Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 5
1.1. Особенности функционирования региональных транспортных комплексов 5
1.2. Нормативно-методическая база по разработке региональных документов транспортного планирования 10
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Общая методика, объект и предмет исследования 17
2.2. Анализ программного обеспечения для разработки транспортных моделей 19
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы работы подчёркивается закономерностью взаимодействия и взаимозависимости качества организации транспортно-логистических процессов пассажирских и грузовых автомобильных перевозок.
Транспортная система – это транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности [2].
В промышленной деятельности перевозка грузов осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта [22].
Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе Российской Федерации, регулярно обслуживая несколько миллионов организаций всех форм собственности, а также население страны.
В перемещении пассажиров и грузов в условиях крупного автомобильный транспорт является неотъемлемой частью данного процесса.
В данном виде перевозок наблюдается высокий рост объемов грузооборота по сравнению с другими видами транспорта.
Важно отметить, что и проблема транспортной подвижности населения в крупных городах в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Это связано с ростом дорожных и строительных работ, различного рода капитальными ремонтами и пр.
Данные аспекты рассматриваются в трудах целого ряда специалистов Глазьева С.Ю., Дегтяренко В.Н, Иванова С.Е. и др.
Тюменская область является регионом Российской Федерации, имеющим общие сухопутные границы с такой страной, как Казахстан.
Актуальность и научная новизна данной курсовой работы заключается в системном подходе к организации автомобильных перевозок пассажиров и грузов с учетом особенностей такого региона РФ, как Тюменская область.
Предметом исследования является существующая транспортная модель организации перевозок пассажиров и грузов автотранспортом в условиях региона РФ.
Объектом исследований является рынок транспортных услуг Тюменской области в части организации пассажирских и грузовых перевозок, как для физических, так и юридических лиц..
Цель работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию транспортной модели Тюменской области.
В процессе достижения указанной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты разработки транспортной модели перевозок грузов и пассажиров;
- изучены теоретические особенности данного вида деятельности в г. Тюмень и Тюменской области;
- намечены пути совершенствования перевозок пассажиров и грузов с учетом примера разработанной транспортной модели в условиях крупного города, такого как г. Тюмень.
Существующие нормативные акты, и целый ряд достоверных теоретических положений в области транспортной деятельности, составили теоретическую и методологическую основу исследований данной работы.
Информационная база исследования состоит из ежегодных отчётов официальной торговой статистики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Исполнительного комитета СНГ; официальных данных статистических агентств и центральных банков стран ЕАЭС; научно-аналитических докладов, представленных ЕЭК, Институтом Европы РАН и международным дискуссионным клубом «Валдай».
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1. Особенности функционирования региональных транспортных комплексов
Тюменская область входит в состав Уральского федерального округа и включает территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени территория Тюменской области рассматривается без учета территорий автономных округов.
Стратегические транспортные коридоры системы общероссийской транспортной сети, проходящие по территории Тюменской области, сформированы:
- в широтном направлении - Транссибирской железнодорожной магистралью и автомобильными дорогами Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и Екатеринбург - Тюмень;
- в меридиональном направлении - автомобильными дорогами "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск; и Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, а также железной дорогой Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым.
Часть широтного транспортного коридора на участке Омск - Курган проходит по территории сопредельного с Российской Федерацией государства - Республики Казахстан. Данный транспортный коридор включает в себя автомобильную дорогу федерального значения "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск; и Южно-Уральский ход Транссибирской железнодорожной магистрали [2].
Город Тюмень - крупный транспортный узел Тюменской области, который является основной точкой подключения к общероссийской транспортной сети основных коммуникаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Через город Тюмень проходят линейные объекты федерального значения:
- железные дороги: Москва - Владивосток, Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым;
- федеральные автомобильные дороги: Екатеринбург - Тюмень; Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и подъезд к городу Тюмени от автомобильной дороги "Байкал", входящие в международный транспортный коридор "Транссиб", который войдет в состав формирующегося транснационального коридора Берлин - Пекин; Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск; Тюмень - Ханты-Мансийск - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард, являющаяся частью важнейшего для региона транспортного коридора.
Город Тюмень является центром формирующейся Тюменской агломерации. В агломерационных процессах задействованы территории в границах Тюменского района:
- у юго-западных границ города, вдоль Московского тракта, ряд сельских поселений с наиболее благоприятными ландшафтными условиями приобрели функции "спальных районов" для работающих в городе Тюмени;
- группа поселений, расположенных на Северосибирской железнодорожной магистрали (по Ялуторовскому тракту), а также ряд населенных пунктов у границ города Тюмени получили промышленную специализацию;
- сельские поселения, расположенные в северо-западном и восточном направлениях от города Тюмени (Новотарманское, Кулаковское, Чикчинское), имеют рекреационную функцию;
- ряд сельских поселений, расположенных в 30-минутной транспортной доступности от города Тюмени, приобрели функции дачных поселков с сезонным проживанием. Всего на территории Тюменского муниципального района зарегистрировано 85 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Формирование агломерации является одной из перспективных форм пространственного развития региона, которая требует особого внимания к развитию транспортной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура Тюменской области является неотъемлемой частью региональной транспортной системы, выполняющей коммуникационные функции. Транспортная инфраструктура включает улицы, дороги, водные и железнодорожные пути сообщения, узлы пассажирских сетей (вокзалы, остановочные пункты), места хранения автомобильного транспорта, объекты пешеходной и велосипедной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры Тюменской области обеспечивает [10]:
- повышение качества и эффективность транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности;
- обеспечение безопасности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности;
- ограничение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Обязательным элементом в планировании развития транспортной инфраструктуры Тюменской области выступает документ территориального планирования - Генеральный план городского округа город Тюмень. Генеральным планом городского округа город Тюмень предусматривается концентрическое территориальное развитие города с формированием радиально-кольцевой транспортно-планировочной структуры за счет завершения формирования ближнего автодорожного обхода города Тюмени, в пределах которого будет осуществляться основной объем нового строительства. На перспективу предполагается строительство дальнего автодорожного обхода, ограничивающего все площадки сложившегося и перспективного освоения.
Основные требования к развитию транспортной инфраструктуры Тюменской области установлены Генеральным планом городского округа город Тюмень, определяющим планировочную организацию территории, которая разделяет улично-дорожную сеть на ее опорную и локальную подсистемы. В развитие решений Генерального плана городского округа город Тюмень утверждены проекты планировки всех территорий города, которые красными линиями установили четкие границы всех элементов улично-дорожной сети с учетом развития всех видов транспортного передвижения: автомобильного транспорта, пассажирского транспорта общего пользования, велосипедного и пешеходного. Конкретные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акаев А.А. 2012. Математические основы инновационно-циклического развития Шумпетера- Кондратьева В.: Акадьев А.А., Гринберг Р.С., Гринин Л.Е., Коратаев А.В., Малков С.Ю. (ред.) Кондратьевские волны: аспекты и перспективы. Волгоград: Учитель, 2017.- с. 110-135.- Текст непосредственный. .- Текст непосредственный.
2. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: Научтехлитиздат, 2017. - 208 с. .- Текст непосредственный.
3. Белякова А.И., Поспелова Л.Н. Инвестиция в транспортную инфраструктуру//В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; редактор: Н.В. Пшениснов. Нижний Новгород, 2017. С. 304-307.
4. Булавина, Л. В. Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах [Текст]/Л.В. Булавина— Екатеринбург: Уральский университет, 2018.- 48 с.
5. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Тарко А.М. Национальное богатство и качество жизни: мир и Россия. Москва: Энергия, 2018. – с. 216-237.
6. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопрос экономики 3. М.: Национальный институт развития, 2017. – с. 67-73.
7. Журкин, И. Г. Геоинформационные системы. [Текст]/ И.Г. Журкин, С.В. Шайтура.– М.: Кудиц-Пресс, 2018- 194 с. .- Текст непосредственный.
8. Зубец А.Ж. Транспортная инфраструктура: ее функции, виды и значение в развитии городов//В сборнике: Актуальные проблемы развития общества, экономики и права Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов: Электронное издание. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»; составитель: Никонорова А.В.. Москва, 2018. С. 59-66.
9. Капский, Д.В. Разработка методики сбора исходных данных о параметрах транспортного потока. [Текст]/Д.В. Капский, Д.В. Рожанский Д.В.// Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: науч. материалы XIII.– Екатеринбург: АМБ, 2017.-296 с. .- Текст непосредственный.
10. Карпов, Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AniLogic 5 [Текст] / Ю.Г. Карпов.- СПб.: БХВ-Петербург, 2017.- С. 210.- Текст непосредственный.
11. Кременец, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения [Текст]: / учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2017.-279 с. .- Текст непосредственный.
12. Кретов С.И. Шестой технологический уклад, политическая экономия и мейнстрим // Вестник, 2017. № 6 (338). Экономические науки. Вып. 53. С. 7-18.
13. Манукян Р.Г. Конспект лекции по Организации перевозок на транспорте - Санкт-Петербург: СПАТК ГА, 2018 г. .- Текст непосредственный.
14. Михеева, Т. И. Управление транспортной инфраструктурой [Текст]/ Т.И. Михеева, С.В. Михеев, О.Н. Сапрыкин.– Самара: Интелтранс, 2017.-С. 88. .- Текст непосредственный.
15. Михеева, Т.И. Построение математических моделей объектов улично-дорожной сети города с использованием геоинформационных технологий [Текст]/Т.И. Михеева// Информационные технологии.–2017– №1.–С. 69-75. .- Текст непосредственный.
16. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.С. Лукинского. – СПб.: Изд-во Питер, 2017. – 176 с. .- Текст непосредственный.
17. О.Я. Осипова «Транспортное обслуживание туристов», 2018.
18. Папшин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски /электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2018. № 5 .
19. Просветов, Г.И. Математические методы в логистике: учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. – М.: Изд-во РДЛ, 2017. – 272с. .- Текст непосредственный.
20. Семина И.А. Транспортная инфраструктура: характерные черты и факторы развития//В сборнике: Сборник трудов молодых исследователей географического факультета МГУ им Н.П. ОГАРЕВА. IV научная конференция молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева. 2018. С. 34-39.
21. Скрипкин, П.Б. Калибровка модели движения маршрутных транспортных средств в программе SUMO [Текст] / П.Б. Скрипкин, А.А. Власов, О.А. Касимова// Современные научные исследования и инновации.‒2017.‒№ 6.‒С. 89.
22. Теоретические основы назначения режима работы светофорных объектов с двумя основными тактами [Электронный ресурс]. ‒ http://cyberleninka.ru ‒ Дата обращения 08.05.2021.
23.Троицкая Н.А.., Чубуков А.Б. «Единая транспортная система» учебник 2-ое издание М. Академия 2018.- Текст непосредственный.
24. Харисова В.Н. Глобальная Спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. М. ИПРЖР 2017 г.
25. Шайкин В. Маркетинг транспортных услуг // Маркетинг. - 2017. - №5.
26. Швецов, В. И. Алгоритмы распределения транспортных потоков [Текст] / Владимир Швецов//Автоматика и телемеханика.-2017.-№ 10.-148–157 с.
27. Ширин, В.В. Повышение пропускной способности улично-дорожной сети города[Текст]/В.В. Ширин// Журнал сетевых решений.–2017 -№50.–С. 40-47.
28. Якимов, М.Р. Анализ влияния различных сценариев развития транспортной системы крупного города на возможные варианты нарушения целостности городской структуры [Текст] /М.Р. Якимов// Вестник транспорта Поволжья. – 2017. – № 1.– C.18–24
29. PTV VISUM. [Электронный ресурс]. ‒ http://PTVVISUM.dlr.de – Дата обращения 06.04.2021.