Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение и ток-шоу обеспечивают массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремятся объединить общество на основе единых ценностей.
История современного российского телевидения началась с 1934 года, когда началось регулярное телевещание – 12 раз в месяц по 1 часу. В 1939 году, телецентр на Шаболовке начал свое вещание. Вначале передачи были 4 раза в неделю по 2 часа.
Первый электронный телевизор «КВН49», появился в СССР в 1949 году. В 1950 – изобретен пульт дистанционного управления, который был подключен кабелем к телевизору. В 1953 году, в США, началось цветное телевещание. Стремительное развитие телевидения во второй половине 20го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. По сей день это СМИ занимает лидирующие место среди прочих средств коммуникаций.
Появление телевидения можно отнести к поколению бебибумеров. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнесцентры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов. Но для них все же привычнее телевидение, то самое средство массовой информации, которое появилось в их время и было основным высокотехнологичным средством передачи информации (не считая радио). Людям этого и последующих поколений, не считая поколение Z, гораздо удобнее пользоваться телевизором, чтобы узнавать новейшую информацию.
Если говорить о поколении Z, то это поколение, пользующееся огромным количеством продуктов научно-технического бума, когда появился интернет, когда стало совершенствоваться телевидение и многие другие вещи.
На сегодня телевидение в России переживает определенный кризис контента, поскольку в связи с масштабной коммерциализацией индустрии телевидения все реже стали появляться оригинальные и нестандартные программы, которые бы не повторяли франшизы. Такие заимствования относятся не только к видам телевизионных программ, но и характеристикам их жанров. К примеру, один из самых известных жанров на сегодня – это ток-шоу. В нашей стране журналисты, как правило, при ведении такого рода шоу основываются на опыте коллег из США. Данный жанр является крайне популярным и актуальным. Известные телеканалы ведут свои теле-шоу, различные по направленности, темам и аудитории.
В России теле-шоу как жанр стал популярен с 1960 гг и сейчас стремительно набирает обороты в своем развитии. Об этом говорит огромное число телепередач: «Жди меня», «Пусть говорят», «Прямой эфир» ит. д.
Часто в таких шоу обсуждаются проблемы, волнующие общество, личная жизнь участников шоу, их поведение. Эксперты дают оценку участникам и их поведению. Приглашаются экспертами врачи, психологи, адвокаты и депутаты. Но стоит также сказать и о том, что изначально как аналитический жанр, на сегодня теле шоу является развлекательной программой. Изучение стратегии современного телевизионного шоу, анализ его структуры и тематики дает представление об этой проблеме и подтверждает актуальность данной курсовой.
Целью данной работы является рассмотрение телешоу как нового формата российского телевещания.
Задачи:
- рассмотреть роль телевидения в жизни общества;
- проанализировать некоторые советские телешоу;
- описать повседневность как категорию отражения бытия современного человека;
- проанализировать кулинарные ток-шоу как демонстрацию повседневности.
Объект исследования – телешоу как формат российского телевещания. Предмет исследования - кулинарные ток-шоу как демонстрация повседневности.
Среди российских исследователей (теоретиков журналистики и коммуникативистов) формат телевизионного ток-шоу впервые концептуализировал Г.В. Кузнецов , системно рассмотрела возможности и манипулятивные эффекты ток-шоу Э.В. Могилевская , как разновидность публицистики трактовали ток-шоу Р.А. Борецкий и В.Л. Цвик , игровую составляющую формата изучал С.Н. Ильченко , создали типологию и проанализировали сущностные характеристики ток-шоу П.В. Гуленко и Ю.И. Долгова
Глава 1 История появления и развития жанра «телешоу» на российском телевидении
1.1 Роль телевидения в жизни общества. Появление формата телешоу на российском телевидении
Как же влияет современное телевидение на поколение современной молодежи? Молодёжное телевидение – это программы, в основном публицистического характера, направленные на молодёжь и подростков. Интернет источники гласят, что сегодня специализированных программ на ТВ для молодёжи мало, а рейтинги просмотров молодых людей составляет не более 23%. А. Вартанова отмечает, что молодёжь желает и стремится социализироваться. Для молодых людей характерно желание проявлять активность, стремиться к цели, добиться успешной карьеры. Также представители этого возраста чаще остальных экспериментируют и играют разные роли в социуме. Молодёжное телевидение начало развиваться с 1954 года, именно в это время вышел первый тележурнал «Фестивальный», а затем и «Молодость» в 1958 г. Это первые наработки, на основе которых строились базовые принципы телевизионной публицистики. В молодёжных программах позволено было больше, нежели в обычных, поэтому их считали более правдивыми .
Нельзя не отметить телепередачу «Горизонт» 1965 года. За годы её существования содержание программы изменилось: журналисты стали задевать более серьёзные вопросы, в том числе и философские. В «Горизонте» чётко прослеживались готовые оптимистичные установки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 7 лет концепция телепередач изменилась: если раньше вопросы, интересующие молодёжь, носили больше информативный характер, то с 1965 года телевидение стало применять техники влияния на подростков, настраивать на оптимистичную волну. Эту теорию подтверждает создание легендарного Клуба Весёлых и Находчивых, который появился в 1961 году. Такая форма подачи не проявляла себя как традиционный жанр публицистики, но прочно осела на ТВ. На тот момент это была развлекательная программа, которая включала познавательные элементы, затрагивала будничные проблемы.
Некоторые аналитики считают, что КВН – это замаскированное политическое токшоу. Вначале своего зарождения, КВН выходил в прямом эфире и долгое время пользовался бешеной популярностью среди молодёжи и подростков. Можем предположить, что передача пользовалась популярностью у телесмотрителей благодаря юмору, ведь с ним всегда проще перенести тяготы жизни. На тот момент аналогу КВНа не было как на отечественном, так и зарубежном телевидении. Затем, в годы застоя телепублицистики, КВН стал выходить в записи.
Джой Моррисон видит дорогу к профессионализации российских журналистов через кооперацию с западными партнерами, которая предполагает как материальную, так и интеллектуальную поддержку.
Исследователь считает важным фактором, что начиная с 1991 года журналисты и преподаватели стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки имели возможность приезжать в Россию и с энтузиазмом проводить разные курсы, семинары, школы, знакомя российских журналистов и студентов со своими отечественными моделями теоретической и практической журналистики. Финансовая помощь была также немаловажной
С весны 1985 года ленинградское телевидение начинает выпускать программу «Телекурьер». Через 2 года эту программу смотрела вся страна.
Оранжевый «Рафик», который был расписан телефонами программы, весь день ездил по городу и искал новости для подачи их в вечерний выпуск. Живая обратная связь со зрителями, смешные зарисовки жизни города, отсутствие официальности и поздние выходы в эфир являлись уникальными в то время на телевидении СССР.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Анистратенко Т. Г. Самоопределение личности в повседневных жизненных практиках: трансдисциплинарный подход // Общество и право. 2017.№ 1(59). С. 177–181.
2) Банных Г. А. Информационная культура в повседневных практиках городского жителя // Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность: сб. научных публикаций: в 2 ч. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. экономич. ун-та, 2015. Ч. 2. С. 3–5.
3) Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. С. 195—196
4) Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 102—110
5) Жукоцкий В. Д. Философия. Часть I. – Нижневартовск: «Приобье», 2016
6) Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного теле-контента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с
7) Корчагин П. П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.
8) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с
9) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2016
10) Лелеко В. Д. Культурология повседневности: становление и современное состояние // Фундаментальные проблемы культурологи: в 4 т. / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. Т. 1. Теория культуры. С. 377–389.
11) Марушкина Н. С. Концепт «еда» в контексте диалога культур: дис. …канд. культурологии: 24.00.01. Иваново, 2014. 154 с.
12) Мелешко Е. Д., Набилкина Л. Н. Феномен еды как культурный код // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 4(24). С. 26–31.
13) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006
14) Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 17.12.2020).
15) Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1(64). С. 182–188.
16) Полякова И. П. Повседневность в социально-философском контексте:теоретико-методологический анализ: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11. М., 2011. 352 с.
17) Сохань И.В. Визуальные репрезентации гастрономической культуры // PRAXEMA. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 96-100
18) Фергюсон П.П. Служение вкусу: Триумф французской кухни. Чикаго, 2004
19) Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 254—258.
20) Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003. 334 с.
21) Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.
22) Яковлева Е. Л. Фронтирность гастрономических повседневных практик // Журнал фронтирных исследований. 2018. № 1(9). С. 7–16.
23) Ryan M. T. Lifestyle media in American culture: Gender, class, and the politics of ordinariness. New York; London: Taylor & Group, 2018. 222 p.