Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы
Международные миграции сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Особенность современного этапа состоит в том, что этот процесс приобрел в строгом смысле глобальный характер. Транспортные технологии конца XX – начала XXI столетий принципиально облегчили перемещение людей из одной точки мира в другую. На протяжении полувека – с 1960-х гг., т.е. с начала деколонизации, по настоящее время – сложилась международная миграционная система. Она развивается долгосрочными циклами, в силу чего явления, которые на первый взгляд могут показаться чем-то из ряда вон выходящим, представляют собой лишь краткосрочные флуктуации.
В последние годы вызывает беспокойство отток за рубеж молодых специалистов.
Эксперты РАНХиГС заявили, что «в текущем десятилетии имел место реальный рост квалифицированной (интеллектуальной) эмиграции из России» . В докладе Н.К. Долгушкина на общем собрании РАН сообщалось, что с 2013 по 2016 г. число выехавших за рубеж специалистов увеличилось в два раза и в 2016 г. составило 44 тыс. человек . Нарастание утечки мозгов из России фиксируется с 2008 г., при этом наблюдается тенденция ее омоложения и повышения «образовательного уровня» . Число аспирантов и молодых ученых, уезжающих за границу, начало расти с 1994 г.. Численность российских студентов за рубежом в 2011–2012 гг. составила 70 000.
Эти процессы развиваются на фоне распространения эмиграционных настроений среди российской молодежи. Каждый третий молодой человек в возрасте 18–24 лет (31%) хотел бы уехать из страны . В данной возрастной группе также наиболее высока доля тех, кто рассматривает возможности для переезда (13%) или иногда задумывается об этом (35%) . Более трети молодых людей от 18 до 30 лет (34,9%) готовы покинуть страну ради хорошей работы за границей . Специалисты в области информационных технологий и наиболее образованные молодые люди отличаются большей готовностью к переезду . Каждый второй аспирант (50%) готов покинуть Россию ради хорошей работы за рубежом, а среди студентов бакалавриата и магистратуры эта доля составляет 43,1% . Это превосходит показатели начала 2000-х гг., когда только 17% аспирантов и 25% молодых преподавателей и исследователей в России интересовались выездом за границу для развития карьеры
Целью данной работы является рассмотрение современной структуры интеллектуальной миграции и ее социально-экономических последствий.
Задачи:
- рассмотреть особенности и механизмы интеллектуальной миграции;
- охарактеризовать последствия интеллектуальной миграции;
- изучить современную ситуацию с «утечкой умов» в России;
- описать способы решения «утечки умов» из России.
Объектом исследования является вопрос интеллектуальной миграции. Предмет исследования – последствия и способы предотвращения «утечки умов» из России.
Глава 1 Интеллектуальная миграция: специфика, механизмы
1.1 Особенности и механизмы интеллектуальной миграции. Роль интеллектуального капитала в экономике государств
Межстрановая миграция представлена перемещением множества различных факторов. Наиболее мобильным из них является «рабочая сила», куда мы и относим высококвалифицированные кадры, которые уезжают из России. В общем случае причинами миграции рабочей силы являются как экономические, так и неэкономические факторы.
Причины экономического характера обусловливаются, прежде всего, различным уровнем экономического развития отдельных стран. Географическими центрами иммиграции для россиян являются наиболее развитые страны, такие, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, большая часть западноевропейских стран, а так же те страны, которые имеют высокие доходы от продажи нефти и высокий темп экономического роста .
К одному из видов международной миграции населения относится внешняя трудовая миграция. Международная трудовая миграция характеризуется перемещением рабочей силы страны на временную работу с дальнейшим возвращением в родную страну.
Выражение «утечка мозгов» (Brain Drain) появилось в начале 50-х годов прошлого столетия. Так в Великобритании стали описывать массовый переезд ученых из Великобритании в США. Прочно вошел этот термин в политический язык в 1980-1990 гг. и в России.
Под данным термином подразумевается потеря государством интеллектуальных ресурсов в итоге выезда из нее научных кадров. По сути, это потеря умственного капитала, который является наиболее важным ресурсом в современном обществе.
В 30-х гг. ХХ в. США получили монополию на возможность отбора ученых-беженцев из фашистской Германии, кроме того, появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов.
В исследованиях интеллектуальной миграции превалирует теория «притяжения-отталкивания», концентрирующаяся на факторах макроуровня, вызывающих миграцию. Эта теория основывается на «парадигме человеческого капитала», которая предполагает, что миграцию осуществляют автономные индивиды, реагирующие на меняющиеся структурные условия, например, на международном рынке труда. Однако структурных условий и личной мотивации недостаточно для реализации переезда за границу, так как на этом пути имеются трудности и барьеры, в том числе для высококвалифицированных специалистов. Как мигранты их преодолевают? Теория миграционных сетей и институциональная теория миграции говорят о том, что существует «социальная инфраструктура», включающая социальные контакты (сети) и миграционные институты и способствующая преодолению этих барьеров. Она обеспечивает связь между страной исхода и страной назначения.
Миграционные сети определяются как межличностные связи, которые соединяют мигрантов, бывших мигрантов и немигрантов в стране исхода и назначения отношениями родства, дружбы и общего места происхождения.
В России с 2014 г. действует президентская программа поддержки постдипломного образования в ведущих зарубежных вузах «Глобальное образование». В Европейском Союзе в целях поддержки международной мобильности студентов и молодых ученых реализуются программы: Erasmus+, Marie Curie и др. Миграции за границу способствуют программы и стипендии Fullbright (США), Chevening (Великобритания), Visby (Швеция) и DAAD (Германия). Программы сотрудничества между зарубежными и российскими университетами, студенческого обмена и стажировок также выступают миграционными институтами. Кроме того, сами университеты становятся значимыми агентами транснациональной мобильности, «соревнуясь за студентов, ученых, персонал и финансирование на мировом уровне».
Итак, социальные сети и миграционные институты являются «мостом» между страной исхода и назначения за счет предоставления ресурсов, помогающих молодым ученым преодолеть барьеры и реализовать переезд за границу.
В условиях нестабильности, обусловленных процессами глобализации, активизации политических противостояний и конфликтов для обеспечения эффективности и результативности деятельности предприятий приобретает актуальность применение подходов, направленных на усовершенствование стратегических целей и формирование интеллектуального капитала компании, как важного компонента развития субъектов хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, сегодня организации сталкиваются с необходимостью изменить свою политику и стратегию в ответ на социальные и демографические изменения, такие как глобализация, усиление конкуренции, технический прогресс и быстрое старение населения, в связи с чем традиционное организационное управление не считается наиболее подходящей стратегией, и организациям необходимо продумывать другие способы конкуренции на рынке.
Интеллектуальный капитал выступает главным фактором, определяющим место и обеспечивающим конкурентоспособность страны в новой экономике – экономике знаний, в которой приоритетами являются знания, инновации, информация. Поэтому для Российской Федерации вопросы формирования и развития интеллектуального капитала являются особенно актуальными, потому как эффективная стратегия применения интеллектуальных ресурсов является важным фактором обеспечения конкурентоспособности как экономики в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования.
Существуют три элемента интеллектуального капитала:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2019. №1 (41). С. 216–225.
2) Абучкара, Р. Эффективное правительство для нового века: Реформирование государственного управления в современном мире / РабиАбучкара, Мишель Хури; [предисл. Робин батлер; послесл. Субраманьян Ранджан] : [перевод с английского]. – Москва : Издательство «Олимп– Бизнес», 2018. – 256 с.
3) Бурденко Е.В., Мудрова С.В. Формирование индикативных показателей экономики знаний // Плехановский научный бюллетень. – 2018. – № 1. – c. 20-25.
4) Васильева, Е.Ю., Граничина, О.А., Трапицын, С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2017. 159 с
5) В РАН заявили о возросшей в два раза за три года «утечке мозгов» // РБК. 29.03.2018. URL: https://www.rbc.ru/society/29/03/2018/5abcc9f59a7947e576977387 (дата обращения: 05.12.2020).
6) Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. Эмиграция из России в конце ХХ – начале XXI века: аналитический доклад. - М.: Комитет гражданских инициатив, 2016
7) ВЦИОМ: Эмиграционные настроения россиян–2018 // ВЦИОМ. 02.07.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9187 (дата обращения: 05.12.2020)
8) Гершман, М., Кузнецова, Т. Оплата труда по результатам в российском секторе исследований и разработок // Форсайт. – 2016. – Т. 8. №3. – С. 58–69
9) Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год. [Электронный ресурс]. URL: https://гувм.мвд.рф/upload/site1/doc-ument file/ doklad.pdf (дата обращения: 06.12.2020)
10) Кажлаева, А.А. Совершенствование механизма управления научными организациями: автореф. дис. … кандидата экономических наук: 08.00.05 / А.А. Кажлаева; Дагестанский государственный технический университет. – Махачкала. – 2016.
11) Как платят профессорам? Глобальное сравнение вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е.В. Сивак под науч. Ред. М.М. Юдкевич; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 439 с.
12) Каку, М. Физика будущего / Митио Каку; пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 584
13) Клячко Т., Авраамова Е., Логинов Д., Полушкина Е., Семенова Е. Трудоустройство молодежи. Готова ли молодежь менять место проживания ради хорошей работы? М.: РАНХиГС, 2018 URL: https:// www.ranepa.ru/images/News/2018-04/04-04-2018-1-monitoring.pdf (дата обращения 05.12.2020
14) Костина Н.И. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.И. Костина; Белгородский государственный университет – Белгород. 2016. 23с.
15) Левада-центр: Эмиграционные настроения россиян. 16.06.2017. URL: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/06/Emigratsiya_tabl..pdf (дата обращения: 05.12.0202
16) Миграционная политика России — новый этап? Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0679/nauka01.php (дата обращения: 06.12.2020).
17) Миндели, Л., Черных, С. Расходы на науку: мифы и реальность // Общество и экономика. – 2016.– №2. – С. 104–115.
18) Ориоль, Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. – 2016. – Т. 4. № 4. – С. 26– 41
19) Сингапурское чудо: Ли Куан Ю. / [пер. с англ. В.Н. Верченко] . – Москва: издательство АСТ, 2017
20) Скаковский, Л.Р. Китай как инновационная держава XXI века: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://isca.kz/ru/pubs-ru/analytics-ru/2020. – Дата доступа: 06.12.2020
21) Тилин, С. А. Интеллектуальная миграция в Российской Федерации / С. А. Тилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66124/ (дата обращения: 06.12.2020).
22) Эксперты РАНХиГС рассказали об усилившейся утечке мозгов из России // РБК. 23.01.2018. URL: https://www.rbc.ru/society/23/01/2018/5a673f129a794712579d7dbe (дата обращения: 05.12.2020