Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественное питание играет важную роль в жизни общества. Оно удовлетворяет потребность людей в питании в условиях нахождения вне дома или невозможности приготовления пищи.
Спрос на продукцию и услуги предприятий общественного питания непрерывно изменяется и растет. На данном этапе развития отрасли прослеживается тенденция к производству функциональной продукции, которую отличают не только вкусовые качества и калорийность, но и польза для здоровья человека, так как сейчас люди особенно сильно тяготеют к здоровому образу жизни, а в частности- обеспечению здорового питания.
Столовая при общеобразовательном учреждении относится к специализированным предприятиям общественного питания, спрос на продукцию которые всегда будет иметь место, что связано, прежде всего с отсутствием альтернативы обеспечения питанием, а также с проблемой детского питания, которая в настоящее время является особенно актуальной, так как с появлением большого количества фастфудной продукции, которая все чаще имеет место в рационе детей и подростков.
Несоблюдение в рационе детей и подростков принципов сбалансированного питания приводит к различным нарушениям обмена веществ, проявление которых зависит от многих факторов, в том числе индивидуальных особенностей организма, его устойчивости к повреждающим воздействиям.
Грамотное обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных заведений является важнейшей задачей работников, связанных с организацией данного процесса, так как от этого зависит в общем-здоровье детей, их самочувствие, а в частности- их способность усваивать учебный материал, так как на познавательные и запоминательные процессы тратится большое количество энергии, которой организм ребенка снабжается посредством питания. Для гармоничного развития детского организма питание, предлагаемое пищеблоком или сторонними организациями, должно быть сбалансировано как по калорийности, с учетом возраста обучающихся, так и по содержащимся в составляющих его продуктах питания, нутрициентам, необходимым для правильного функционирования, роста и развития организма ребенка.
Здоровье детей очень тесно связано с правильным питанием, а так как обучающиеся проводят большую часть времени в школе, вопрос организации их сбалансированного питания всегда был и остается весьма актуальным.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса организации обеспечения питанием учащихся общеобразовательных школ и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на базе столовой школы №14 города Нягань.
Цель достигается путем решения следующих задач:
-изучения теоретических основ школьного питания в России и за рубежом;
- анализа состояния развития системы школьного питания в городе Нягань;
-анализа материально-технической базы и организации снабжения школьной столовой;
-анализа ассортимента продукции и оперативного планирования в школьной столовой;
- анализа обслуживания учащихся;
-разработки рекомендаций по совершенствованию организации питания учащихся.
В работе рассмотрены проблемы, связанные с организацией питания школьников и предложено их решение.
1. Аналитический обзор
1.1 Актуальность организации школьного питания в стране и за рубежом
В большинстве западных стран, вопрос снабжения качественным питанием школьников приравнивается к вопросу национальной безопасности страны, так как способность в будущем реализовывать детородные функции, тем самым обеспечивая демографический рост и пополнение рядов вооруженных сил, напрямую зависит от состояния здоровья еще в детском возрасте.
Сбалансированное питание детей и подростков является фактором, влияющим на сохранение здоровья ребенка, а также фактором, определяющим здоровье будущих поколений. Организму ребенка требуется большое количество пищевых веществ и энергии, так как в отличие от взрослого, в детском организме непрерывно происходят процессы активного роста и развития, формирование органов, увеличение мышечной массы. В детском питании актуальными являются проблемы, связанные с недостаточностью питания, такие как общее недоедание, в том числе дефицит микронутриентов, так и возрастающая с каждым годом проблема ожирения, уже издавна свойственная для европейских стран.
По результатам рассмотрения данных исследований питания различных групп населения, в том числе и разных возрастных групп, было выявлено, что исследования, связанные с питанием детей в мире, проводятся намного реже, чем исследования питания других возрастных групп населения.
В России глобальное изучение питания и пищевого статуса населения началось лишь в начале 1990-х годов. В результате проведения анализа материалов выборочного исследования рациона питания, проведенного Росстатом в 2013 году на экспериментальной выборке из 45 тысяч домохозяйств всех субъектов РФ, получены данные о существенных изменениях фактического питания детей в 2013 году по сравнению с первой половиной 1990-х годов. [10].
В фактическом рационе питания детей России в 2013 году обнаружены признаки так называемого богатого питания, заключающиеся в высоком содержании в рационах детей различных возрастных групп белка, общего жира, ненасыщенных жирных кислот. Также выявлены высокие уровни потребления поваренной соли. Так же как в 1990-е годы [10], на структуру потребления энергии оказывает влияние уровень дохода семьи: чем выше доход, тем выше и содержание белка и общего жира в суточной калорийности рациона питания.
Таким образом, основные нарушения питания детей возрастной категории 3–19 лет, выражены в избыточном потреблении жиров, ненасыщенных жирных кислот, сахара и поваренной соли, при этом, потреблением кальция и железа является недостаточным. Обнаруженные в ходе исследования нарушения могут представлять собой факторы риска нарушения роста и развития детей, а также быть показателями развития заболеваний во взрослой жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2020 года)
2. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2020 года)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 08 декабря 2020 года)
4. СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»
5. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»
6. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»
8. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (МР 2.3.1.2432-08 от 18.12.2008)
9. Дедкова, Л. С. Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»// Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 69-71.
10. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б., Устинова Ю.В. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопросы питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 50–60.
11. Могильный М. П. Технология и организация питания в образовательных организациях (общеобразовательных организациях) / М. П. Могильный, В. Н. Иванова, Т. В. Шленская–М.: ДеЛи плюс, 2014–350 с.
12. Мясникова Е. Н. Школьное питание — важнейшая подсистема социального питания. В сборнике: Инновации: перспективы, проблемы, достижения Материалы Пятой Международной научно-практической конференции. Изд-во: West-Ost-Publishing house Berlin. 2017. С. 437–448.
13. Сухоруков, Д. В. Актуальные вопросы организации питания школьников и студентов вуза // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 200-202.
14. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения// Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4, № 2. С. 120-128.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
16. Руководство по потреблению сахаров взрослыми и детьми.
Резюме. ВОЗ, 2015. 11 с. (доступно на сайте ВОЗ www.who.int)