Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальное неравенство всегда присутствовало в человеческом обществе и во многом оно вызвано, самой природой человека, так как от рождения мы все отличаемся друг от друга. В настоящее время существует огромная классификация в неравенстве различных групп населения: социальное неравенство, неравенство в доходах, уровне жизни, доступу к материальным и даже духовным ресурсам.
Актуальность работы заключается в том, что в России неравенство имеет колоссальную историческую почву и однажды в истории нашей страны мотивы классового неравенства привели к Революции. Изучение причин, состояния и последствий социального неравенства играет огромную роль в изучении состояния нашего общества.
На современном этапе развития общественных отношений разница в уровне жизни, интересах, возможностях и общей дифференциации различных групп населения носит все более яркий характер. Множество различных групп населения не чувствуют социальной защищённости и поддержки не только со стороны государства и общественных организаций, но и среди рядовых граждан нашей страны. Примером этого могут служить разница в жилищных условиях, качестве медицинского обслуживания, образования и даже частоты питания между различными группами населения. По оценкам ряда отечественных и зарубежных статистических исследований, наша страна является одной из самых социально неравномерных в отношении уровня жизни стран.
Такая непростая ситуация в нашей стране развилась в результате ряда исторических причин и бремя преодоления трудностей которые связаны со снижением проблемы социального неравенства полным грузом ложится на современное поколение
Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие личности.
Тенденция увеличения в нашей стране количества людей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения, соответствующих потребностям и способностям людей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении людей с нарушениями развития.
Современная система образования в полной мере принимает только тех, кто отвечает ее специфическим требованиям, людей со стандартными возможностями, способных учиться по общей для всех программе и показывать нормальные для всех результаты успеваемости. В результате часто получается, что люди с особыми образовательными потребностями часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников и выпадают из общего образовательного процесса, так как педагогический коллектив не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики для работы с ними.
Развитие инклюзивного образования – веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя ряд обязательств по отношению к людям с ограниченными возможностями. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с особыми потребностями вообще и к образованию этих людей-инвалидов, в частности. Идея совместного обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями и здоровых людей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждый человек вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в высшем учебном заведении люди с нарушениями здоровья смогут получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. Получение такими людьми качественного высшего образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В настоящее время специалисты многих отраслей научного знания педагоги, психологи, социологи (H.H. Малофеев , Н.И. Скок , Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина, В.П. Гудонис, Н.Д. Шматкои др.) раскрывают различные аспекты интеграции в социальную среду людей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема инклюзивного образования рассматривается рядом авторов: Шипицына Л. М., Эльконин Д. Б., Загуменнов Ю. Л., Сорокоумова С. Н., Акатов Л. И., Сабельникова С. И. и др. Реализация прав инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
В настоящее время наша страна находится только в начале пути к подлинно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного образования требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом, но и в научно-методическом плане.
Объект исследования: участники (преподаватели и студенты) образовательного процесса.
Предмет исследования - отношение к инклюзивному образованию субъектов образовательного процесса.
Цель исследования - изучить отношение субъектов образовательного процесса к реализации инклюзивного образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть классические теории социального неравенства;
- рассмотреть современные теории социального неравенства.
Проблема исследования - неразвитость, недоступность инклюзивного образования.
Глава 1. Классические теории социального неравенства
Разнообразие отношений, ролей и позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, которые отличаются во многих аспектах.
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях неравного доступа к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко используется понятие “социальная стратификация».
Несмотря на то, что тема социального неравенства имеет достаточно давнюю историю, интерес для социологической науки она начала представлять лишь в 19 веке. Хотя и до этого исследователи, философы и ученые задумывались над природой взаимоотношений между людьми, а также над тем, что общество разделено на несколько частей, и части эти в своем благосостоянии далеко не равны друг другу. Впервые о неравенстве в социуме заговорили еще философы античности – Аристотель и Платон. Они пытались исследовать те различия, которые как раз и приводят к разделению общества, те причины и критерии, которые отражают неравенство тех или иных социальных групп. На какое-то время исследования по данной теме утихли, но постепенно вопросы о том, какие механизмы вызывают социальное неравенство, вновь начали волновать ученых.
Так, Аристотель понимал равенство как неотъемлемую часть гражданского правосудия. Он отметил, что справедливость в обществе возникает как при справедливом равенстве (уравнительная справедливость), так и при справедливом неравенстве (разделительная справедливость). При справедливом равенстве различные общественные блага распределяются поровну независимо от заслуг человека, его положения в обществе, справедливое неравенство предполагает распределение благ
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисян, И.А. Проблемы преодоления социального неравенства общества и сокращения бедности населения в современной России / И.А. Аветисян // Вопросы территориального развития. – 2019. – №. 5 (50). – С. 4-12
2. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В. Стратификационные концепции изучения среднего класса в структуре современного российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 224-230.
3. Алексеенок А.А., Ухорский М.В. Исследование социального неравенства структуры общества в трудах зарубежных ученых // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 1. С. 185-200.
4. Алексеенок А.А., Ухорский М.В. Особенности становления и развития социальной структуры современного российского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1 (27). С. 18-25.
5. Батанина И.А., Парамонова О.В. Особенности консолидации региональных элит // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 31-39.
6. Беляева Л.А. Качество жизни в субъективных оценках населения: Россия в европейском контексте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 4. С. 680-694.
7. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992. С. 19-38 (WeberM. Klass, status i partija // Social'naja stratifîkacija. Vyp.1. M., 1992. S. 19-38)
8. Викторов, А.Ш. Социальное неравенство: философская и социологическая рефлексия / А.Ш. Викторов //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2014. – №. 2. – С. 176-186
9. Голенкова З.Т. Глобализация и изменения в социальной структуре общества // Социологический альманах материалы VIII Орловских социологических чтений. 2017. С. 11-16.
10. Гордон Л.А. Потери и обретения в России девяностых. М.: Едито-риал УРСС, 2001. Т. 2. С.123.
11. Горшков М.К. Российское общество в условиях кризисной реальности: внутренние и внешние факторы // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 3. С. 24-43.
12. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина// Социологические исследования, 1991
13. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. – М.: РГСУ, 2011. – 364 с.
14. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2003. 568 с.
15. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 3-11.
16. Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8-22.
17. Каира Ю.В. Современные социологические подходы и м одели изучения трансформации социально-стратификационных процессов // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2012. № 4. С. 48-052.
18. Малофеев, H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Выпуск №1.
19. Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 3-5.
20. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. - Москва : Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
21. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992. С. 114-137
22. Скок, Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции/ Н.И. Скок. // Социологические исследования. - 2005. - №4.
23. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред. сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - Москва : Политиздат, 1992. -543 с
24. Тихонова Н.Е. Стратификация по жизненным шансам массовых слоев современного российского общества // Социологические исследования. 2018. № 6 (410). С. 53-65.
25. Тихонова Н.Е. "Негативная стабилизация" и факторы динамики благосостояния населения в посткризисной России // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 1. С. 27-47.
26. Sumner, G. W. The challenge of facts and other essays / G. W. Sumner. - New Haven : Yale University Press ; London : Humphrey Milford ; Oxford : Oxford University Press, 1914. – С. 40