Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Просветительские философия и идеология в России были ориентированы на государственные и общечеловеческие ценности, а усилия русского человека в значительной мере были направлены на следование образцу идеального человека – гражданина. И сейчас, оценивая плоды правления Екатерины II, мы приходим к выводу, что это была эпоха славы и могущества России, закрепившей за собой статус великой державы.
Как признавалась сама Екатерина II в своих «Записках», что рано или поздно она «станет самодержицей российской империи». Упорно шла она к этой цели. Такая задача была под силу, пожалуй, только ее характеру, и добивалась она этого своим трудом и терпением.
Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговали русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С.Пушкина: Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой – мудрая матушка – государыня в «Капитанской дочке».
В литературе XVIII века мечта об идеальном правителе воплотилась в образе реального монарха, реального человека – императрицы Екатерины II. Разные взгляды на правителя Российской Империи сосуществовали в то время в творчестве поэтов и художников, в сознании их современников.
Цель исследования – рассмотреть образ Екатерины II в воспоминаниях современников и литературе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие образа;
- изучить биографию Екатерины II;
- рассмотреть образ Екатерины II в литературе;
- рассмотреть образ Екатерины II в поэзии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Художественный образ в литературном произведении
1.1. Понятие художественного образа
Художественный образ - это любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Это результат понимания художником явления или процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.
Теория литературы видит специфику художественного образа не только в том, что он постигает действительность, но и в том, что он создает новый, вымышленный мир. Писатель стремится выделить такие явления и изобразить их таким образом, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Литературовед Валентин Хализев так определяет понятие «образ»: «в философии и психологии образы - это конкретные представления, то есть отражение отдельных объектов (явлений, фактов, событий) В их чувственно воспринимаемом облике человеческим сознанием» [10].
Литературовед Л. И. Тимофеев характеризует художественный образ следующим образом:» художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная с помощью художественной литературы и имеющая эстетическое значение» [9].
Иными словами, образ - это элемент или часть художественного целого, обычно фрагмент, который как бы имеет самостоятельную жизнь и содержание (например, персонаж в литературе, символические образы, такие как пушкинская «Метель», Лермонтовский «Парус», символистская «роза и крест»).
Художественный образ - становится художественным не потому, что он скопирован с натуры и выглядит как реальный предмет или явление, а потому, что он преобразует действительность с помощью авторского воображения. Художественный образ не только копирует действительность, но и пытается передать самое важное и существенное для автора. Отражают важные для писателя идеи, настроения, переживания, воплощают авторскую идею в нетривиальной художественной форме.
Например, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорит, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что человеческое лицо не всегда выражает основные черты характера этого человека: поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, может показаться глупым. Художник должен найти главную характеристику в лице. В романе Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов нарисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский тем лучше знает Анну, чем больше понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только своим сходством, но и особой красотой, которую мог заметить только художник Михайлов, а Вронский не замечал. «Надо было знать и любить ее, как любил ее я, чтобы найти это сладчайшее выражение ее души», - думал Вронский, хотя узнавал только по этому портрету «это сладчайшее выражение ее души.»
На разных этапах развития человека художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: меняется сам субъект изображения-человек, и, как следствие, меняются и формы его отражения искусством. Есть особенности в отражении мира, а следовательно, и в создании художественных образов писателями-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение реальности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
В образах классицистической литературы, например, борьба чувства и долга выдвигается на первый план, и положительные персонажи обязательно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. Романтические писатели, напротив, превозносят героя-бунтаря, одиночки, отвергшего общество или отвергнутого им. Писатели-реалисты стремились к рациональному пониманию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты заявляли, что познать мир и человека можно только с помощью иррациональных средств: интуиции, озарения, вдохновения и т. д. В центре реалистических произведений находится человек и его взаимоотношения с окружающим миром, в то время как романтиков, а затем и модернистов, в первую очередь интересует внутренний мир их персонажей.
Художественный образ - это инструмент познания мира. Изучаемое явление получает свое значение в образе. Одной из особенностей художественного образа является диалог между исследователем (писателем, поэтом) и предметом, который он изображает. Любые окружающие явления жизни, детали, предметы являются иллюзиями до тех пор, пока человек их не узнает. Образ рождается в воображении автора, а затем воплощается в произведениях искусства, переносится в воображение читателя или зрителя.
Хотя создателями художественных образов являются художники в широком смысле этого слова (то есть поэты, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, аниматоры, режиссеры кино и театра и т. д.), В определенном смысле их соавторами являются также и те, кто воспринимает эти образы, то есть читатели и зрители. Итак, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими мыслями, чувствами и эмоциями, дает ему свою интерпретацию.
Разные читатели в разные эпохи наполняют художественный образ своими мыслями, чувствами и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают разные стороны образа. Так, сегодня многие произведения ушедших эпох обретают новое прочтение, а образы героев, созданные писателями, обогащаются новыми чертами. Например, сегодня в сети существует множество сообществ поклонников таких неоднозначных персонажей, как Онегин, Печорин, Долохов. Образы этих героев имеют особую притягательность для многих современных читателей – это представители золотой молодежи своего времени, пресыщенные плейбои, носители философии саморазрушения, и они созвучны некоторым явлениям нашей эпохи.
И в этом смысле — в смысле возможности нового понимания образа, его новой интерпретации, нового понимания — художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.
1.2. Биография Екатерины II
Из истории известно, что она родилась в семье прусского генерала Христиана-Августа и Иоганны-Елизаветы из Гольштейн-Готторпского семейства. При рождении её звали София-Фредерика-Августа (по именам трёх своих тётушек по линии матери) Ангальт-Цербстская. Родные звали её просто Фике. Она получила французское образование.
София приехала в Россию в 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны, поскольку дядя Софии сватался к русской императрице, но умер до свадьбы. 28 августа 1744 года 15-летняя София сочеталась браком с 16-ти летним наследником российского престола Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), сыном Анны Петровны (дочери Петра I) и Карла Фридриха. Приняв православие, Софья-Фредерика нарекается Екатериной Алексеевной. Брак был неудачен, у мужа появилась любовница Елизавета Воронцова.
5 января 1762 после смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил Пётр III. Последний вёл неразумную внешнюю и внутреннею политику, заключив союз с Пруссией, отменив ряд налогов и уравняв в правах православие и протестантизм, что привело к росту недовольства в русском обществе и особенно в гвардии. 9 июля 1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве.
Екатерина Великая вслед за Петром I проводила активную политику, стремясь к укреплению Российской Империи и расширению её границ. Дипломатические усилия привели к разделу Польши между Россией, Австрией и Пруссией (1772, 1793 и 1795). К России отошла Белоруссия и Правобрежная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795). В результате русско-турецких войн (1768—1774 и 1787—1792) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь и Екатеринослав. Суворов уже ждал приказа идти на Стамбул, но Австрия отказалась помогать и поход был отменен. Косвенным итогом ослабления Османской Империи стало присоединение Грузии (1783).
В начале своего правления Екатерина пыталась провести общую политическую реформу, руководствуясь идеями Просвещения. Были проведены реформа Сената, административная реформа; открыт Смольный институт благородных девиц; введено оспопрививание; распространилось масонство; введены в обращение бумажные деньги –ассигнации; проведена секуляризация церковных земель; предпринята попытка созыва законодательной Комиссии; ликвидировано гетманство на Украине в и Запорожской сечи.
Эпоха Екатерины отмечена и восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва (1773—1774).
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь ярких и талантливых людей. Вот почему Екатерининское время ознаменовалось появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, генералов, писателей, художников и музыкантов.
В общении со своими подданными Екатерина обычно была сдержанна, терпелива и тактична. Она была отличным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, у нее не было творческого ума, но она умела ловить любую полезную идею и использовать ее в своих целях.
За все царствование Екатерины практически не было шумных отставок, никто из дворян не был опозорен, не был сослан, а тем более казнен. Таким образом, сформировалось представление о царствовании Екатерины как о «Золотом веке» русского дворянства. В то же время Екатерина была очень тщеславна и ценила свою власть больше всего на свете. Ради своего сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Екатерина отличалась показным благочестием, считала себя главой и защитницей Русской Православной Церкви, умело использовала религию в своих политических интересах. Ее вера казалась не очень глубокой. В духе времени она проповедовала терпимость.При ней прекратились гонения на старообрядцев, строились католические и протестантские церкви и мечети, но переход из православия в другую веру по-прежнему жестоко карался.