Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных компаниях в условиях возрастающей конкуренции актуальность приобретают вопросы повышения эффективности деятельности подразделений и сотрудников. Одним из инструментов, позволяющих выявлять и устранять недостатки организации работы компании, является моделирование бизнес-процессов. Существует множество способов описания бизнес-процессов как с использованием текстов, так и графических символов. В настоящее время существует множество видов нотаций, с использованием которых описываются процессы, протекающие на предприятиях. Единый подход к описанию бизнес-процессов позволяет обеспечивать понимание различных подходов и точек зрения.
Целью данной работы является изучение технологии построения моделей бизнес-процессов с использованием нотации IDEF0.
Объект исследования – концептуальная модель задачи анализа эффективности инвестиций.
Предмет исследования – разработка концептуальной модели: логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы.
Задачи исследования:
Анализ технологий моделирования бизнес-процессов;
Изучение правил построения моделей IDEF0;
Анализ функционала CASE-систем;
Построение модели IDEF0 на примере заданного бизнес-процесса (прокат книг в библиотеке).
1 Аналитическая часть
1.1. Анализ технологий построения моделей бизнес-процессов
Построение моделей бизнес-процессов является отражением субъективного суждения о реально существующих в компаниях процессах с использованием графического, табличного, текстового способов описания. Моделирование позволяет проводить полный анализ, рассматривать процессы со всех точек зрения, позволяет находить аспекты функционирования компаний, недоступные всем работникам компаний, в том числе и руководству.
Первоначальный этап моделирования бизнес-процессов предполагает определение границ и определение бизнес-процессов.
В процессе описания бизнес-процессов на стадии описания существующей модели деятельности необходимо отразить в модели большое количество работ. Для повышения эффективности обработки больших массивов данных необходимо проведение их структуризации. Для этого необходимо разделение бизнес-процессов на четыре группы, обладающие следующими свойствами:
основные бизнес-процессы, генерирующие доходы компании;
обеспечивающие бизнес-процессы, поддерживающие инфраструктуру компании;
управленческие бизнес-процессы управления;
бизнес-процессы развития, связанные с перспективами бизнеса.
Основные процессы организации включают производственные, а также сбыт и снабжение. Характерное свойство основных бизнес-процессов - это возможность добавления ценности продуктов компании для потребителей и обеспечения получения дохода компанией.
Производственный процесс, представляя собой совокупность взаимосвязанных технологий, связан со спецификой отраслевой принадлежности и особенностями производимого продукта. Необходимость проведения анализа производственных процессов связана со значимостью разработок в области систем менеджмента качества.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008, регламентирующий реализацию бизнес-процессов предполагает, что, для результативного функционирования в компаниях необходимо определение и осуществление менеджмента многочисленных процессов, компоненты которых взаимосвязаны. Зачастую выход одного процесса выступает в роли входного сигнала для следующего. Процессы систематического определения и менеджмента процессов, используемые в организациях, и особенно их взаимодействие могут рассматриваться в качестве сферы применения процессного подхода.
Многочисленные процессы, обеспечивающие эффективное производство продукции компании, занимают главное положение.
Сочетание технологий, составляющих производственный процесс, связано с его технологической направленностью. В зависимости специфики используемых технологий, производственные процессы подразделяются на синтетические, аналитические и прямые.
При организации трудового процесса необходимо проведение разработки и внедрения наиболее рациональных методов и технологий, совершенствование организации, оборудования и обслуживания рабочих мест. Внедрение систем автоматизации и информатизации в производственной деятельности усиливает зависимость от конструкции оборудования, организационной и технологической оснастки.
Бизнес-функции представляют собой специфический вид работ, выполняемых с продукцией или услугами в рамках их продвижения в бизнес-процессах. В большинстве случаев, бизнес-функции связаны со спецификой организационной структуры компаний - от руководства высшего звена посредством управленческих воздействий на средний и нижний уровень и заканчивая функционалом исполнителей.
Функциональный подход при моделировании бизнес-процессов связан с построением схемы бизнес-процесса в форме последовательных бизнес-функций, работающих с материальными и информационными объектами, используемыми ресурсами, организационными единицами и т. п. Достоинство функционального подхода связано с наглядностью последовательности и использования логики операций при реализации бизнес-процессов компании, а недостатки связаны с некоторой субъективностью в детализации операций.
Объектами в процессе моделирования бизнес-процессов в компаниях являются конкретные предметы или реальные объекты, например клиенты, заказы, услуги и т. п. Каждому объекту сопоставляется набор атрибутов, определяющих его состояние, а также набор операций для проверки и изменения данного состояния.
Для объектно-ориентированного подхода характерно первоначальное выделение объектов с дальнейшим определением тех действий, в которых они задействованы. При этом различаются пассивные объекты (в качестве которых выступают материалы, документация, оборудование), над которыми выполняются работы, и активные объекты (являющиеся организационными единицами, конкретными исполнителями, а также информационные системы), осуществляющие действия. Указанный подход позволяет эффективно выделять операции с объектами и решать задачи о целесообразности использования данных объектов. Недостатком объектно-ориентированного подхода является меньшая наглядность при описании конкретных бизнес-процессов.
Связи являются важным понятием для любого способа моделирования бизнес-процессов (в графических нотациях они изображаются в форме стрелок). Связи используются при описании взаимоотношений между объектами и/или бизнес-функциями между собой. Взаимоотношения между объектами могут включать: порядок выполнения операций во времени, связи с использованием потоков информации, взаимодействие с другими объектами и т.д.
Моделирование бизнес-процессов с помощью графических нотаций в форме стандартизованных диаграмм может использоваться для обучения персонала должностным обязанностям, а также при согласовании действий между подразделениями компании, подборе или разработке информационных систем и т. д. Описание с использованием моделей данного типа для существующих и целевых бизнес-процессов применяется для поиска возможностей оптимизации и совершенствования функционирования компании через устранение узких мест, поиск дублирования функционала и др.
Построение имитационных моделей бизнес-процессов позволяет оценивать их эффективность и проводить анализ работы процесса с входными данными, которые не фигурировали в существующих бизнес-процессах компании. Расчет моделей бизнес-процессов проводится в специализированных программных системах.
В силу того, что построение моделей бизнес-процессов предназначено для большого круга пользователей (к которым относятся бизнес-аналитики, рядовые сотрудники и руководство компании), а при проектировании задействованы неспециалисты в соответствующей предметной области, не имеющие компетенций в области ИТ-технологий, для понимания модели используются модели, в которых используется графический язык, в которых в рамках следования определенной методологии бизнес-процессы представляются в виде наглядных графических изображений — диаграмм, включающих в основном прямоугольники и стрелки. Такое представление имеет высокий уровень информативности, выражаемой посредством изменения различных свойств (цвета, фона, начертания и т.д.) и атрибутов (весов, размера, стоимости, времени и т.д.) для каждого из объектов и связей.
В настоящее время разработчиками программного обеспечения для построения моделей бизнес-процессов уделяется большое внимание преобразованию графических моделей в модели других типов, в частности в исполняемые, функцией которых является обеспечение возможности внедрения систем автоматизации бизнес-процессов и интеграции работы участвующих в их работе информационных систем.
На сегодняшний день создано большое количество языков или нотаций для описания бизнес-процессов. Причем в каждой методологии содержится свой язык и имеется собственное название. Это может приводить к снижению уровня понимания графических нотаций конечными пользователями, которые указанные технологии используют на практике в своих организациях.
Методологии (нотации), используемые для создания моделей бизнес-процессов представляют собой совокупность методов, с использованием проводится описание объектов реального мира в форме графической модели.
Составляющими методологий бизнес-процессов являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: практическое руководство / пер. с англ. – М.: ДИС, 2010.
2. Димитриев Д.М., Димитриева З.М., Рыбаков М.Ю. Управление проектами: практическое пособие. – М.: ЮРКНИГА, 2009.
3. Дульзон А.А. Управление проектами: учебное пособие. Ч. 1 /
А. А. Дульзон. - 3-е изд., перераб. и доп. - Томск: ТПУ, 2010. - 334 с. - Интернет-ресурс.
4. Ахметов И. В., Карабельская И. В., Губайдуллин И. М., Сафин Р. Р. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 67 с.
5. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Проектирование информационных систем : учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. - Казань : Медицина, 2014. – 200с.
6. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич; ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.
7. Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Модели баз данных : учебное пособие : / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
8. Баранчиков А. И. Синтез информационных структур хранения данных на основе анализа предметных областей: А. И. Баранчиков. - Рязань: РГУ, 2014. - 229 с.
9. Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность: Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. - М.: Форум, 2013. - 528 c.
10. Венделева, М.А. Управленческие информационные системы/ М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 c.
11. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие / А. Г. Гагарин, А. В. Костикова. - Волгоград : ВолГТУ, 2015. – 57 с.
12. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных / Ю. А. Шичкина. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
13. Лапин В. В., Слесарева Е. А. Информационные системы в экономике: учебное пособие. - Москва : Московский университет МВД России, 2016. - 124 с.
14. Лебедева С. В. Проектирование информационных систем. Работа с MS SQL Server: учебное пособие / С. В. Лебедева. - Санкт-Петербург: ФГБОУВПО СПГУТД, 2014. - 120 с.
15. Литвинов В. Л. Теория информационных процессов и систем: учебное пособие / В. Л. Литвинов. - Санкт-Петербург : СПбГУТ, 2016. - 251 с.
16. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе: монография / И. А. Микляев. – Архангельск. : ИД САФУ, 2014. – 223с.
17. Влацкая И. В., Заельская Н. А., Надточий Н. С. Проектирование и реализация прикладного программного обеспечения: учебное пособие / И.В. Влацкая, Н.А. Заельская, Н.С. Надточий. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. - 118 с.