Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская система государственного управления развитием страны сегодня проходит проверку на прочность, пытаясь противостоять как внешним воздействующим факторам (нестабильная внешняя конъюнктура, введение экономических санкций и др.), так и внутренним фундаментальным проблемам (недостаточный рост экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов, инфляция, проблемы в сфере образования, здравоохранения и пр.). Одной из главных проблем, требующих сегодня своего решения, признается «качество управления общественными финансами», что ставит задачу повышения устойчивости, сбалансированности и эффективности федерального бюджета для сохранения макроэкономической стабильности, формирования базовых условий для экономического роста страны, развития ее социальной сферы.
Решение этой задачи основывается на проведении анализа состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета, так как такой анализ позволяет не только оценить финансовое положение России, но и определить резервы его укрепления.
Все выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования, определяет ее высокую практическую значимость, обуславливает выбор предмета и объекта исследования, определяет постановку его цели.
Целью курсовой работы является оценка и прогноз расходов федерального бюджета РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы расходов федерального бюджета РФ;
- провести оценку и прогноз расходов федерального бюджета РФ;
- определить основные пути оптимизации расходов федерального бюджета РФ.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования – процесс управления расходами федерального бюджета.
Методологической основой исследования являются диалектический и системный подходы к анализу расходов федерального бюджета. Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие инструменты и методы: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.); частно-научные методы (сравнительно-экономический, метод финансового анализа, метод финансового прогнозирования и пр.).
Информационной базой исследования послужили:
- труды современных российских экономистов по вопросам государственных финансов и бюджетной системы России (И.М. Александров, И.М. Мысляева, Л.М. Подъяблонская и др.), по вопросам анализа и повышения эффективности доходов и расходов федерального бюджета (А.В. Ильин, О.В. Болтинова, А.К. Трифонов и др.);
- нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование федерального бюджета: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О федеральном бюджете», Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике» и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется его конкретной направленностью на повышение эффективности федерального бюджета. Результаты исследования также могут быть использованы в практике управления общественными финансами и послужить основой дальнейших работ по данной проблематике.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретические основы расходов федерального бюджета
РФ
1.1. Понятие и сущность федерального бюджета
В современной литературе отмечается, что понятие «бюджет» используется в широком и узком значении. В широком значении под бюджетом понимаются все денежные средства, фонды. В таком подходе выделяют множество форм бюджета, при этом бюджет существует у каждого субъекта. Узкая трактовка термина состоит в названии основных денежных фондов органов власти и общественных организаций. Однако не все их фонды являются бюджетами. Бюджет - главная форма денежных фондов. Бюджеты составляют, планируют, утверждают, исполняют, контролируют .
Как экономическая категория, бюджет рассматривается «как система экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общего централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества» . «Бюджет есть единство основных финансовых категорий в их действии» .
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), установлено, что «бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Понятия «федеральный бюджет» в БК РФ не содержится, однако в ст. 10 указывается, что федеральный бюджет входит в бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, в ст. 11 БК РФ установлено, что федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, а в ст. 13 - что, данный вид бюджета предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Обобщая эти законодательные установления, можно утверждать, что федеральный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, исполнения его расходных обязательств разработанная и утвержденная в форме федерального закона.
В современной литературе также указывается, что федеральный бюджет - это «ведущее звено финансовой системы» , «главный финансовый план страны на текущий год» , «важнейший инструмент государственного регулирования, имеющий силу закона» .
Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
«Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств» .
«Посредством федерального бюджета осуществляется: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств страны» .
В целом, федеральный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции: распорядительную и контрольную.
Распределительная - это основная функция федерального бюджета, которая обозначает перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода. Предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
Контрольная функция федерального бюджета заключается в том, что данный бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 314 с.
4. Бородин А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
5. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2020. - № 9. - С. 691 - 695.
6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
7. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
8. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
9. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
10. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
11. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2019. - 352 с.
12. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
13. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 c.
14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38/Prognoz2024.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38
15. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2019. - № 3. - С. 15 - 20.
16. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2020. - № 2. - С. 91 - 95.
17. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2018. - 448 с.
18. Цветова Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
19. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 351 с.