Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Интеллектуальная миграция приводит к перераспределению человеческого капитала между странами мира. Массовая миграция наиболее образованных и перспективных кадров приводит к истощению человеческого капитала в стране, что значительно сказывается на возможностях ее экономического роста. Если говорить о России, то в последнее время все чаще звучат мнения, что пора избавляться от ресурсной зависимости и делать все возможное, чтобы стать страной с наукоемкой экономикой, с ориентацией на развитие инноваций. Для этого необходимы инвестиции в образование, в исследования, в науку.
1. Интеллектуальная миграция в Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность миграции
При анализе миграционных процессов следует учитывать различия между внутренней и международной миграцией, поскольку они определяются разнообразными причинами и факторами, характеризуются определенными закономерностями, нуждаются в разных управленческих механизмах.
Большинство национальных экономик в наши дни стремится к интеграции в мировое сообщество. Это способствует расширению взаимодействия между государствами. Теперь осуществляется не только взаимовыгодная торговля, но и происходит распределение факторов производства. Одним из ведущих факторов на сегодняшний день считается человеческий капитал. Именно он является носителем знаний и научно–технического прогресса, способствуя росту экономики. Таким образом, процессы глобализации способствовали формированию мирового рынка труда .
Под мировой миграцией трудовых ресурсов понимается движение людей между странами с целью проживания на территории иностранного государства сроком, превышающим один календарный год. Миграция трудовых ресурсов может быть и внутренней, то есть происходить внутри государства между его территориями и региональными образованиями. Например, перемещение населения между деревней и городом. Внешние миграционные процессы связаны с международным разделением труда. Переезд происходит по личной инициативе или вынужденно.
Главной целью переезда можно назвать поиск более выгодных условий труда, с точки зрения оплаты и профессионального роста.
Миграционный поток между странами можно разделить на: иммиграцию (прибытие иностранных граждан для длительного проживания и работы); эмиграцию (выезд граждан страны для длительного проживания заграницей); реэмиграцию (возврат эмигрантов на родину).
Сущность миграции заключается в импорте и экспорте рабочей силы. Целевым объектом отношений становится человеческий ресурс. Экспортер трудовых ресурсов получается доход в виде трансфертных платежей в валюте. При этом внутренний рынок труда теряет специалистов. Импортер решает вопросы нехватки рабочей силы, расширения производства, получения более дешевых трудовых ресурсов.
Негативными последствиями импорта можно назвать усложнение социальной обстановки, вероятность возникновения этнических и религиозных столкновений. Еще одной проблемой миграции является неравномерность заселения планеты.
Большая часть трудоспособного населения проживает на территории Африки и Азии.
Международное разделение труда является основной причиной перемещения производственных факторов между странами. Оно предусматривает специализацию стран на создании определенного вида благ, и уже под этот процесс подтягиваются необходимые ресурсы, в том числе и трудовые .
1.2. Понятие интеллектуальной миграции
В настоящее время с развитием технологий и общества актуален вопрос подготовки высококвалифицированных научных кадров, которые в дальнейшем смогут активно и эффективно развивать различные сферы науки, а также передавать свои знания другим поколениям. В связи с этим встает вопрос о возможности такого развития для амбициозного и успешного ученого в стране или месте его жительства (месте пребывания). При недостаточном уровне финансирования, возможностей, отсутствии поддержки со стороны государства научной деятельности или неактуальности научных исследований в стране или месте нахождения (месте пребывания) таких ученых, они принимают решение переехать из данной страны или места в целях развития своего научного потенциала и науки в целом, но уже в другой стране или месте. Подобное явление получило в литературе название интеллектуальная миграция.
1.3. Мотивы интеллектуальной миграции
К таким факторам относятся: окружающая среда; индивидуальные показатели научной результативности; семейные факторы; культурная политика в привлечении ученых; иные факторы. В Российской Федерации в последнее время ученые выделяют «выталкивающие» мотивы, когда речь заходит о российской интеллектуальной эмиграции. Среди таких мотивов выделяют: нестабильная экономическая обстановка в стране и, как следствие, препятствия для успешного ведения бизнеса; нестабильность национальной валюты по отношению в зарубежным, риск внешних и внутренних «шоков» для экономики; многие сферы экономической деятельности связаны с коррупционными факторами и иными криминальными подходами к регулированию взаимоотношений участников рынка; отсутствие реальной конкуренции, высокий уровень монополистической деятельности в институтах предпринимательской, финансово-кредитной и инвестиционной деятельности; неблагоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, а также для личной и предпринимательской безопасности, которые вызваны одним из самых высоких в мире уровней коррумпированности бюрократии; низкий уровень заработной платы, что является мотивом для поиска дополнительных источников доходов; низкие бюджетные расходы на науку, которые ведут к ухудшению различных областей экономической и социальной жизни общества; реформирование научной деятельности, приводящее к снижению качества и количества бесплатных социальных услуг и, соответственно, к снижению качества жизни, к ограничению возможностей творческого и исследовательского развития; отсутствие или слабые возможности для продвижения по социальной лестнице без наличия поддерживающих родственных или дружеских связей в структурах, обеспечивающих движение вверх социальных лифтов; сигналы, подаваемые «сверху», об отсутствии внутри страны возможностей для роста благосостояния занятых в социальной сфере и сегментах реальной экономики. В настоящее время в Российской Федерации проблема интеллектуальной миграции, а именно «растраты умов» стоит особенно остро .
2. Тенденции интеллектуальной миграции в Российской Федерации
2.1. Подходы к исследованию интеллектуальной миграции
Происходящие в мире глобализационные процессы, в рамках которых одно из лидирующих мест занимает миграция, ведут не только к совершенствованию развития экономики, социальной, научной сфер деятельности, но и к образовательному, профессиональному и культурному развитию людей. Обмен информацией происходит не только через электронные средства связи, но и путем приобретения личных впечатлений, обмена опытом, взаимного культурного и интеллектуального обогащения. Важную роль в этом выполняют миграционные трансформации.
Изучение миграционных потоков имеет важное значение для принятия управленческих решений и выработки обоснованной государственной миграционной политики, своевременного регулирования и контроля за избытком или недостатком трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности материальной и технической базы, финансовых и земельных ресурсов и т. д. Социальные аспекты миграции обусловлены стремлением людей к более высокому уровню и качеству жизни. Родители, чьи мечты о лучшей жизни не были реализованы в молодости, стараются направить все усилия на то, чтобы их дети приобретали качественное образование за рубежом. При этом существует ряд культурно-национальных и цивилизационных межстрановых различий, затрудняющих процессы интеграции мигрантов в принимающую культурную среду. Языковые барьеры, нежелание интегрироваться, укоренившиеся вредные привычки, малообразованность некоторых категорий мигрантов, с одной стороны, и, как следствие, общие негативные впечатления обо всех прибывающих мигрантах— с другой, — все это способствует росту межэтнической напряженности в ряде регионов страны.
Именно поэтому интеллектуальная миграция является важнейшим инструментом воспитания мигрантов, повышения качества их знаний, формирования законопослушного и лояльного поведения. Современная Россия не остается в стороне от этих процессов. 31 октября 2018 г. президентом РФ был подписан Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Значительное место в ней уделено регулированию интеллектуальной миграции: «Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях; б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в т. ч. создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории; в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан; г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот».
Эффективная реализация этой политики невозможна без опоры на данные научных исследований. Как видим, анализ процессов интеллектуальной миграции в России имеет высокую общественную актуальность.
О высокой актуальности проблем интеллектуальной миграции для современного общества, ее влиянии на социально-экономические процессы в различных странах свидетельствует и анализ научных работ, посвященных этим вопросам. В отечественной социологической литературе изучению ее различных аспектов посвящено значительное число публикаций. Так, Л. А. Кононов, Г. А. Ключарев, В. И. Мукомель и др. рас сматривают важные вопросы современной миграционной политики.
Актуальным тенденциям вразвитии современной международной миграции с участием России посвящены работы Е. Н. Алексеевой, А. А. Вартанян, Е. А. Громовой и Г. Н. Бояркина, М. И. Масленникова, Е. В. Фурсы и Т. М. Роговой. На проблемах интеллектуальной миграции в Российской Федерации также сосредоточивают внимание В.Ю.Леденёва, В.А.Волох и С. А. Гришаева, а также другие авторы.
Важные аспекты интеллектуальной миграции, непосредственно связанные с обучением студентов в вузах России, исследуются в работах А. Л. Арефьева и Ф. Э. Шереги, Н. Д. Трегубовой и В. С. Старикова. В частности, публикация Н. Д. Трегубовой и В. С. Старикова посвящена анализу конфликтного потенциала в академической среде, разработке моделей механизмов их предупреждения. В целом ряде зарубежных публикаций рассматривается роль интеллектуальной миграции как фактора развития человеческого капитала и, в конечном итоге, повышения экономической эффективности стран, куда возвращаются мигранты, получившие образование. Так, по мнению итальянских исследователей I. Odoardi, F. Muratore «влияние человеческого капитала через посредство получения более лучшего образования способствует восстановлению экономики через повышение производительности труда».
2.2. Пути решения проблем интеллектуальной миграции
Наиболее очевидными странами-донорами являются: Россия, Китай, Индия, Мексика, Южно-Африканская Республика, а также страны Ближнего Востока, Восточной Европы Южной Америки и Африки; странами-принимающими: Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия, Япония, Новая Зеландия, Великобритания, Норвегия, Германия, Финляндия и другие страны Западной Европы. Продолжим изучение влияния интеллектуальной миграции на управление человеческим капиталом. Управление человеческим капиталом — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля над совокупностью знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом, необходимый для достижения общих целей.
Управление человеческим капиталом относится к инновационной деятельности и направлен на повышение производительности рабочей силы. В управлении человеческим капиталом знания, умения, навыки — это человеческие ресурсы, которые приравниваются к активам, например, основным средствам или оборудованию. Это помогает рационально рассмотреть имеющиеся у компании ресурсы и распределить их для взаимовыгодного пользования как со стороны работников, так и со стороны работодателя.
Препятствиями для управления человеческими ресурсами может служить нехватка опыта, знаний, подготовки и неудачи в рабочем процессе. Однако, со стороны компании эти проблемы можно решить путём повышения квалификации работников, создания внутренней информационной доступной системы, более высокой оплаты труда и обеспечения гарантированной занятости. Конечно же, это требует значительных затрат от компании, однако, в конечном итоге такая политика не только принесёт преимущества для организации, но и сократит государственные потери, одной из которых является интеллектуальная миграция. Затормозить «утечку мозгов» можно и нужно.
Заключение
В стратегической перспективе нужно стремиться к созданию условий для увеличения интеллектуальной миграции, в т. ч. в восточные регионы Российской Федерации, поскольку, гипотетически, интеллектуальная миграция призвана решать несколько важных социально-экономических и социокультурных задач: 1) в социально-культурном развитии прибывающих молодых мигрантов, в их социальной стратификации; 2) в восполнении нехватки трудовых ресурсов принимающих российских регионов; 3) в росте производительности труда и др. Несмотря на имеющуюся существенную дифференциацию качества базовых знаний мигрантов, а также различающиеся культурно-национальные традиции и обычаи, положительная роль интеллектуальной миграции заключается в сглаживании недостатков и повышении стоимости человеческого капитала.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок от 21.07.2014 № 11–ФКЗ). – М.: Эксмо, 2015. – 32 с.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – ст. 3032.
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109–ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 30. – ст. 3285.
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // Ваше право. Миграция. – 2012. – № 13.
5. Андреев, А.В. Основы региональной экономики / А. В. Андреев Л. М. Борисова Э. В. Плучевская. – М.: КноРус, 2019. – 336 с.
6. Андреев, А.В. Региональная экономика / А.В. Андреев. – СПб.: Питер, 2017. – 464 с.
7. Батракова, Л.Г. Социально–экономическая статистика: учебник / Л.Г. Батракова. – М.: Логос, 2017. – 478 с.
8. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Юнити–Дана, 2018. – 240 с.
9. Бельтюкова, С.М. Проблемы устойчивого развития регионов / С.М. Бельтюкова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2018. – № 14. – С. 30–34.
10. Блинов, В.В. К вопросу о содержании категории «Качество жизни» / В.В. Блинов // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 4. – С. 172–175.
11. Лехтянская, Л.В. Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России / Л.В. Лехтянская // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4 (226). – С. 70–74.
12. Макарьева, Е.А. Демография и ее роль в экономике страны / Е.А. Макарьева / Вестник магистратуры. – 2018. – № 7 (46). – С. 47–49.
13. Максаковский, В.П. Демографический кризис в современном мире / В.П. Максаковский // География ПС. – 2018. – № 23. – С. 13–14.
14. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – М.: КноРус, 2019. – 272 с.
15. Поляк, Г.Б. Региональная экономика / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити–Дана, 2018. – 464 с.
16. Тощенко, Ж.Т. Социология управления / Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2017. – 300 с.
17. Трифонов, Е.В. Новое качество жизни населения в условиях гуманистической цивилизации / Е.В. Трифонов // Российское предпринимательство. – 2018. – № 17 (215). – С. 17–22.
18. Фененко, Ю.В. Социология управления / Ю.В. Фененко. – М.: Юнити–Дана, 2019. – 215 с.
19. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра–М, 2018. – 416 с.
20. Царева, В.М. Рыночные отношения и качество жизни / В.М. Царева // Российское предпринимательство. – 2018. – № 7 (205). – С. 15–20.
21. Чапек В.Н. Региональная экономика / В.Н. Чапек, В.А. Ильющенко, А.И. Калинин, С.Н. Лобов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 252 с.
22. Чернышова, Е.С. Экономика регионов. Конспект лекций / Е.С. Чернышева. – М.: Приор, 2019. – 142 с.
23. Левада Центр. Режим доступа: http://www.levada.ru.
24. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru.