Фрагмент для ознакомления
2
С наступлением XX века трансформируется особенность формирования тенденций в моде, растет роль конкретной личности в создании предпочтений социума в манере одеваться.
Париж в этом время является законодателем моды. Начинают создаваться первые Дома моды, появляются первые кутюрье – художники-модельеры одежды. Благодаря им начинает формироваться рациональный стиль костюма, которые отличается простотой и отсутствием лишних деталей, дорогой отделки.
В Европе в рассматриваемый период в одежде стали создаваться и укрепляться детали-функции, которые делают отсылку к военному стилю, - накладные карманы, отложные воротники, жакеты со шнуровкой, лацканами и металлическими пуговицами, которые девушки носили с юбками. Тогда же в моду входят женские костюмы.
Тяжелые годы принесли с собой еще одни трансформации: в пошиве одежды стал применяться удобный в носке трикотаж, из которого вязали джемперы, кардиганы, шарфы и шапки. Повседневные платья, длина которых стала короче и доходила только до икр, носили с высокими грубоватыми ботинками на шнуровке, под которые женщины одевали гетры. Как складывалась ситуация в СССР.
Октябрьская революция значительно изменила социальное положение женщины. В Советском Союзе было впервые заявлено о признании женщины равноправной во всех областях политической, экономической и общественной жизни. Новому человеку требовался и новый костюм: юбки и рубахи до пола, длинные волосы и пр. оказались досадной помехой на пути преобразования женщин.
Поискам нового костюма, отвечающего идеалам времени, была посвящена экспозиция «Ателье мод» фабрики «Москомшвея» на Первой Всероссийской художественной промышленной выставке в 1923 г.
В искусстве одежды меняется не только содержание, но и форма — украшения быта. Здесь с точки зрения искусства коренной переворот в том, что с небывалой остротой творцы костюма поставили целесообразность и конструктивность вещи в основу красоты.
Таким образом, при создании новой одежды ее творцы выдвинули на первый план народные (традиционные) принципы формообразования. Однако, как показывает содержание журнала «Моды сезона» (1931), впоследствии эти «народные принципы» и традиции не получили широкого распространения в разработках моделей художниками того времени.
Обращение к периоду 1920-30-х гг. важно, прежде всего, по той причине, что именно в те годы госорганами закладывался краеугольный камень «нового советского быта», новой идеологии, не оставлявшей места вековым традициям русского народа. «Все чаще и чаще встает перед нами вопрос о создании прекрасного быта в условиях новой трудовой жизни страны. Так как в подавляющем большинстве у нас преобладает трудовой элемент, одежда должны быть приспособлена для трудящихся…» — указывалось в первом советском журнале мод «Ателье».
Целью данной работы является рассмотрение массовой и модной одежды в СССР 1920-1930 гг.
Задачи:
- описать особенности моды в СССР в 1920-1930 гг.;
- рассмотреть особенности одежды для «трудового народа» в СССР 1920-1930 гг;
- проанализировать зимний гардероб 1920-1930 гг. в СССР, особенности одежды старообрядев.
Объем исследования – одежда в СССР в 1920-1930 гг.
Предмет исследования – отличие советской одежды в рассматриваемый период времени.
При написании работы мы опирались на работы М. В. Васехи [2], А. И. Голомянова [4], А. Б. Гофмана [6], Н. Лебиной [11], Е. Ф. Фурсовой [12, 13]. В работах Е. Ф. Фурсовой рассматриваются традиции русских сибиряков в начале XX века в моде. М. В. Васеха рассматривает основные тенденции моды в СССР в 1920-1930 гг. Общие тенденции в развитии моды рассматривают А. Б. Гофман, Г. П. Дудникова и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена рассмотрению особенностей моды в СССР в 1920-1930 гг; вторая – массовой одежде в 1920-1930 гг; третья – рассмотрению зимнего гардероба и одежды старообрядцев 1920-1930 гг.
Глава 1 Модная одежда 1920-1930 гг. в СССР
1.1 Особенности моды в СССР в 1920-1930 гг.
После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины — с прямыми юбками из сукна.
Война усилила ratio, ограничила рацион. Дамы резко сбросили вес. Война отобрала свободное время — женщины остригли волосы, на уход за которыми тратили когда-то часы, встали у заводских станков, сели на мотоциклы вспомогательных армейских частей, чинили авто, возили уголь, тушили пожары, обилечивали пассажиров и в трамвайной сутолоке молодецки давали мужчинам сдачу в обоих смыслах.
Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира [1, С 95]. В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.
В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки. Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин. В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения [3, С. 152].
Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были тер
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Браун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени.-М., 1995.
2) Васеха М.В. Вовлечение женщин в процесс строительства советского общества в 1920-е гг. // Известия Алтайского гос. ун-та. 2013. № 4 (80). Т. 2. С. 43–46
3) Власов В. Стили в искусстве. Словарь. Изд-во «Лита», Санкт - Петербург, 1998 г.
4) Голомянов А.И. Современная моленная одежда сибирских старообрядцев-поморцев Приобья // Мельниковские чтения. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2013.
5) Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974
6) Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М., 1994.
7) Дудникова Г.П. История костюма. - Ростов н/Д.,2003.
8) Духтева П., Бояджиева Т., Котев А. Азбука на модата. София, 1965
9) Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1966.
10) Которн П. История моды в XX веке / Пер. с англ.; Л. Кныш. Л., 1996. С. 30–31
11) Лебина Н. Сталинизм и мода // С.-Петербургская панорама. 1993. № 8. С. 32–33
12) Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1997.
13) Фурсова Е.Ф. Гендерные различия в подходах к изменениям семей-но-свадебных традиций русских сибиряков первой трети ХХ в. // Пол. Политика. Поликультурность: гендерные отношения и гендерные системы в прошлом и настоящем. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 110–114.
Приложения
Приложение 1
Модели Н. П. Ламановой