Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: В современном мире информационные технологии играют все большую роль. Огромное количество информации мы получаем при помощи СМИ: телевидения, радио, газет, журналов, сети Интернет. При этом все более увеличивается роль электронных носителей информации. Интернет пронизывает практически все сферы жизнедеятельности общества: науку, образование, медицину, промышленность, торговлю и т.п. Найти необходимую информацию нам гораздо проще по интернету, чем по телефону или иным способом.
Ресурсы сети Интернет, различных социальных сетей помогают нам не только получать информацию, но и предоставляют неограниченные возможности для общения. Интернетом охвачена большая часть населения. Исключение составляют, пожалуй, только пенсионеры самого преклонного возраста и дети раннего дошкольного возраста. Все остальные в той или иной степени захвачены глобальной сетью и не представляют себе как можно без нее обойтись.
Естественно, что информационные технологии, окружающие нас повсюду, оказывают существенное влияние на человека, его мировоззрение, ценности, идеалы, а так же на духовную жизнь общества в целом. С одной стороны огромный поток информации позволяет нам узнавать много нового, самостоятельно мыслить, развивать новые идеи и воплощать их в жизнь. С другой стороны этот поток информации никем не фильтруется, и поэтому мы можем встретить там агрессию, жестокость, порнографию и т.п. Особенную опасность это представляет для детей и подростков. Даже вполне безобидная на первый взгляд информация может привести к изменению ценностей человека. Например, в современном мире все больше падает ценность семьи и во многом это происходит благодаря СМИ. Информационные технологии могут быть и умышленно направлены на подрыв духовной безопасности общества.
В такой ситуации возникает закономерный вопрос: А что же делать? Как сохранить духовную безопасность общества? Что для этого может сделать государство и церковь? Попытаемся ответить далее на эти вопросы.
Цель исследования: рассмотреть влияние информационных технологий на духовную жизнь общества.
Задачи исследования:
• Дать понятие информационного общества и информационных технологий;
• Выявить влияние информационных технологий на человека;
• Охарактеризовать влияние информационных технологий на церковь;
• Рассмотреть возможности продвижения церкви в информационном пространстве;
• Рассмотреть ответ РПЦ на вызов информационных технологий;
Структура исследования: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи исследования. Первая глава посвящена информационным технологиям в современном мире. Здесь рассматривается понятие информационного общества и информационных технологий, а так же их влияние на человека и церковь. Во второй главе рассматривается ответ Русской православной церкви на вызов информационных технологий. Здесь так же рассматриваются вопросы продвижения РПЦ в информационном пространстве, а так же возможность и необходимость цензуры.
Глава I. Информационные технологии в современном обществе.
1.1. Понятие информационного общества и информационных технологий
В 1950-60 гг. а возникает понятие постиндустриального общества. Следует отметить, что ряд авторов рассматривают понятие постиндустриального и информационного общества как синонимы, другие видят между ними различия. Мы в дальнейшем будем рассматривать данные термины как синонимы. Основные черты этого общества стали рассматриваться как качественно новая ступень развития всего человечества. Производство теперь становится наукоемким, наука превращается в ведущую производительную силу, взамен отраслей тяжелой промышленности.
Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Внедрение в производство новых информационных технологий привело к изменению характера труда. Наиболее ярко данная тенденция описана в концепции «электронных коттеджей» Э. Тоффлера. Данная концепция получила освещение на страницах его научного труда «Третья волна», который был создан в середине XX века, однако, вопреки такому длительному периоду существования, до сих пор остается актуальным.
Под электронным коттеджем автор концепции понимает помещение для сотрудников, выполняющих свои производственные обязанности с помощью дистанционного доступа. В данном случае происходит перемещение работы из офиса в жилище работника. Э. Тоффлер писал об электроннном офисе следующее: «….вся прелесть электронного офиса не только в том, чтобы избавить секретаря от печатания на машинке и от правки писем. Автоматизированный офис может хранить их в виде электронных байтов на ленте или на диске. Может (или скоро сможет) прогнать их сквозь электронный словарь, который автоматически корректирует ошибки в правописании. При помощи соединенных между собою компьютеров и телефонных линий секретарь может мгновенно передать письмо на принтер или на экран адресата. Электронное оборудование, таким образом, может уловить оригинал, исправить его, размножить, отослать и сохранить, что составляет фактически единый процесс. Скорость работы возрастает. Затраты уменьшаются»
Все вышеописанное исследователем стало в нашей жизни обыденной реальностью. Пандемия коронавируса поспособствовала более активному переходу на дистанционную работу. В настоящее время огромное количество сотрудников выполняют свои обязанности дома, для чего им необходим только компьютер с выходом в интернет. Концепция «электронного коттеджа» воплотилась в нашу жизнь.
Как уже говорилось, основной ценностью общества нового типа становится информация. Изменяется традиционное понятие о собственности, так как при переходе от продавца к покупателю информация отнюдь не перестает принадлежать продавцу. Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования. Таким образом, появляется понятие информационных технологий, которое включает в себя сферы деятельности, относящиеся к технологиям создания, хранения, обработки и использования данных. Чаще всего под информационными технологиями понимают компьютерные технологии. Можно согласиться с тем, что «Возможности современной вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий сделали информатизацию движущей силой социально-экономических изменений современного общества. Информатизация становится объективным процессом, характер которого стимулирует сознательный поиск новых критериев культуры и социального прогресса и активно влияет на изменения менталитета и образа жизни человека…»
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Быльева Д.С. Информационно-коммуникативные технологии и религия: от коммуникации к виртуализации // Научно-технические ведомости СПбГПу. Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - т. 9. - № 1.- с. 63–71
2. Волкова В.Н., Васильев А.Ю., Ефремов А.А., Юрьев В.Н. Классификация информационных технологий. // Открытое образование. – 2015. - №5. – С.16-24
3. Даниленко Т.В. Духовность человека информационного общества. // Сфера услуг: инновации и качество. – 2016. - №25. – С.7
4. Ермакова М.В. Использование интернет-коммуникаций Святым Престолом и Русской православной церковью. //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. - №1. - С.91-100
5. Заботин Д.Н. Некоторые особенности религиозности в интернете. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. - №4. – 254-257
6. Зыкова Н.А. Технологии связей с общественностью в религиозных организациях. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - №24. - С.73-78
7. Иванов А.В. Цифровая религия. // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Том 18. - вып. 4. – С.377-381
8. Информатика в философском и социальном аспектах : сборник статей магистрантов и преподавателей КузГТУ / под ред. М. И. Баумгартэна, А. Г. Пимонова ; КузГТУ. – Кемерово, 2017. – 126 с.
9. Кипшидзе В. ИТ-стратегия Русской Православной Церкви. 31.03.2017 [Электронный ресурс] // Московский патриархат. Синодальный отдел по взаимоотношениям с обществом и средствами массовой информации. Режим доступа: https://sinfo-mp.ru/it-strategiya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html Дата обращения: 05.12.2020
10. Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации. // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. – 2012. - №3(14). - С.101-111
11. Семенова Д.М. Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. – 2013. - №5(25), 2013 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-elektronnom-prostranstve-na-primere-seti-internet Дата обращения: 06.12.2020
12. Свиридова Н.В. Религия онлайн. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. - №2. – с.238-247
13. Святейший патриарх Кирилл: миссия в интернете важна, но не заменяет реальной приходской работы. 03.02.2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravoslavie.ru/59208.html Дата обращения: 07.12.2020
14. Таймасов Л.А., Лохонова Г.М. Особенности сайтов епархий Среднего Поволжья и роль современных информационных ресурсов в православии. // Вестник Российского университета кооперации. – 2013. - №2(8). – С.120-124
15. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Издательство «АСТ», 2004.- 783 с.
16. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. – 330 с.