Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государству необходимы финансовые ресурсы для того чтобы вы-полнят свои функции. Данные ресурсы сформированы в централизован-ном денежном фонде страны. Этим денежным фондом является бюджет страны. Определение приоритетных путей развития бюджетной системы является приоритетным направлением управления государственными финансами, что обуславливает актуальность выбранной темы исследова-ния.
Цель курсовой работы – определить направления совершенствова-ния сбалансированности государственного бюджета РФ.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и сущность, основные характеристики госу-дарственного бюджета;
- охарактеризовать особенности формирования государственного бюджета;
- представить характеристику доходной и расходной частей госу-дарственного бюджета;
- проанализировать сбалансированность государственного бюдже-та РФ.
Предмет исследования – особенности формирования и исполнения государственного бюджета и его сбалансированность.
Методы исследования: диалектический метод, методы индукции и дедукции, метод сравнения, графический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе раскрыты теоретиче-ские аспекты формирования государственного бюджета РФ. Во второй главе проведен анализ доходной и расходной частей государственного бюджета, его сбалансированности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, сущность и основные характеристики
государственного бюджета
Бюджетная система является одним из важнейших институтов гос-ударства. На протяжении тысячелетий существования государств финан-совые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают гос-ударственным и территориальным органам власти выполнение возло-женных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять ре-гулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаи-моотношений органов власти различных уровней на всех стадиях бюд-жетного процесса. К тому же, «бюджетный федерализм как основа по-строения межбюджетных отношений позволяет сочетать интересы Феде-рации с интересами каждого ее субъекта и муниципального образования в различных аспектах общественной жизни: политической, правовой, экономической и финансовой» .
Бюджетная система - главное звено в процессе воздействия госу-дарства на реальный сектор экономики. «Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение тем-пов научно-технического прогресса, а также совершенствование матери-ально-технической базы общественного воспроизводства» .
Официальное определение понятия бюджета содержится в Бюд-жетном кодексе РФ. В данном нормативно-правовом акте бюджет пони-мают как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций госу-дарства и местного самоуправления» .
Бюджетное устройство «определяет организацию бюджетной си-стемы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые ос-новы функционирования бюджетов, их состав и структуру, а также про-цедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная си-стема» .
Бюджетное устройство есть организация бюджетной системы, что предполагает структурное построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием местно-го самоуправления. Также обусловливает формы и методы взаимоотно-шений органов власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство Российской Федерации предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета. Согласно статьи 10 Бюджетного кодекса РФ, «Бюджетная система Российской Фе-дерации состоит из бюджетов трех уровней. Первый уровень составляет государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Третий уровень - это местные бюджеты» .
Необходимо отметить, что бюджетное устройство определяется устройством государства. Если государство федеративное, то бюджетная система трехуровневая, а если государство унитарное, то бюджетная си-стема двухуровневая.
Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому «за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он дол-жен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет яв-ляются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюдже-та подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизвод-ство и прирост запасов» .
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, «дает политической власти реальную возможность осу-ществления властных полномочий, дает государству реальную экономи-ческую и политическую власть. С одной стороны, бюджет выполняет до-вольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осу-ществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития об-щества» .
Через бюджет происходит перераспределение национального до-хода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активно-сти, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории, а именно налоги, государственный кредит и государственные расходы. Он также является ведущим звеном финансовой системы любо-го государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время обстановка в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, которые несут от-ветственность за формирование бюджетов, распределение бюджетных средств и повышение доходов в бюджет.
Нужно отметить, что понятие бюджет является разноплановым:
- «в качестве экономической категории – это совокупность экономических отношений;
- также это централизованный денежный фонд страны и раз-личных государственных структур;
- это также финансовый план, который составляется и прини-мается ежегодно в виде закона» .
Понятие «государственный бюджет» имеет много различных опре-делений и трактовок. Так, например, Е.Н. Лобачева рассматривает дан-ное понятие с двух сторон: как экономическую категорию и как финан-совый план. Она считает, что «государственный бюджет с экономической точки зрения – это денежные отношения, возникающие у государства по вопросу перераспределения национального дохода с целью образования и использования бюджетного фонда с юридическими и физическими ли-цами» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Учебники и монографии
2. Аврамчикова Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019.
3. Бодрова Е.Е. Финансы: Учебное пособие. – М.: Институт непрерывного образования, 2019.
4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. – М.: КноРус, 2019.
5. Основы экономической теории: Учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2019.
6. Слепов В.А., Бурлачков В.К., Галанов В.А. Финансы: Учебник. – М.: Магистр, 2019.
7. Юзвович Л.И., Князева Е.Г., Истомина Ю.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019.
Периодические издания
8. Абрекова А.М., Сторожук А.Р. Расходы государственного бюджета // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019.
9. Бойко Н.Н. Бюджетный федерализм как основа регулирования экономического развития регионов Россия // История федерализма в России. К 100-летию образования Автономной Башкирской Республики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018.
10. Брынза И.В. Особенности формирования государственного бюджета // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018.
11. Гатауллина Э.Р., Борисова М.И. Бюджетная система Российской Федерации // Правовестник. – 2019. - №5.
12. Зотиков Н.З., Львова М.В., Арланова О.И. Особенности формирования доходов государственного бюджета // Вестник евразийской науки. – 2019. – т. 11. - №1.
13. Ковалева А.Д. государственный бюджет и его роль в экономическом развитии государства // Молодые ученые – будущее России: Материалы Всероссийской научной недели. – СПб.: СПбУТУиЭ, 2019.
14. Кравченко А.Е. Сущность государственного бюджета // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по итогам Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Агентство международных исследований, 2019.
15. Санакоева Ж.А. государственный бюджет Российской Федерации: понятие, структура, анализ // Академическая публицистика. – 2019. - №10.
16. Севек Р.М., Монгуш А.А. Бюджетная система РФ и ее значение для формирования доходов бюджетной системы // Вестник современных исследований. – 2019. - №3.20.
17. Сивченко А.И. Современная бюджетная политика РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. - №4.
18. Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – т. 7. - №5.
Интернет-сайты
19. Аналитический отчет о ходе исполнения государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html.
20. Государственный долг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/.
21. Государственный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/.