Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мы живем в удивительном многогранном мире, в котором так много интересного, неизведанного. Именно в таком свете перед нами предстает сама «Ее Величество» - История.
На протяжении многих сотен лет люди терзают свои умы философскими вопросами, рассуждают, анализируют, спорят, пытаются найти истину. И как это принято, в истории нет полного единства взглядов, сколько людей, столько и мнений.
В условиях современного времени, мы все чаще обращаемся к истории своего государства, к истории своего народа, к познанию своего прошлого. Расширение границ своего познания – прямой путь к саморазвитию, к воспитанию в себе чувства ответственности за будущее поколений.
Объект исследования – История России.
Предмет исследования – положение сословий в период Революции 1917 года.
Цель исследования - дать оценку роли проводимых реформ в России в 1917 году и их влияние на положение русских сословий.
Задачи исследования:
1. Изучить классификацию русских сословий.
2. Изучить положение русских сословий в дореволюционный период.
3. Охарактеризовать причины ликвидации русских сословий.
4. Проанализировать социальные и правовые последствия отмены власти в России.
Практический опыт, полученный в процессе исследования позволит расширить область знаний об изменении не только политического строя в России после Революции 1917 года, но и выяснить как же стала складываться судьба людей, вынужденных эмигрировать из страны под гнетом обстоятельств.
Глава I. Остракизм. История возникновения. Особенности.
1.1. История возникновения термина «остракизм».
После аттидографа Филохора и Деметрия Фалерского, которые относятся к периоду эллинизма, в нарративной традиции об остракизме возникает лакуна. Вновь тема остракизма привлекает внимание античных авторов с I века до н. э. Цицерон упоминает об изгнании Аристида и Фемистокла. Корнелий Непот приводит в жизнеописаниях Аристида, Фемистокла и Кимона некоторые детали об их остракизмах. Общую характеристику явлению дал Диодор Сицилийский: «Афиняне, как представляется, приняли такой закон не с целью наказания преступлений, но с целью умалить через изгнание безнаказанность людей, которые поднялись слишком высоко».
В период Римской империи количество упоминаний остракизма античными авторами резко увеличилось. В данном случае речь шла об описании процедуры, которую применяли более трёх веков назад. Это закономерно привело к появлению недостоверной информации, которую современные историки не рассматривают всерьёз. Одновременно, на фоне утверждений о том, что процедуру остракизма придумал неизвестный в историографии Ахилл, сын Лисона, Птолемея Гефестиона, остракизму был подвергнут «отец» процедуры Клисфен, Клавдия Элиана, и других явно недостоверных сведениях, особняком стоят сочинения Плутарха. В них описаны детали остракизмов Аристида, Фемистокла, Кимона, Фукидида, сына Мелесия и Гипербола. Достоинство сочинений Плутарха заключается в использовании большого количества источников, по большей части ныне утраченных. В своих пассажах он ссылается на Кратина, Платона Комика, Андокида, Фукидида и др. Плутарх вносит новую трактовку явления. По его мнению, во время остракизма, под видом страха перед потенциальными тиранами, афиняне проявляли зависть к чужой славе.
К письменным источникам об остракизме принадлежат труды периода Византийской империи — писателей Гесихия, патриарха Фотия, Иоанна Зонары, Иоанна Цеца, Феодора Метохита, анонимных энциклопедических словарей «Суда», «Большой этимологик» и анонимного трактата Vaticanus Graecus. Эти источники, как и позднеантичные, базировались на не сохранившихся до наших дней памятниках литературы. В большинстве случаев византийцы не приводят новой информации об остракизме. Однако, в некоторых случаях, они могут содержать важные сведения, которые присутствовали в несохранившихся античных источниках. Так, к примеру, Гесихий упоминает изгнание Менона. Вплоть до середины XX века, это свидетельство историки не воспринимали всерьёз. Единичное описание остракизма, сделанное автором жившим через 9 веков после того времени в истории афинской демократии, когда применяли такую процедуру, не заслуживало доверия. Однако последующие археологические находки заставили историков пересмотреть своё отношение к остракизму Менона.
Первые посвящённые остракизму монографии датированы второй половиной XIX века. В 1861 году профессор К. Я. Люгебиль опубликовал книгу «Über das Wesen und die historische Bedeutung des Ostrakismos in Athen» («О сущности и историческом значении остракизма в Афинах»). В период между выходом труда Люгебиля и 1940-ми годами были изданы ещё три посвящённые остракизму монографии. На начальном этапе изучения проблемы историки, в основном, фокусировали своё внимание на анализе письменных источников, нахождении в них несоответствий, изучении основных аспектов введения и функционирования остракизма. Начиная с 1940-х годов историки стали комбинировать данные из нарративной традиции и сохранившихся остраконов.
Изучение археологических находок множества остраконов позволило историкам по новому взглянуть на свидетельства из письменных источников. Так, к примеру, американский археолог и историк Е. Вандерпул[de] смог доказать, что остракизм Алкивиада Старшего приходился на 460-е годы до н. э., а не на 485 год до н. э., как предполагали ранее. В 1972 году вышла книга датского историка Р. Томсена «The Origin of Ostracism» («Происхождение остракизма»). Она была посвящена не остракизму как таковому, а времени, причинам и предпосылкам его появления. В 1990-х годах М. Лэнг издал серию книг «The Athenian Agora» («Афинская Агора»), один из томов которой представляет собой каталог найденных на афинской Агоре остраконов.
К историкам, которые внесли наиболее значимый вклад в изучение проблемы, относятся Э. Раубичек, Дж. Кини, П. Бикнелл, Р. Девелин, Г. Стэнтон, Ф. Виллемсен, Ш. Бренне и К. Моссе. В их просопографических статьях проведена реконструкция жизни жертв остракизма, а также других афинян, чьи имена встречаются на остраконах. Благодаря многочисленным исследованиям в историографии появились детальные сведения о жизни практически не отображённых в письменных источниках персоналий. Так, к примеру, информация о Каллии, сыне Кратия, основана исключительно на данных 700 остраконов, так как описание персонажа в других источниках отсутствует. Внимание историков привлекли также вопросы предыстории и прекращения функционирования остракизма[9].
Отдельными направлениями в изучении остракизма стало разрешение противоречий в письменных источниках, исследования деталей конкретных случаев изгнания. В особую группу можно выделить статьи посвящённые использованию остракизма вне Афин.
1.2. Применение термина в Новом и Новейшем времени.
Термин «остракизм» в Новое и Новейшее время стали использовать в переносном значении «изгнания», «гонения», «осуждения», «исключения из социума», «бойкота». Словарь Merriam-Webster датирует первое литературное применение такого значения 1588 годом. В политологии термин могут использовать при описании изгнания из страны выдающихся личностей, которые своим авторитетом и влиянием подрывают существующий государственный строй. В более широком смысле остракизмом обозначают изгнание из коллектива незаурядных людей[148]. Кроме того под остракизмом понимают существовавшие на Кавказе формы осуждения человека за те или иные проступки, которые предполагали изгнание из родного села, отказ от родства и соответственно потерю защиты со стороны родственников и т. п. Ряд законов США против диффамации профессор Г. Анауолт назвал направленными против «остракизма», подчеркнув при этом неэффективность законодательного противодействия явлению.
Кроме политологии термин стал широко использоваться и в психологии в качестве синонима «социального исключения», игнорирования, отвержения. Психологи даже выделяют типы «социального остракизма». Они подчёркивают, что кроме «карающего», с целью наказать объект игнорирования, остракизма, существуют и другие типы явления. При «защитном остракизме» члены общества отстраняются от индивида, которому грозит опасность преследования со стороны начальства, государственных органов и т. п. институтов, чтобы самим не стать жертвами. «Ролевой остракизм» предполагает сознательное игнорирование, как к примеру, меняющего тарелки официанта или горничной. При «ненамеренном остракизме» субъект не замечает объект остракизма, так как считает, что тот недостоин внимания. Возможен и «псевдо-остракизм», когда поведение субъекта ошибочно интерпретируется объектом как игнорирование[151]. Объект социального исключения испытывает отчуждение, беспомощность, имеет высокий риск развития депрессии.
При проведении функциональной магнитно-резонансной томографии отмечено, что у объектов социального остракизма происходит активация тех участков поясной коры головного мозга, которые являются индикаторами физической боли. Психологи выделили три типа реакции на остракизм — антисоциальную, просоциальную и стратегию избегания. В первом случае индивид мстит обществу, которое его не принимает, во втором — старается «понравиться», стать частью общества, в третьем — принимает существующее положение вещей, отстраняется от окружающих.
Выводы по 1 главе
На основе проведенных нами исследований зарождения остракизма можно сказать, что корни его уходят в глубокую древность. Характерной особенностью данного явления является то, что оно стало возможным благодаря объединению «наиболее привилегированных людей» в определенные группы, способные принимать решение по изгнанию «неугодных» им.
Несмотря на то, что на некоторое время данное явление исчезает из трудов историков, следующие материалы, отобранные нами, дают понять, что совсем оно не ликвидировано, а лишь на время «упущено из виду».
Кроме того, найденные нами исторические сведения подтверждают вышеприведенную гипотезу, главным свидетельством которой является столь широкое распространение остракизма по всей территории древних государств и государств «старого света», и, в частности перетекания на территорию Европы, которая, как известно находилась в то время в тесном взаимодействии с Российской Империей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и использованной литературы
1. Андокид. Речи, или история святотатцев / Пер. Э. Д. Фролова. — СПб.: Алетейя, 1996. — 256 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 5-85233-003-26.
2. Аристотель. Афинская полития / Перевод и примечания С. И. Радцига.. — 2-е изд.. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.
3. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т.. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — С. 376–644.
4. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.
5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (рус.) / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М.: Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
6. Е. Н Марасинова. Власть и личность: очерки русской истории XVIII века. Наука, 2008. С. 11.
7. Сословия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
8. С. Г. Алексеев. Местное самоуправление русских крестьян. XVIII—XIX вв. Т. 5.. СПб, 1902. С. 50.
9. Владимир Максимович Кабузан. Население Северного Кавказа в XIX—XX веках: этностатистическое исследование. М, 1996. С. 220.
10. Савченко, Марина Станиславовна Организационно-правовые основы деятельности казачества юга России: середина XVI — начало XX вв. Автореферат диссертации доктора юридических наук. Краснодар, 2007.
11. Зелинский, Валерий Евгеньевич Вхождение области Войска Донского и казачества в государственно-правовое пространство России. Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Краснодар, 2009.
12. Дулимов, Евгений Иванович Становление и инволюция государственных форм организации казачества в правовом пространстве Российского государства в XVI—XX вв. Автореферат диссертации доктора юридических наук. Саратов, 2003.
13. Юридический словарь А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Казачество // Большой юридический словарь. — Инфра-М (рус.). — М., 2003.
14. Алексеев В. В., Миненко М. А. История казачества Азиатской России в трёх томах: XVI– первая половина XIX века. Т. 1. Ин-т УрО РАН, 1995
15. Советская военная энциклопедия, Том 4. М, 1977.
16. Дон и Северный Кавказ в первой половине XVI—XIX века (Курс лекций Ростовского университета)
17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по сословиям и состояниям
18. Статья. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Декрет_об_уничтожении_сословий_и_гражданских_чинов
19. Статья. Декрет народных комиссаров: сословия уничтожить. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://dalmate.ru/item/311-sosloviya-v-rossijskoj-imperii.html
20. Статья. Сословия. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://lib.sale/sotsiologii-politologii-osnovyi/sosloviya-93712.html
21. Статья. Этот день в истории: 23 ноября 1917 года — Декрет об уничтожении сословий [Электронный ресурс] Точка доступа: https://eadaily.com/ru/news/2016/11/23/etot-den-v-istorii-23-noyabrya-1917-goda-dekret-ob-unichtozhenii-sosloviy
22. Статья. Большевики уничтожили классовые различия в 1917 году. Парламентская газета. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://www.pnp.ru/social/bolsheviki-unichtozhili-klassovye-razlichiya-v-1917-godu.html
23. В.Ю. Ключевский. История сословий в России. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/177860/fulltext.htm