Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В эпоху интенсификации всех сфер человеческой деятельности у человека остается все меньше времени на общение с природой. Замена непосредственного общения с живыми объектами чтением книг о них или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. Человек, оторванный от природы, не осознает себя ее частью.
Всё большее число исследователей считает, что экологический кризис – во многом миро-воззренческий. Кроме этого, острота экологической ситуации, возрастающая интенсив-ность изменений постоянно затрагивают человека, испытывают на «прочность» его лич-ностную глубину и мобильность, побуждают по-новому взглянуть на проблему “эколо-гии личности” (Б.Т. Лихачев).
Особую актуальность эта проблема получает в дошкольном возрасте, когда накапливают-ся устойчивые эмоциональные впечатления о природе, формируется личность человека, ее ценности и интересы, закладываются основы мировоззрения, отношение к окружаю-щему миру.
Решение проблемы ученые видят в экологическом образовании.
Экологическое состояние планеты находится в таком состоянии, которое требует воспи-тания поколения, заботящегося о природе, чувствующего себя ее частью.
Ознакомление с природой дает детям сведения о ней, но не дает убеждений. Большинство детей, наверное, на подсознательном уровне знают, как вести себя в природе, но как по-казывает практика, поступают далеко не всегда так, как говорят.
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составля-ющей нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Только познание природы поможет воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее. Ведь именно познание родной природы является источником первых знаний. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение наблюдения как ведущего метода экологиче-ского образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть теоретические основы применения метода наблюдения в экологиче-ском воспитании;
раскрыть общую характеристику построения системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе;
охарактеризовать прогулки и походы как один из способов реализации методы наблюдения.
Объектом исследования является наблюдение как метод экологического воспитания и об-разования. Предметом исследования – особенности реализации метода наблюдения в условиях образовательной среды.
1 Теоретические основы применения метода наблюдения в экологическом воспита-нии
Современные экологические проблемы вызывают особую тревогу у педагогов. Поэтому специалисты ставят задачу уже в дошкольном возрасте сформировать у детей бережное отношение к природе, рациональное использование её богатств, умение защитить эти бо-гатства и знать правила возобновления их при необходимости. Всё это требует целена-правленной работы, способствующей усвоению норм и правил поведения в природе и воспитание ответственности за окружающую их природу.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой настоящего времени. С раннего возраста нужно развивать экологическую культуру, эко-логическое мировоззрение. В процессе экологического образования и воспитания у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, наблюдатель-ность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представле-ны как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образо-ванию считаются такие формы, где дошкольники получают возможность непосредствен-ного контакта с природой. Так у детей формируются экологические знания, опыт приме-нения этих знаний в практической деятельности. К формам взаимодействия относятся экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдение .
Мы живем в эпоху информационных технологий, и применение интерактивного обору-дования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требу-ет тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиН, и в соответствии с возрастом детей.
Работе по экологическому воспитанию педагоги уделяют большое значение. На основном этапе развития дошкольника наблюдение является основным методом познания природы. Ежедневно на прогулке дети, наблюдая, расширяют представления о мире природы, лю-дей, обогащают эстетические представления. Важнейший компонент на прогулке — это наблюдение. Для наблюдения отбирается небольшой объем информации .
Так, например, наблюдая за птицами, во время прогулки развиваем у детей интерес и наблюдательность. Уделяем большое внимание привлечению родителей. Для того что бы дети могли постоянно наблюдать за птицами прилетевшими на участок осуществляется большая работа с родителями по изготовлению кормушек. Кормушки изготовлены из бросового материала: коробочки от молока, обуви, пластиковых бутылок, одноразовой посуды, палочек для мороженного, из дерева и т. д. После того как кормушки для птиц были готовы, родители с детьми их развесили.
Акция «С каждого по зернышку» помогла наполнить кормушки семечками, крупой, крошками хлеба, салом. Подкармливая птиц, появляется возможность ежедневного наблюдения за пернатыми. На участок где, находится «столовая» для птиц, мы заходим тихо, чтобы не спугнуть пернатых, прилетевших покормится. По следам учимся опреде-лять, сколько прилетало к нам в гости птиц. Увидев следы «крестики», «цепочки», делаем выводы: когда крестиков много, значит, много птиц кормилось в нашей столовой, а если цепочка оборвалось, значит, птичка с этого места улетела.
Дети наблюдают за следами, и приходят к выводу, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно. Воспитанники учатся наблюдать за особенностями поведения птиц. Одни птички, могут кормиться из кормушки, другие, схватив корм, сразу улетают с ним, а третьи собирают остатки под кормушками, четвертые вовсе сидят в стороне и просто наблюдают. Наблю-дая, дети приходят к выводу: зимуют в нашей местности, не все птицы, потому что летом мы не видим красногрудого снегиря, или желтоперую синичку.
В каждом следующем наблюдении вспоминаем, уточняем, закрепляем и конкретизируем, расширяем полученные представления.
Наблюдение стимулирует познавательную активность, интерес детей. При специальной педагогической организации наблюдения, воспитанникам предоставляется возможность получать самостоятельно живые, яркие знания о природе, о повадках птиц и делать пер-вые свои выводы.
Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте, поэтому возрастает необхо-димость в увлекательной информации и обширном наглядном материале, в этом нам мо-жет помочь интерактивное техническое средство — интерактивный стол ActivTable. Это интерактивное, мультимедийное устройство, которое поддерживает одновременную ра-боту за ним до шести пользователей в режиме multitouch (12 одновременных касаний). Для творческого педагога предоставляется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать в образовательной деятельности, делая ее незабываемой для воспитанников.
Игры на интерактивном столе интересны для детей, так как дети сами являются участни-ками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерак-тивным оборудованием таким, как интерактивный стол и интерактивная доска, что явля-ется большим стимулом для повышения своей компетентности.
Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные дере-вья», нами разработана игра «Четвертый лишний». Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивном столе найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист» (найти с какого дерева лист, соеди-нить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедоб-ные — несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Данные разработки могут быть использованы как на интерактивном столе, так и на интерактивной доске. Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников. Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, поз-воляет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вы-зывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми .
Считается, что общение с живой природой является фактором воспитания и образования. Следуя этому, эколого-оздоровительные походы являются одной из форм экологического образования и воспитания детей и родителей. Экологические походы, прежде всего, направлены на расширение кругозора ребенка, воспитание нравственных качеств, орга-низованности, доброжелательности и отзывчивости, учат внимательному и бережливому отношению к природе своего края. Цель любого похода предполагает получение
Список использованных источников