Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в формировании массовой культуры основную роль – как механизм, а не катализатор, - играют СМИ и тот информационный поток, который формируется журналистами.
Принципиальным для современной российской журналистики является вопрос о том, насколько разрушительна или созидательна может быть модель массовой культуры в интересах развития государства и общества, а также насколько транслируемые современной журналистикой ценности и поведенческие ориентации соответствуют стратегическим национальным интересам России.
Современная журналистика также должна получить рассмотрение и теоретическое осмысление в ее связи с массовым сознанием, поскольку основные ценности и ориентационные установки транслируются как на индивидуальный, так и на массовый уровень сознания. При этом следует учитывать темпоральные характеристики массового сознания и массовых настроений, а также роль каналов массовой коммуникации в трансляции редуцированных ценностей массовой культуры.
Научная разработанность проблемы:
В настоящее время феномен массовой культуры исследуется в отечественной науке с самых различных точек зрения и подходов. Таковы работы, например, С.Е. Афанасьевой, В.М. Гришина, Д.Г. Солнцевой и т.д. Основной акцент в данном историографической блоке делается на степень корреляции массовой культуры и массового сознания.
Предмет исследования: журналистика в современном российском обществе.
Объект исследования: корреляция массовой культуры и журналистики в контексте трансляции редуцированных ценностей массовой культуры на индивидуальное и массовое сознание.
Цель исследования выявить специфику журналистики в России на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме формирования и функционирования массовой культуры, отраженные в отечественной и зарубежной историографии;
2. Вывить связь массового сознания, массовой культуры и СМИ;
3. Оценить специфику отечественной журналистики на современном этапе на примере конкретных программ и новостных каналов.
Структура работы полностью соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Массовая культура как среда формирования журналистики
1.1.Связь массового сознания, массовой культуры и СМИ
Особенное развитие в отечественной историографии исследование проблематики массовой культуры и массового общества получило в 1990-х годах после распада СССР, когда общественный и научный интерес к данному феномену оказался усиленным внешними трансформациями политической системы. В результате ценностной аномии российского общества 1990-х годов, а также внезапного ухода государства из многих сфер культуры, в России возник критический дисбаланс между элитарной и массовой культурами. В 1990-е годы произошла масштабная экспансия западного образца массовой культуры, повлекшая за собой разрушение многих нравственных и моральных основ российского общества.
Именно в указанный период дискуссии о массовой культуре начали появляться в СМИ, превратив феномен массовой культуры из узкоспециализированного научного интереса в проблему, актуальную для всего российского общества.
В 2000 годы интерс исследователей к феномену массовой культуры не угас, напротив, стали появляться новые работы, нацеленные на анализ непосредственных механизмов формирования массового сознания, ценностей массовой культуры и массового обшества как потребителя продуктов массовой культры.
Основное внимание исследователей начала 2000 годов и на современном этапе вызвает роль СМИ в формировании массового сознания, причем с распросранением в России доступа к Интернет-ресурсам, которые практически не поддаются контролю с точки зрения управляемости содержанием сообщений и потоков информации, целый ряд исследователей отм ечает тревожные тенденции в российком обществе и культуре в целом. Появился новый термин – «информационное общество», тесно связанный с понятием «общества потребления».
Некоторые исследователи выдвинули постулат о том, что массовое общество сменилось обществом медийным, виртуальным, выйди тем самым за границы управляемости со стороны властей и политтехнологов. Очень много внимания уделяется в отчественных исследованиях современного периода корреляции между такими феноменами как «массовое сознание», «манипуляция массовым сознанием», «информационные войны», «масс-медиа моделирование», «виртаульное информационное пространство» .
Большое количество работ посвящено влиянию СМИ на формирование массового сознания в контексте манипуляций массовым сознанием. Причем ряд исследователец подчеркивает, что именно феномен массового обшества делает российский социум таким послушным и не требовательным не только в эстетических вопросах и проблемах высокой духовности, но и на бытовом, операционном уровне. Таки образом, факторы управляемости сознанием большинства в условиях массового общества и посредством создавемых массовой культурой ценностей (культурных продуктов) рассматривается в ряде последних работ отчественных исследователей как важный и даже необходимый фактор стабилизации общественно-политической системы.
В период начала глобализационных процессов и расширения взаимосвязей государств в социально-экономической сфере происходит только расширение каналов связи – имеется ввиду глобальная информационная сеть Интернет. Таким образом, можно говорить о том, что массовое сознание вызвало необходимость создания канала трансляции, а не наоборот. Из этого следует, что сами по себе СМК не являются причиной появления массового сознания, а лишь являются каналом трансляции и активизации данного феномена.
В массовой культуре происходит и неизбежный «перевод» продуктов высокоспециализированных областей культуры до уровня обыденного понимания людей, некое упрощенное, примитивное толкование такого рода информации ее массовому потребителю, что характеризуется определенной инфантилизацией ее образных форм с целью управления сознанием массового потребителя в интересах производителя информации.
Развивая приведенный выше тезис, можно говорить и о такой функции массовой культуры как снятие «социального стресса». Казалось бы, именно потребность в эмоциональной и психологической разрядке и удовлетворяет массовая культура. Разумеется, не правомерно было бы говорить о том, что массовая культура совершенно освобождает индивида от личностной ответственности, поскольку в большей степени о снятии напряжений при осуществлении самостоятельного выбора. Массовая культура, на наш взгляд, является своеобразным гидом бытия для обывателей, задавая с помощью СМИ стандартные паттерны поведения и мышления.
Массовая культура легко усваивается индивидом именно в силу своей предсказуемости, поскольку все ответы на все вопросы известны, начиная от «правильного» политического строя до моды на определенные имиджи. Последние, кстати, имеют тенденцию к упрощению с течением времени, иначе массовая культура не сможет выполнять свою функцию по снижению социальных перегрузок индивидуального сознания. Именно в результате такого тренда в массовой культуре приоритет отдается наиболее примитивным паттернам, культурным кодам и архетипам сознания. При этом все более широко транслируются самые низменные коды в рамках либидозности. Например, выходки так называемых современных журналистов совершенно не списываются в рамки этики данной профессии – начиная от Ксении Собчак и заканчивая психиатрическим поведением А. Малахова.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Bouell G., Price. Theory of post-industrial society: effects of a cultural dissonance. - New York. - 2013. – 492 p.
2. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта.- М., 1991.- С. 167.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - С. 164.
4. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т. 2, М., 1948. С. 307-314.
5. Гершкоаич 3.11. Парадоксы массовой культуры и современная идеологическая борьба. М., 1983.
6. Глобализация и массовая культура // Материалы постоянно действующего семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 3 (26). -М., 2003.
7. Давыдов Ю.Н. Тоталитаризм // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.-С. 351.
8. Жабский МЛ. Вестернизация кинематографа. Опыт и уроки истории //Социс. 1996. № 2; Архипов И.Л. 1) Общественная психология петроградского обывателя в 1917 году // Вопросы истории. 1994. № 7, 2) Карнавал свободной России (заметки о нищете российской политической культуры образца 1917 года // Звезда. 1996. №
9. Захаров A.B. Массовое общество и культура в России; социально-типологический анализ // Вопросы философии, 2003, № 9.
10. Захаров A.B. Тоталитаризм - маска толпы // Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989.
11. Казанцев В.Н. Модели массового сознания в информационном обществе. М.: ИНИОН РАН, 2013 . – С. 57-58.
12. Костина А.В. Диалектика массового и элитарного. М.: Социум, 2001. Ч.П. С. 126-136.
13. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности Образы. Техника. Бизнес. М., 1985. С. 26-27.
14. Левина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х годов // Вопросы истории. 1994. № 2; Козлова Н. Социалистический реализм: производители и потребители // Общественные науки сегодня. 1995. № 4.
15. Массовая культура и кризис буржуазной культуры Запада: Сб. ст. М., 1974; Культура и идеологическая борьба. М., 1979.
16. Можнягун С. Кризис буржуазной массовой культуры. Киев, 1981.
17. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр.- М., 1998.- С. 485.
18. Россия 1. Официальный сайт. [ Электронный ресурс ] –Режим доступа: https://www.1tv.ru/?_t=t
19. Степанов С.И. Феномен массового сознания в российском обществе 1990-х годов. – М. ИНИОН РАН, 2014. – с.366.
20. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М.: Искусство, 1991. (Введение, гл. 1, 2).
21. Турчин М.М. Массовое сознание в массовой обществе: историографический анализ. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – 352 с.
22. Характерно, что только к 60-70-м гг. привычный оборот «культура масс» станет неактуальным, а «массовая культура» будет рассматриваться как явление, атрибутивное западному буржуазному обществу и подвергаться критике.
23. Шагинская Е.Н. Массовая культура и массовое сознание в ХХI / Е.Н. Шагинская. – М. ИНИОН РАН, 2013. – 485 с.