Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 34 страницы текста, 9 таблиц, 3 рисунка, 20 литературных источников.
ОБЩЕСТВО, НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА, ОРГАНИЗАЦИЯ, КАДРОВЫЙ СОСТАВ, МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Объект исследования – неформальная группа в кадровом составе ООО «Синяя птица».
Цель работы – определить роль неформальной группы в кадровом составе ООО «Синяя птица» в эффективности деятельности компании.
Методы исследования – анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, классификация, синтез, наблюдение, моделирование, проектирование, опрос, методы математической статистики.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в каждой организации существует несколько микрогрупп, которые чаще всего выполняют определенные функции совместно, полагаясь друг на друга и оказывая взаимную поддержку.
Это может быть своеобразный кружок единомышленников, друзья, которые общаются вне работы, люди со схожими интересами. Таким людям вместе работать более комфортно, чем со всеми остальными.
Некоторые руководители используют этот момент для повышения эффективности деятельности. При этом далеко не каждый начальник будет вдаваться в личные отношения сотрудников, используя это в своих целях, что является большой управленческой ошибкой.
Существует ряд концепций, которые обозначают приемы повышения эффективности деятельности сотрудников в организации за счет совершенствования корпоративной культуры. Однако спорным остается вопрос о неформальных отношениях в коллективе, т.к. некоторые ученые считают их проблемой для компании.
Степень изученности проблемы. Вопрос о неформальных группах широко освещен в научной литературе. Однако отсутствуют комплексные исследования, посвященные экономической и технологической эффективности применения принципа ранжирования в функциональных обязанностей по принципу выявления неформальных групп в организациях.
Цель исследования – определить роль неформальной группы в кадровом составе ООО «Синяя птица» в эффективности деятельности компании.
Объект исследования – неформальная группа в кадровом составе ООО «Синяя птица».
Предмет исследования – роль неформальной группы в кадровом составе ООО «Синяя птица» в эффективности деятельности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность неформальной группы.
2. Раскрыть виды неформальных групп.
3. Привести характеристику ООО «Синяя птица» и его кадрового состава.
4. Описать неформальную группу в составе штата ООО «Синяя птица».
5. Провести анализ эффективности деятельности неформальной группы в ООО «Синяя птица».
6. Выработать пути совершенствования деятельности неформальной группы в ООО «Синяя птица».
7. Оценить потенциальную эффективность совершенствования деятельности неформальной группы в ООО «Синяя птица».
База исследования: ООО «Синяя птица».
Гипотеза исследования: неформальная группа, которая выявлена в штате компании «Синяя птица», работает более сплоченно и эффективно, чем остальные сотрудники.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, классификация, синтез, наблюдение, моделирование, проектирование, опрос, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе собран научный материал, посвященный проблеме изучения неформальных групп в социологии и психологии. Данная информация систематизирована и может быть использована для проведения дальнейших исследований в данной области.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением эффективности деятельности неформальной группы в составе штата ООО «Синяя птица», определением отличий ее деятельности от работы других сотрудников, а также разработкой рекомендаций по совершенствованию деятельности компании по принципу создания и выделения неформальных групп.
Научная новизна исследования определяется тем, что в курсовой работе выявлены принципы отбора сотрудников для создания неформальных групп, которые необходимы для повышения эффективности деятельности компании. На примере одной организации показан процесс исследования эффективности деятельности неформальной группы в компании.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1. Сущность неформальной группы
Под неформальной группой в научной социологической и психологической литературе понимают ту общность социальных единиц, которая образовывается стихийно, не имеет утвержденного регламента отношений и основана на общих интересах или высоко значимых межличностных отношениях .
Специфика неформальных групп заключается в том обстоятельстве, что они могут быть отдельными объединениями, которые существуют вне зависимости от официальных организаций, а также в ряде случаев являются составным компонентом этих официальных групп .
Основным механизмом формирования и функционирования неформальной группы является самоорганизация. При том обстоятельстве, что в таких группах нет специальных уставов или регламентов, существуют определенные, закрепленные в сознании ее участников негласные правила нахождения внутри коллектива, которые всегда исполняются членами команды .
Надо отметить, что у любой неформальной группы есть ряд признаков, которые выделяют ее из общества. К ним относятся :
– общие интересы участников группы;
– высокий уровень значимости межличностных отношений;
– единая цель членов коллектива;
– социальная мимикрия, передача друг другу ценностей и привычек;
– наличие единых соперников или конфликтующих сторон, что может стать объединяющим фактором для создания и развития неформальной группы;
– существование негласного или официального лидера, к мнению которого прислушиваются все члены группы.
Кроме того, специфической особенностью неформальной группы является непринужденное общение. Никто не может заставить членов группы общаться друг с другом, они делают это по собственной воле .
При этом тот участник неформальной группы, который перестает разделять ее ценности и цели, может свободно покинуть коллектив, если это не причинит ему эмоционального дискомфорта из-за высокого уровня привязанности к другим членам неформальной группы .
Кроме того, нужно отметить, что зачастую лидер неформальной группы может меняться. Он не выбирается официально, а получается спонтанно, в связи со следующими возможными его характеристиками :
– более высокое материальное положение, чем у других членов группы;
– более старший возраст и жизненный опыт;
– лидерство как врожденное качество или развитая черта характера;
– более высокий уровень образования и интеллекта;
– стремление нести ответственность не только за себя, но и за действия других людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что неформальная группа имеет ряд характерологических признаков, которые отличают ее от официальной, в частности, связанных с процессом ее организации и содержанием деятельности, а также характером межличностных отношений между участниками.
1.2. Виды неформальных групп
Как показывают данные научных исследований, существует три основных вида неформальных групп, которые представлены на рисунке 1.1. Данные виды выделены учеными в зависимости от отношения участников групп к обществу и его стандартам и требованиям .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбузова Е.Н. Межличностное общение как инструмент эффективного формирования малой социальной группы // Материалы научно-практической конференции «Технологии социальных исследований». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 71–85
2. Берестова И.Т. Проблемы классификации социальных групп на современном этапе развития российского общества // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–107
3. Исакова З.А., Крючкова Е.П., Финогентов А.Ю. Принципы формирования неформальных социальных групп // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–112
4. Курскиева А.А., Бондаренко С.М., Велигодская П.О. Проблемы эффективности деятельности профессиональных коллективов: перспектива развития корпоративной культуры на основе формирования организационной общности сотрудников // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум. Социальные и гуманитарные дисциплины». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2020. – С. 103–112
5. Кустова И.В. Социальные технологии в начале XXI века: инновации, проблемы и перспективы применения // Сборник трудов Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство БГУ, 2019. – С. 123–140
6. Лаевская Е.Н. Социология и психология малых групп. – Воронеж: Слава, 2017. – 390 с.
7. Молотова А.А., Демидова Е.М., Краснова О.А. Социальные группы. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 288 с.
8. Мясоедова И.К., Фирсова С.В., Николаенкова А.А. Проблемы формирования и функционирования малых социальных групп в современных организациях: российский и зарубежный опыт // Сборник статей Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Сер. 1. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2017. – С. 56–70
9. Ромашкина А.А., Свиридова С.А., Грановская Е.К. Межличностные отношения сотрудников как основа эффективности совместной деятельности // Материалы научно-практической конференции «Кадровая структура фирмы и ее проблемы в современной России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2018. – С. 23–34
10. Савенкова Л.Д., Щербакова С.М., Иващенко А.А. Проблема формирования позитивного коллектива современной организации // Вопросы социальной экономики. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–138
11. Смирнов Р.А., Кручинина Т.А. Командообразование как перспективное направление экономической деятельности в постсоветское время // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–23
12. Смирнова О.А., Звягинцева В.А. Формальные и неформальные социальные группы: социологический анализ проблемы создания и функционирования // Социологические исследования. – 2019. – № 4. – С. 16–20
13. Тихонова Е.Г., Алексеева А.П., Свердлова Е.М. Особенности создания и развития неформальной группы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–58
14. Харитонова С.М., Жарикова В.В., Кучеренко А.Г. К вопросу о психологии малых групп в современном мире // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. – С. 55–68
15. Чиркова А.А., Полозова Г.Е. Основы исследования функций и признаков неформальной группы: современный аспект // Материалы научно-практической конференции «Экономика и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–31
16. Петербургский центр творческого развития детей и взрослых с ОВЗ «Синяя птица» // NS Портал. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/node/2326027 (Дата обращения: 01.12.2020)
17. Синяя птица. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.sinyaptica.ru/ (Дата обращения: 01.12.2020)
18. Синяя птица. Творческое развитие детей с ОВЗ. Официальная страница // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/bluebirdcenter (Дата обращения: 01.12.2020)