Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития российской экономики в современных, нелегких условиях сейчас особенно актуальна. Ввиду известных условий (действие санкций, запрет на экспорт отдельных товаров в конкретные страны) статьи расходов на некоторые важные сферы жизни государство вынуждено сокращать.
Решением этой проблемы видится необходимость поиска новых путей развития экономики. Любое современное государство обладает рядом социальных обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является пенсионное обеспечение. Социальная значимость пенсионной системы неоспорима, так как она задевает жизненно важные интересы практически всех граждан страны.
В Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Необходимым социальным условием функционирования пенсионной системы является уверенность граждан в своей обеспеченной старости, в выполнении государством своих обязательств перед гражданами в том, что по достижении работающими определенного пенсионного возраста они имеют право на замену заработной платы пенсией. В частности, всем неработающим пенсионерам в России гарантируется пенсионное обеспечение не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.
Достигается это за счёт социальной доплаты к пенсии, которая компенсирует разрыв, если общая сумма пенсионных и социальных выплат пенсионеру оказывается ниже прожиточного минимума пенсионера.
Последний ежегодно увеличивается и устанавливается в целом по стране и для каждого субъекта в отдельности. Выплачивает социальную доплату к пенсии либо Пенсионный фонд России, либо органы социальной защиты населения субъектов.
В результате перехода к рыночным отношениям финансовая система России претерпела существенные изменения, в рамках которой финансовые средства государственной пенсионной системы были сконцентрированы в самостоятельном внебюджетном фонде, а именно – в Пенсионном фонде РФ.
На сегодняшний день Пенсионный фонд является самым крупным по объему аккумулируемых и распределяемых финансовых ресурсов внебюджетным фондом российской экономики. На его долю приходится 75 % средств внебюджетных социальных фондов, а общий бюджет Пенсионных Фондов составляет примерно треть федерального бюджета РФ. Создание Пенсионного фонда РФ (ПФР) позволило осуществить переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных исследователей по проблемам эволюции и деятельности пенсионного обеспечения на современном этапе. Теоретические основы эволюции пенсионного фонда изучены такими исследователями, как И. Богатый, Э.П. Давыдова, Т.М. Малеева, О. В. Синявская и др.
Цель работы - анализировать деятельность Пенсионного фонда РФ и пути совершенствования организации его деятельности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
исследовать сущность и задачи Пенсионного фонда РФ;
выявить проблемы Пенсионного фонда РФ на современном этапе;
представить перспективы развития Пенсионного фонда РФ.
Объектом работы является Пенсионный фонд РФ.
В качестве предмета исследования выступают финансовые аспекты Пенсионного фонда РФ.
В процессе написания работы применялись общенаучные, историко–правовой, сравнительно–правовой, формально–логический и системно–структурный методы, синтез теоретического и практического материала, на основе которой проведен комплексный анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Сущность, цели и задачи Пенсионного фонда РФ
Эффективность финансового обеспечения пенсионной системы является показателем уровня жизни лиц пенсионного и предпенсионного возраста, стимулом к продолжению активной жизнедеятельности, показателем конкурентоспособности национальных стратегий социально-экономического развития.
Наиболее результативными реформами, на наш взгляд, следует считать преобразования, которые позволяют запустить механизмы, четко учитывающие такие факторы, как средняя продолжительность жизни населения в абсолютном выражении, продолжительность жизни до и после выхода на пенсию, возраст выхода на пенсию, и соотносить эти показатели с размером активов и обязательств бюджетной системы по выплате пенсий.
На преобразования современной отечественной пенсионной системы, повышение ее устойчивости и эффективности определяющее воздействие оказывают демографические и социально-экономические факторы: несоответствие роста реальной зарплаты и уровня инфляции, пресс демографической нагрузки, низкая производительность труда при высокой его интенсивности.
Данные детерминанты влияют на определение затрат трудовых ресурсов в зависимости от численности трудоспособных и застрахованных лиц, объема страховых взносов, поступающих в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, и вызывают необходимость совершенствования финансовых ресурсов, институтов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в условиях цифровизации, что определило актуальность проведенного исследования. Его цель заключается в том, чтобы сформулировать предложения, реализация которых позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ [22, с. 11].
Центральным финансово-институциональным звеном системы как пенсионного обеспечения, так и всего государственного социального страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Денежные средства обязательного пенсионного страхования аккумулируются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка РФ. Источниками доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, иные источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Сегодня пенсионное обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, предусмотренного в нашей стране.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 1.10.2019) // Российская газета. – 2001. – 21 декабря.
3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (ред. от 3.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – ст. 3028.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 1.10.2019) / Российская газета. – 2013. – № 296.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424–ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 3.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6989.
6. Алексеева, М.Н. Накопительная составляющая пенсионной системы в 2018 году / М.Н. Алексеева // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2018. – № 11. – С. 23-25.
7. Аслаханова, А.С. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития / А.С. Аслоханова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – №. 34. – С. 14-22.
8. Богатый, И. Выбор варианта пенсионного обеспечения / И. Богатый // Практический бухгалтерский учет. – 2017. – № 3. – С. 42-48.
9. Булин, Д. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее / Д. Булин // Российская газета. – 2019. – № 62. – C. 56-58.
10. Давыдова, Э.П. Добровольные взносы в пенсионный фонд: обязанности работодателя / Э.П. Давыдова // Консультант бухгалтера. – 2017. – № 6. – С. 19-21.
11. Заболонкова, О. Изменения в пенсионном законодательстве / О. Заболонкова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2019. – № 2, 3. – С. 12-14.
12. Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2019. – № 5. – С. 14–20.
13. Мальцев, Д.Б. Инвестирование средств пенсионных накоплений в современных условиях / Д.Б. Мальцев // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 4. – С. 32-38.
14. Миронова, Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – №7. – С. 114-117.
15. Мамий, Е.А. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации / Е.А. Мамий, А.В. Новиков // Финансы и кредит. – 2019. – №19 (595). – С. 120-126.
16. Нагога, М. Пенсионная система: большая перемена / М. Нагога // Бюджет. – 2017. – № 2. – С. 8.
17. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru.
18. Официальный сайт Банк развития (ВЭБ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru.
19. Полякова, А.Г. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности / А.Г. Полякова, И. С. Симарова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 2. – С. 48-60.
20. Рознина, Н.В. Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ / Н.В. Рознина, М.В. Карпова // Инновационная Наука. – 2017. – №2-2 (14). – С. 81-83.
21. Синявская, О. Российская пенсионная реформа: куда идти дальше? / О. Синявская // SPERO. – 2019. – №13. – C. 196-200.
22. Соловьев, А.К. Базовый элемент пенсионной системы / А.К. Соловьев // Финансы. – 2017. – № 12. – С. 11-13.
23. Соловьев, А.К. Векторы пенсионной реформы / А.К. Соловьев // Финансы. – 2017. – № 6. – С. 17-18.
24. Фатхудинов, А. Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан / А. Р. Фатхутдинов // Science Time. – 2019. – № 2 (14). – С. 213-219.
25. Центральный банк Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru.
26. Шохина, Е. В. Пенсионная реформа подошла к концу / Е.В. Шохина // «Expert Online». – 2017. – № 26. – С. 59-61.
27. Эксперт РА – рейтинговое агентство. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: raexpert.ru.