Фрагмент для ознакомления
2
Квотирование – это введение государством ограничений объёма экспорта или импорта некоторых товаров. Ограничение устанавливается натуральном (количество) или стоимостном выражении на определённый промежуток времени.
Квотирование является нетарифным (то есть не в виде пошлин) средством госрегулирования экспортно-импортных операций. Право на операции с квотируемыми товарами оформляется в виде лицензий. Вся нелицензируемая торговля при этом запрещается.
Причиной введения квотирования обычно являются защита интересов отечественных предприятий от иностранной конкуренции (если речь идёт об импорте) или либо защита национального рынка от потери важных товаров, необходимых для внутреннего потребления (если речь идёт об экспорте).
Иногда эта мера применяется при увеличении внешнего долга и ухудшении расчётного баланса страны, либо если товары неблагоприятно воздействуют на жизнь и безопасность граждан или на окружающую среду, либо в соответствии с международными договорами.
Квотирование закупок российской продукции — это установление минимального объема отечественных товаров от общего объема покупок, которого заказчик обязан придерживаться. Планируют, что он будет от 40% до 90%, а выполнять его придется уже с 2021 года.
11 августа вступили в силу изменения в законодательство — на закупку отечественной продукции ввели обязательные квоты (ФЗ 249 от 31.07.2020 , ФЗ 250 от 31.07.2020 ).
Поправки направлены на поддержку российских производителей.
Новшества:
обязали заказчиков соблюдать принцип квотирования;
определили сроки подготовки отчетности;
уточнили, на кого правила не распространяются.
Минпромторг разработал пакет законопроектов, которые разъясняют, как применять новые правила в закупках: Постановление, которое уточняет правила квотирования отечественных товаров по 44 ФЗ и определяет перечень товаров, в отношении которых действует это правило.
Документ получил одобрение и сейчас находится на стадии подготовки конечного варианта текста. Планируется, что постановление вступит в силу с 01.01.2021. На тендеры, которые объявят до этого времени, действие документа не распространится. Постановление, которое содержит порядок подготовки отчетности о соблюдении правил квотирования для организаций, которые размещают госзаказ по закону № 44 .
Проект одобрен, вступит в силу с 01.01.2021. Постановление, которое разъясняет механизм квотирования для заказчиков, работающих по закону № 223 , и порядок подготовки отчетности о соблюдении этих правил. Проект прошел все стадии согласования и находится на стадии формирования окончательного варианта текста. Вступит в силу с момента его официальной публикации, за исключением отдельных положений. Нововведения не действуют в отношении заказчиков, которые (ч. 7 ст. 14 44-ФЗ ): территориально расположены в других странах; обеспечивают работу внешней разведки, ФСБ и госохраны.
Квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, так как регламентируется постановлениями правительства, а тарифы устанавливаются федеральными законами, процедура принятия которых значительно сложнее. При этом государство имеет возможность поддерживать конкретные отрасли промышленности или сельского хозяйства.
Постановления для заказчиков по 44 ФЗ и 223 ФЗ содержат список изделий, которые подпадают под новые правила. Перечень для организаций, которые работают по закону № 44, в соответствии с законопроектом о квотировании, содержит: жизненно важные лекарства; некоторые мед изделия; различную аппаратуру – от принтеров до терминалов; оборудование для занятий спортом, котлы, акустические системы и проч.; музыкальные инструменты; инвентарь; прочее.
Перечень для заказчиков, которые размещают заказы по закону № 223, делится на две группы:
список, по которому осуществляется квотирование закупок отечественной продукции большинством заказчиков: бумага и картон; обувь, некоторые виды одежды; кожа, ткани и медицинская марля; различная аппаратура и оборудование; музыкальные инструменты; мебель; спортинвентарь; прочее.
список, который распространяется на определенные компании: компьютерная техника; оборудование для обеспечения связи; радиооборудование; аппаратура для обеспечения безопасности и работы телевидения; прочее.
Итак, правила о квотировании распространяются не только на заключение контрактов на поставку, но и на договоры на выполнение работ и оказание услуг (в том числе аренда и лизинг).
1.2 Сущность и виды квот
Квоты могут быть двусторонними – когда предпочтение получает та страна, которая обязуется импортировать продукцию вашей страны, либо пропорциональными – когда объём товаров распределяется между странами-поставщиками пропорционально их доле в импорте, скажем, за предыдущий год. Квоты могут быть сезонными, например, ограничивается ввоз сезонных товаров на определенный временной период. Обычно применяется в отношении группы сельскохозяйственных товаров в тот период, когда у отечественных компаний наблюдается производственный пик.
Квотированием и лицензированием в этой сфере в нашей стране занимается Минэкономразвития. Если какой-то товар обладает особой спецификой, то разрешение на импорт нужно будет получать в соответствующем ведомстве .
Мерами, которые предполагают квотирование, являются:
1. Ограничения по количеству (нетарифное регулирование, предусматривающее квотирование), согласно которым выделяются такие разновидности квот:
экспортное квотирование с целью предотвратить либо уменьшить критический недостаток продуктов на внутреннем рынке, являющихся важными для продвижения внутри рынка (список такой продукции утвержден КТС. Сюда относят мясные, молочные, мучные продукты);
Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в%) (Рис.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный Кодекс РФ, М.: Проспект, 2010.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2020)
6. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 505 «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза»
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.08.2018 № 141 «Об установлении на 2019 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза…».
9. Решение Коллегии Евразийской Экономической комиссии от Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 № 83 (ред. от 16.10.2018) «Об утверждении перечня товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта».
10. Соглашение от 25.10.2019 «Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны»
11. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 (ред. от 21.06.2013) «Об условиях и механизме применения тарифных квот»
12. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)
13. Приказ ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров» (применяемый в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615).
14. Антоненко А.В., Тынникова Н.А. Влияние тарифных квот на импорт и производство мяса птицы в ЕАЭС // Аналитический портал «Евразийские исследования», 16 июня 2017 г.
15. Евгений Людвиг. Квотирование импорта мяса: необходимая реальность // Конкуренция и рынок - Июнь 2010 №46 . - стр. 116.
16. Екатерина Пономарева. Ах, это сладкое «квотирование импорта». [Электронный Ресурс]. – статья из РБК daily. – http://www.agro.ru/news/
17. Клетеник А.П., Баженов И.Н., Андреева И.Н. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие, - 2009 [Электронный Ресурс]. – http://ayp.ru/library/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.
18. Киреев А.В. Международная экономика. [Электронный Ресурс]. – http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli/tarifnaya-kvota-1.html
19. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2008.
20. Наумова Т.С., Холостякова К.В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения [Электронный ресурс] // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 8. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2016/8/economics/naumovakholostyakova.pdf
21. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства России. - http://www.mcx.ru
22. Попов В. В., Нефёдова Я. М. Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. №5. URL: https://moluch.ru/archive/139/39151/
23. Правовая база «КонсультантПлюс. Интернет-версия» - http://base.consultant.ru/
24. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения. Рассчитан по методике Всемирного банка (The World Bank) [Электронный ресурс] // Гуманитарная энциклопедия. Аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info
25. Свободные экономические зоны: мировая практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://world-economic.com/ru/articles wej-114.htm
26. Старкова О. Я. Конкуренция и государственная поддержка как условия развития аграрного сектора экономики // Пермский аграрный вестник. – 2015. – № 9. – С. 86-91.
27. Словарь финансовых терминов. [Электронный Ресурс]. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/14138
28. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.