Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономику любого государства трудно представить без транспортных услуг. При этом важным является транспортирование грузов, багажа и пассажиров. С развитием научно-технических достижений возрастает роль морских, воздушных, а также автомобильных перевозок, которые позволяют в максимально удобный и быстрый способ осуществить внутренние и международные перевозки.
Договор фрахтования морских судов является одним из наиболее востребованных договоров в сфере торгового мореплавания, поскольку деятельность по перевозке грузов и пассажиров морем осуществляется перевозчиками, как правило, на морских судах, арендованных у собственника на различных условиях. Особенностью правового регулирования договора фрахтования морского судна является практически полное отсутствие унифицированных материальных норм международных договоров.
Основным инструментом регулирования таких отношений выступают нормы международных обычаев и положения проформ договоров, разработанных многочисленными международными организациями. Субсидиарным источником является национальное законодательство, диспозитивные нормы которого применяются в случае, если какие-либо вопросы не урегулированы в проформах.
В настоящее время проблематика правовой природы договора фрахтования в определенной степени раскрыта авторами исследований, посвященных различным аспектам чартерных перевозок. Бесспорно, такие труды имеют большую научную ценность для раскрытия понятия и содержания договора фрахтования морского судна, однако существует ряд специфических вопросов, связанных с разграничением договора фрахтования и смежных правовых институтов; с регулированием специфического предмета договора фрахтования; с регулированием ответственности по договору фрахтования, которые недостаточно раскрыты.
Недостаточность именно современных научных разработок по данной проблематике, отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, возникающих из договора фрахтования морского судна на национальном уровне с учетом изменившихся тенденций является факторами, препятствующими развитию морского транспорта как во внутренних, так и в международных перевозках. Этими факторами обусловлена актуальность исследования договора фрахтования морского судна.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования международного фрахтования судов.
Предметом работы выступают нормы права, регламентирующие правовое регулирование международного фрахтования судов.
Целью исследования является анализ правового регулирования международного фрахтования судов.
Задачами исследования являются:
– раскрыть понятие и правовую природу международного фрахтования судов;
– исследователь виды договора международного фрахтования судов;
– рассмотреть организацию перевозки по договору международного фрахтования судов;
– выявить проблемы правового регулирования международного фрахтования судов и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили всеобщие научные методы (диалектический, метафизический), а также общенаучные методы (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический), что позволило выявить следующие проблемы в законодательном формулировании основ правовой сущности договора фрахтования (чартера).
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как: А.В. Алешина, В.А. Косовская, А.С. Витвицкий, Р.А. Шрамко, В.А. Белов, В.Н. Гуцуляк, А.И. Заборский, Н.В. Марьянкова, Д.А. Мацук, и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общие положения международного фрахтования судов
1.1. Понятие и правовая природа международного фрахтования судов
Термин «фрахт» имеет немецкое происхождение, а именно от слова «fracht». Первоначальном оно имело несколько значений: процесс перевозки грузов на судне, взятом в наем; плата за перевозку груза; непосредственно сам груз. Исторически данный договор фрахтования сформировался как институт торгового права и подразумевал именно наем морского судна для перевозки груза .
Позднее данный договор стал постепенно включать в себя новые элементы и механизмы: перевозку груза, «аренду» тоннажа, а также произошло его распространение на более современные виды транспорта – наземный и воздушный.
На современном этапе в юридической науке существуют разногласия насчет правовой природы договора фрахтования в силу близости его как к арендным отношениям, так и перевозке грузов.
Действующее право Российское Федерации определяет договор фрахтования достаточно общим образом: в соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под договором фрахтования (или же чартером) понимается следующее: одна сторона – фрахтовщик – обязуется предоставить за плату всю, либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств другой стороне – фрахтователю. Данное правоотношение возникает на один или более рейсов и может предусматривать перевозку грузов, пассажиров и багажа.
Более детально договор фрахтования морского судна регламентирован нормами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) в п. 2 ст. 115, а также нормами Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации , в частности п. 3 ст. 97 (далее – КВВТ РФ).
При этом, под договором фрахтования морского судна необходимо понимать договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких морских транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Международное частное право включает в себя множество отраслей. Одной из таких отраслей является международное частное морское право (далее – МЧМП). МЧМП представляет собой совокупность правовых норм, которые содержатся в международных договорах, обычаях и национальном праве различных государств. Эти нормы призваны урегулировать отношения, связанные с осуществлением торгового мореплавания, которые осложнены иностранным элементом.
Понятие правовой (юридической) природы на сегодня, не взирая на тот факт, что оно является крайне широко применяемым, не имеет детального и однозначного определения в рамках науки общей теории права. В большинстве случаев, для формулировки определения этого понятия, исследователи совместно рассматривают причины появления (исторические предпосылки) определенной нормы или правового института, а также места и значения их в современной теоретической правовой науке и повседневной юридической практике .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) (вместе со «Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбург, 31 марта 1978 года)» (по состоянию на 24.04.2017)) // Закон. № 6. 2000.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов («Роттердамские правила») (Заключена в г. Нью-Йорке 11.12.2008) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Cт. 2207.
6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.
7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Российская газета. № 59-60. 26.03.1997.
8. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Парламентская газета. № 156-157. 14.11.2007.
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11. 2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды» // Вестник ВАС РФ. № 1. Январь. 2012.
10. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по делу № А56-25727/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2018 по делу № А51-25047/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Алешина А.В., Косовская В.А. Договор фрахтования судна как институт международного частного права // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2017. С. 18-22.
13. Алешина А.В., Косовская В.А. Договор фрахтования судна как институт международного частного права // Актуальные проблемы юридической науки и практики. IV Ежегодные научные чтения, посвященные памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Федоровича: в 2-х томах. Т. 1.: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 23 ноября 2017 г. – СПб.: АНО ВО «СЮА», 2017. С. 10-13.
14. Витвицкий А.С., Шрамко Р.А. Технология ведения переговоров связанных с фрахтованием судов // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2020. № 1 (30). С. 60-64.
15. Гражданское право. В 4 т. Т. IV. Особенная часть. Относительные гражданско-правовые формы. В 2 кн. Книга 1. Обязательства: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / В.А. Белов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 443 с. Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
16. Гуцуляк В.Н. Виды чартеров в международном торговом судоходстве // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 108-130.
17. Кириллова Т.К. К вопросу о фрахтовании судов для внутренних перевозок в СССР В 1920-1930-Х гг. // Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 57-62.
18. Заборский А.И. Договор аренды и договор фрахтования воздушного судна // Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития. сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 128-132.
19. Кошкин А.С. Правовая организация функционирования бюро координации фрахтования судов совета экономической взаимопомощи (СЭВ) // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: правовая система и современное государство: материалы V Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2020. С. 80-83.
20. Маркалова Н.Г. О договоре фрахтования судна (тайм-чартере) // Liber Аmicorum в честь профессора Абовой Тамары Евгеньевны. Современное гражданское обязательственное право и его применение в гражданском судопроизводстве. Сборник статей. 2019. С. 113-117.
21. Марьянкова Н.В. Судебная практика применения норм Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации // Арбитражные споры. 2015. № 1. С. 25-29.
22. Мацук Д.А. Правовая природа договора международного фрахтования судна в международном частном морском праве // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14 (32). С. 204-206.
23. Никитина А.П., Михайлова А.Д. Организация морских перевозок по договору фрахтования морского судна // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 380-386.
24. Пурге А.Р. Правовая характеристика договора фрахтования судна // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 3 (42). С. 163-17
25. Российское гражданское право: Учебник: В 2т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. 1208 с.
26. Синицын С.А. Концепция тайм-чартера в морском частном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 5. С. 95-111.
27. Ханчукаева Л.А. К вопросу о правовой природе договора фрахтования (чартера) // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 11. С. 109-115.