Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос обеспечения жильем является одной из актуальных проблем всех граждан Российской Федерации. Количество людей, с каждым годом, которые нуждаются в том, чтобы улучшить жилищные условия возрастает. Так как Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, то одной из его задач является обеспечение реализации гражданами права на получение жилья. Улучшение жилищных условий напрямую влияет и на демографическую обстановку в стране: на рождаемость, на продолжительность жизни граждан и прочее.
На основании статьи 40 Конституции РФ «каждый гражданин имеет право на жилище». Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления обязаны создавать все необходимые условия для того, чтобы существовала возможность для реализации установленного права на жилище в полном объеме. Также органы государственной власти и органы местного самоуправления перед всеми гражданами, которые участвуют в жилищных отношениях, несут полную ответственность за реализацию указанного вопроса. Приватизация жилых помещений занимает одно из основных мест в системе способов возникновения права собственности у граждан Российской Федерации на жилые помещения. Учитывая значимость приватизации жилых помещений, как способа приобретения права собственности на них, рассмотрение данной темы, представляется актуальным и имеет большое теоретическое и практическое значение.
В правовой науке проблемы приватизации жилых помещений исследовались многими авторами, в частности, Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало, Н.В. Гориной, С.М. Корнеевым, С.В. Николюкиным, П.И. Седугиным, В.Н. Симоновым, Е.А. Сухановым, Ю.К. Толстым и многими другими.
Однако, некоторые вопросы не получили однозначного разрешения в доктрине гражданского права. Дискуссионный характер носит вопрос, связанный с понятием приватизации жилых помещений.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, возникающие в сфере приватизации жилищного фонда.
Предмет исследования образуют нормы права, регламентирующие приватизацию жилищного фонда.
Цель курсовой работы – анализ приватизации жилищного фонда.
Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
– раскрыть понятие приватизации жилищного фонда;
– исследовать историю развития приватизации жилищного фонда в РФ;
– проанализировать нормативно-правовые основы регулирования приватизации жилищного фонда;
– рассмотреть порядок приватизации;
– охарактеризовать защиту прав граждан при приватизации жилищного фонда в РФ.
При написании работы использовались общенаучные и частно-научные методы, применяемые в юриспруденции: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический, обобщения судебной практики, анализ, синтез, и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: Ю.С. Гришанова, О.А. Смирнова, В.Э. Щербина, Н.И. Моисеева, П.А. Полякова, А.С. Аржанова, Е.В. Фролкова, Р.Е. Адонин, К.В. Бессмертных и др.
Нормативно-правовой базой являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена характером поставленной цели, логикой изложения материала, является отражением поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации жилищного фонда
1.1. Понятие приватизации жилищного фонда
Приватизация жилых помещений является относительно новым правовым институтом в современной России. Советский режим, провозглашение государственной и коллективной собственности нанесли свой отпечаток на формирование частной собственности граждан. Конституция Российской Федерации в ст. 8 закрепляет положение о том, что в нашей стране равным образом признаются и защищаются и государственная, и муниципальная, и частная форма собственности.
Юридически, приватизация началась с 1991 года, после принятия Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» . Итак, под приватизацией законодатель понимает «бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений».
Из определения мы уже можем вывод о том, что приватизация – является одним из оснований возникновения права собственности. Однако, на наш взгляд, следует более точно и полно изучить данный факт.
Начать следует с того, что, приватизация является юридическим фактом, а именно – действием. Н.И. Моисеева в своей работе довольно понятно описывает классификацию юридических фактов в жилищных правоотношениях . Так, приватизацию по своей сущности можно отнести к правопорождающим и двусторонним действиям.
В элементы приватизации обязательно включаются ее принципы, поскольку они считаются базисными и основополагающими. В юридической и учебной литературе наиболее часто выделяются следующие принципы приватизации:
Во-первых, единоразовость или однократность. На наш взгляд, законодатель вполне справедливо закрепил в законе положение о том, что каждый гражданин Российской Федерации лишь раз в жизни имеет право на приватизацию. Исключение составляют лишь несовершеннолетние, участвовавшие в приватизации до достижения 18 лет. Данное положение, по нашему мнению, обеспечивает равенство между всеми гражданами России в сфере приватизации.
Второй принцип – безвозмездность. При приватизации заключается договор передачи жилого помещения, в котором отсутствует такая важная составляющая, как цена. Это обусловлено тем, что передача жилых помещений в частную собственность проводится, хотя и однократно, но, тем не менее, бесплатно, но право собственности на жилье все равно переходит. Это и отличает приватизацию от, например, договора купли-продажи .
Следующим принципом является добровольность. Как мы замечали ранее, приватизация – акт двусторонний, это означает, что в случае принятия государством в лице уполномоченных органов решения о безвозмездной передаче жилых помещений, решающим будет все же согласие самих граждан на «принятие» права собственности.
Помимо указанных нами и часто встречающихся принципов приватизации, мы можем также привести в пример принципы, составляющие основу работы И.В. Смирновой. Сюда относятся принципы публичности, равенство граждан в правах на приватизацию, открытость в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, анализ действующего российского законодательства в области приватизации жилья, а также доктринальных источников по исследуемой теме позволяет сформулировать общее определение приватизации жилых помещений.
Так, приватизация жилья – это передача имущества, непосредственно жилых помещений, из публичной собственности (государственной или муниципальной), в частную собственность на условиях и в порядке установленных федеральным законодательством.
1.2. История развития приватизации жилищного фонда в РФ
Приватизация в России стала одним из способов разгосударствления экономики и перехода к созданию рыночной экономики. Единого мнения о том, когда началась приватизация в нашей стране, нет. Большинство исследователей связывают ее начало с изменениями, происходившими в стране с середины 80-х гг. XX века. Этот этап получил название «ползучей», или «свободной», приватизации. В этот период экономические отношения, характерные для приватизации, фактически существовали, но нормами права урегулированы не были. Закон о приватизации был принят в июле 1991 года. Для его реализации были созданы две государственные структуры: Российский фонд государственного имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом (главой комитета с ноября 1991 года был назначен А. Чубайс). В подготовке каждого этапа приватизации участвовали специалисты Всемирного банка, за связь с