Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
С усилением глобализации мы стали наблюдать расширяющееся общество потребления. Потребление сейчас – это не просто компенсация физических и духовных издержек человека. Потребление сегодня – это форма досуга, главный мотив человека участвовать в общественном воспроизводстве.
Трансформируется уровень качества потребления: предпочтения личности задаются модой, рекламой и лишены свойств общей полезности. Глобализация привела к формированию рынков товаров-стимуляторов, а не товаров потребления. То есть в современных условиях продукт не нацелен на удовлетворение традиционных материальных интересов человека. Реклама – это целенаправленное искажение информации, которая вышеназванному процессу способствует. Ценности и стандарты потребления в современном экономическом обществе больше навязаны и связаны с манипуляцией сознания со стороны корпораций, которые товары-стимуляторы производят. Например, экономические потребности представителей развивающихся государств, которые необходимы для нормального самовоспроизводства, могут быть не достаточно удовлетворены для реализации того, что навязывается потребительскими стандартами.
Как считает исследователь общества потребления в России В. И. Ильин, «В России социальная структура находится в стадии коренной трансформации, субкультуры многих групп только формируются, поэтому попытки жить по чужим стандартам — экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк, жить в общежитии и ездить на «Мерседесе» — здесь встречаются гораздо чаще», при этом «полностью скопировать потребительский комплекс чужого слоя не позволяют материальные возможности, но пустить пыль в глаза, купив одну-две видимые окружающим вещи из символов более высокого слоя, можно» .
Целью данной работы является рассмотрение модели массового потребления.
Задачи:
- описать сущность потребления и потребительского поведения как категории экономики;
- рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского поведения: кардиналистским и ординалистским подходом;
- изучить сущность и особенности массового потребления;
- проанализировать динамику и особенности формирования потребительского спроса в России;
- охарактеризовать основные черты развития массового потребления в России;
- описать проблемы и перспективы развития массового потребления.
Объект исследования – модели массового потребления. Предмет исследования – особенности формирования потребительского спроса.
Глава 1. Теория массового потребления
1.1 Сущность потребления и потребительского поведения как экономической категории
Потребительское поведение — это совокупность различных действий, в результате которых разрабатывается определенная система потребительского спроса, в которой потребитель хочет и способен сделать определенный выбор. То есть, потребитель выбирает товар с учетом его цены и расчетом своего личного бюджета. Так же существует множество других трактовок. Например: «Поведение потребителя — это определенный вид деятельности, результатом которой является получение, потребление и распоряжение определенным товаром вместе с процессами, ведущими к выбору определенного товара и процессами, происходящими после одной из трех стадий» . В результате при любом существующем определении поведения потребителя, его главный смысл заключается в постоянном желании удовлетворения потребностей потребителя. Под влиянием модных тенденций, вкусов, интересов, мнений и советов окружающих людей, беспрестанного технического прогресса, и прочих исключительно субъективных факторов, индивидуум или потребитель строит свое индивидуальное потребительское поведение, постоянно склоняясь к своим персональным предпочтениям. Очень сложно определить общий характер потребительского поведения для людей во всем мире, с учетом нынешнего разнообразия в менталитетах и финансово-экономических условиях различных государств. По возможности стоит группировать потребителей по таким демографическим признакам, как: занятость населения, средний уровень жизни, пропорциональное соотношение численности людей, и т.д.
В мире постоянных сомнений, боясь ошибиться, сделать что-либо не наилучшим образом, каждого из нас, как потребителя, преследует одна очень серьезная задача – выбрать. Проблема выбора является одной из главных движущих характеристик потребительского поведения. Все оно складывается именно за счет постоянного развития производящей отрасли. С увеличением количества и разнообразия товаров на рынке нам все сложнее сделать определенный выбор.
Потребительский выбор — совокупность действий, совершаемых потребителем для получения определенного вида товара или услуги, в результате которого он сможет получить максимальное удовлетворение своих потребностей .
Но иногда решение о приобретении того или иного товара становится более серьезным. Приходит случай, когда невозможно найти компромиссное решение и выбор становится категоричным: либо это, либо то. В такой ситуации в силу вступает потребительское предпочтение.
Потребительское предпочтение — выбор потребителем одного экономического блага в пользу другого.
Потребительское предпочтение целиком и полностью зависит от полезности, которую потребитель получит при приобретении того или иного экономического блага. Графиками потребительского предпочтения являются кривая безразличия и карта кривых безразличия.
Кривая безразличия — это график ломанной прямой, иллюстрирующей варианты сочетания двух благ, обладающих равной полезностью. Так как во всем множестве таких разнообразных сочетаний, полезность различных благ равна, потребитель оценивает их как равные, и для него не видно разницы в выборе (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Кривая безразличия
Зависимость потребительского поведения и полезности в трактовке Джевонса
Лучше всего начать исследование потребительского поведения с открывателя маржинализма – У. С. Джевонса. Опубликованная в 1871г. «Теория политической экономии» стала его важнейшим трудом и внесла большой вклад в изучение политэкономии всего мира. Джевонс впервые попытался дать теоретическое описание измерения полезности. Непосредственная заслуга Джевонса состоит именно в том, что, благодаря своим трудам, он смог привлечь внимание многих последующих экономистов к предельной полезности товара, определяющейся субъективным фактором, которая стала главной опорой в его теоретических моделях. Первоначальное описание теории потребительских благ, основанное на их предельной полезности вскоре было расширено методологией установления цен на факторы производства, ссылающейся к теории предельной производительности .
Джевонс начинает свое исследование на примере случая, при котором все действия происходят между двумя «торговыми партнерами» или индивидуумами, запас благ которых остается неизменным. Вступив во взаимоотношения по поводу обмена, каждая сторона будет вести торг ровно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Андреева, А. А. Гедонистическое потребление: некоторые понятийные рамки [Электронный ресурс] / А. А. Андреева. – Режим доступа: http://luxurytheory.ru/2011/10/gedonisticheskoe-potreblenie.
2) Басарева В. Г., Регионы: антикризисные модели поведения потребителей // ЭКО. — 2016. — № 9. — С. 79-91.
3) Бузгалин А. В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. 2016. № 3. С. 125-141.
4) Булганина С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монограф. / С. Н. Булганина. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2013. – 340 с.
5) Васильченко М. М., Рынок требует внимания // Стандарты и качество. — 2016. — № 2. — С. 42-449
6) Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2019
7) Гвоздков С. Д., Политические идеологии и рынок символических благ в культуре массового потребления // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 6. — С. 280-286.
8) Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика – М., Издательство МГУ: ИНФРА - М, 2017.
9) Изряднова О., Динамика производства и потребления в первой половине 2019 г. // Экономическое развитие России. — 2019. — Т. 26, № 9. — С. 7-11
10) Ильин В. И. Показное потребление [Электронный ресурс] / В. И. Ильин. – Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html (дата обращения: 15.12.2020).
11) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 608 с.
12) Липсиц, И. Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведения / И. Липсиц // Вопр. экономики. – 2016. – No 8. – С. 64–79.
13) Михеева Н. Н., Экономическая динамика российских регионов: кризисы и пути восстановления роста // Регион: экономика и социология. — 2019. — № 2 (102). — С. 56-79
14) Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО Аспект Пресс, 2015
15) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [www.gks.ru]
16) Родрик, Д. Парадокс глобализации: демократия и будущее мировой экономики / Д. Родрик. – М.: Институт Гайдара, 2014. – 576 c.
17) Старостина С. А., Тенденции во взаимодействии потребительского кредитования с социально-экономическим развитием России // Финансы и кредит. — 2016. — № 24. — С. 35-44
18) Черепанов Е. В., Функция совокупного потребительского спроса // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 3. — С. 92-94
19) Шибицкий М. В., Методологические и методические аспекты мониторинга потребительского спроса и покупательского поведения // Труд и социальные отношения. — 2016. — Т. 27, № 2. — С. 84-92
20) Экономическая теория. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер , 2018