Фрагмент для ознакомления
2
Телевидение - техническая система, обеспечивающая передачу на рас-стояние и воспроизведение изображения и звукового поля объектов реально-го мира с помощью электрических сигналов. Эта система способна обеспе-чить одновременную передачу информации на глобальную аудиторию прак-тически мгновенно, используя многочисленные и разнообразные источники сигнала.
Телевидение, как и радиовещание, относится ко второй группе массо-вых технологических процессов. Системообразующими признаками этой группы, как известно, являются:
- симультанность;
- однонаправленность информационных потоков.
Массовость информационного охвата обеспечивается созданием пере-дающих телевизионных сетей и тиражированием (массовым изготовлением) приемных устройств - телевизионных приемников.
Именно эти особенности телевидения:
- оперативность предоставления информации;
-симультанность (одновременность совершения события и его про-смотр);
- глобальность аудитории;
- экранность (предоставление зрительно видеозвукоряда, возмож-ность монтажа видеозвукоряда). -
выделили телевидение как важнейшую в современном обществе систему массовой информации.
Телевидение - синтетическая система СМИ, в равной степени опираю-щаяся на техническую и творческую, человеческую составляющую телевизи-онного информационного или художественного контента. Эти его составля-ющие находятся в диалектическом отношении: ограничивая или развивая творческий поиск в создании телевизионного журналистского произведения. Противоречия между творческими запросами телевизионной журналистики и возможностями техники телевидения стимулируют технический прогресс в разработке и производстве новых поколений телевизионной аппаратуры, яв-ляются внутренним двигателем совершенствования технологических процес-сов и приемов телевидения. С другой стороны, технические достижения, в свою очередь, будят творческую фантазию, творческий поиск новых изобра-зительных решений, новых приемов и жанров телевизионной журналистики. Этот процесс хорошо просматривается на протяжении всей истории телеви-дения и тележурналистики.
Какие же выразительные свойства телевидения сыграли ключевую роль в прогрессе телевизионной техники?
Очевидно, важнейшими из них являются качество передаваемых изоб-ражения и звука. Качество телевизионного изображения - трудно формали-зуемый показатель, определяющий соответствие непосредственного воспри-нимаемого изображения объекта передачи и его телевизионной репродукции. Он включает в себя оценки четкости, резкости, цветопередачи и геометриче-ского подобия этих изображений.
В соответствии с предложенной Н.Д. Пюбергом классификацией можно говорить о трех уровнях подобия оригинала изображения и его репродук-ции:
- физическом;
- физиологическом;
- психологическом. -
и, следовательно, о трех уровнях точности воспроизведения исходного изображения:
- физический уровень точности воспроизведения телевизионного изображения соответствует случаю, когда переотраженное электромагнитное излучение объекта передачи и телевизионного изображения в точности сов-падают, т.е. спектры их электромагнитных излучений тождественны. Оче-видно, что такой случай практически не может быть реализован;
- физиологическая точность воспроизведения соответствует состоя-нию, когда физиологические реакции зрительного аппарата человека иден-тичны на излучение объекта передачи и его изображения. Практически это так же не достижимо в существующих технических системах воспроизведе-ния изображения;
- и наконец, третий уровень точности воспроизведения телевизион-ного изображения - психологическая точность воспроизведения. При этом наблюдение оригинала изображения (т.е. непосредственное зрительное наблюдение объекта передачи) и его телевизионной репродукции (т.е. экран-ного изображения) не вызывают психологического дискомфорта. В этом случае экранное изображение может заметно отличаться от непосредственно воспринимаемого изображения объекта передачи. Видимые изменения экранного изображения по отношению к оригиналу, которые не вызывают у зрителя психологического отторжения, называются психологически допу-стимыми.
К ним можно отнести:
- переход от объемного изображения к плоскому;
- пропорциональное изменение геометрических размеров изобра-жения (масштабирование);
- изменение детальности изображения (четкости);
- изменения в цветопередаче элементов изображения, в том числе изменение насыщенности цветов вплоть до перехода к черно-белому (моно-хромному) изображению.
«Конечным потребителем» телевизионного изображения является глаз человека. Очевидно, что все оценки качества телевизионной «картинки» напрямую связаны с параметрами нашего зрения и сложными механизмами зрительного восприятия окружающего материального мира. В самом деле, наблюдая телевизионное изображение на экране малострочного электроме-ханического телевизора, корреспондент журнала «Радиофронт» восторжен-но пишет: «Изображение настолько четкое, что можно разглядеть даже дым папиросы». Это при том, что такое изображение состоит всего из 1200 пик-селей. Такая же восторженная оценка детальности наблюдаемого изображе-ния дается и при разложении изображения на 180 ООО пикселей. Как видим, субъективность таких оценок очень велика.
Техническое качество телевизионного изображения определяется опре-деленным набором его инструментально измеряемых характеристик и за-крепляется в стандарте на телевизионную систему, а общая интегративная оценка дается экспериментальными или квалиметрическими методами. Сего-дня по «разрешению» телевизионные системы разделяют на:
- системы стандартной четкости (SDTV);
- системы телевидения высокой четкости (ТВЧ, HDTV):
1080 х 1920 элементов;
1152 х 1440 элементов.
Почему развитие телевизионной техники нацелено на значительное увеличение различимых элементов изображения, хотя это связано, как мы увидим, со значительным усложнением и удорожанием оборудования. Это напрямую связано с «жизнеподобнем» передаваемого телевизионного изоб-ражения. При малом разрешении возможны только крупные планы, на
которых и будет виден «дым папиросы», средние и тем более общие планы невозможны, что ограничивает творческие поиски журналиста. Кроме того, даже на крупных планах видна грубая структура изображения, что эс-тетически недопустимо.
Аналогично, обретение телевидением цвета направлено на повышение его выразительных возможностей. Хотя монохромное телевидение дает вы-сококачественное по разрешению изображение, относящееся к психологиче-ски допустимым представлениям объектов передачи, отсутствие цвета лишает художников экрана многих возможностей в реализации замысла. При этом важно помнить, что отсутствие цвета в изображении не менее сильный твор-ческий прием, чем работа с цветом.
Изменение четкости воспроизводимою изображения кардинально ме-няет и технологию производства.
Композиция кадра должна учитывать наличие хорошо различимых вторых и третьих планов и виутрикадровое движение. Т.е. наблюдается определенное возращение к кинематографическому «мизанкадру». Следова-тельно, изменяется и организация телесъемок. Мри этом меняются и декора-ции: они становятся более детальными, фактурными, изменяются грим и тех-ника его нанесения, костюмы и реквизит.
Увеличение четкости телеизображения выдвигает новые, гораздо более жесткие требования к техническим устройствам, в первую очередь к телеобъ-ективам. У этих объективов значительно увеличивается разрешающая спо-собность, снижаются до минимально возможного уровня оптические аберра-ции, в соответствии с новыми форматами кадра меняются линейки фокусных расстояний и углов зрения.
В свою очередь, эти изменения вновь влияют на организацию сцениче-ской площадки, ус1аиовку света, движение камер, а это определяет авюрские и режиссерские подходы и видение телевизионной программы и телевизион-ного действия в целом.
Таким образом, даже на таком ограниченном примере можно убедить-ся в наличии тесной взаимосвязи и взаимном влиянии творческой и техниче-ской сторон телевидения. Поэтому телевидение и отнесено к синтетическому искусству, понимая под этим искусство в широком смысле - от искусства сбора и подачи новостей до высот постановочных жанров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Видео [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
2. Видеоинформация [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/, Видео-информация, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
3. Media Player Classic [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/, ре-жим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
4. Обработка видео [Электронный ресурс] http://photokit.ru/, режим до-ступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
5. Sony Vegas PRO 10.0d Build 669/670 [Электронный ресурс] http://rutracker.org/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
6. Adobe Premiere Pro [Электронный ресурс] http://www.dv-pro.ru/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
7. Видеомонтаж [Электронный ресурс] http://videodesign.narod.ru/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
8. Технология видеомонтажа [Электронный ресурс] http://videodesign.narod.ru/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020
9. Видеомонтаж [Электронный ресурс] http://www.multimediakurs.narod.ru, режим доступа: свободный, дата считы-вания 13.12.2020
10. Линейный монтаж [Электронный ресурс] http://broadcasting.ru/, режим доступа: свободный, дата считывания 13.12.2020