Соколов, Н.В. Королькова; под ред. В.Г. Галабурды. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 343 c.
14. Управление качеством пассажирских перевозок: Монография / Е.А. Иванова. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 112 c.
15. Экономика отрасли: учеб. пособие / В.П. Талдыкин. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 544 c.