Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕННИЕ
В настоящее время поддержанию необходимого уровня здоровья населения в России уделяется повышенное внимание. В ходе проводимой в последние годы реформы здравоохранения произошло укрепление материально-технической базы медицинских организаций, разработаны и реализовываются нормативные правовые акты, направленные на формирование культуры бережного отношения граждан к своему здоровью, а также построение эффективной системы российского здравоохранения. Политика государства в социальной сфере строится с учетом таких основополагающих целей, как увеличение продолжительности жизни человека, укрепление его здоровья, устойчивое развитие здравоохранения как одной из ключевых отраслей государственного управления вРоссии. Вместе с тем, не секрет, что в сфере государственного управления здравоохранения и государства в целом и отдельных его субъектов все еще остается целый ряд значимых проблем, которые требуют скорейшего решения.
Настоящая курсовая работа ставит своей основной целью проведение анализа существующей системы государственного управления сферой здравоохранения субъектов РФ, в том числе и на примере Вологодской области.
Для достижения указанной цели работы необходимо решить целый ряд задач, в том числе:
- проанализировать содержание и основные принципы государственного управления системой здравоохранения;
- рассмотреть основные особенности осуществления управления в рассматриваемом субъекте РФ – Вологодской области;
- провести анализ возможных направлений совершенствования системы государственного управления отраслью здравоохранения.
Объектом исследования является система здравоохранения Вологодской области, предметом – основные проблемные аспекты, возникающие в рамках реализации государственного управления системой здравоохранения региона.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации государственного управления в сфере здравоохранения
1.1. Особенности реализация государственной политики в сфере здравоохранения
Проводимая в настоящее время государственная политика в сфере здравоохранения воспринимается не с самой положительной стороны не только простыми гражданами, экспертным сообществом, но также и органами государственной власти, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью профильных структур, реализующих государственное управление сферой здравоохранение. Это связано с недостаточной эффективностью применяемых инструментов государственного управления, невысокой квалификацией сотрудников органов власти, недостаточным объемом финансирования и т.д.
С учетом изложенного, одной из негативных тенденций в сфере здравоохранения, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и которую необходимо преодолеть –является низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в данных сферах. Организация управления вышеуказанными сферами должна быть изменена таким образом, чтобы достичь основную декларируемую цель Концепции – обеспечение доступности услуг здравоохранения и образования высокого качества. Кроме того, управление сферой здравоохранения должно изменится таким образом, чтобы иметь возможность «безболезненно» для бюджетов всех уровней обеспечивать размер государственных расходов в 7 процентов от валового внутреннего продукта.
В целом, организация управления здравоохранением должна быть пересмотрена с позиций структуры, проведена технологическая и структурная модернизация механизмов управления, внедрены инновационные технологии управления, применены новые кадровые технологии .
Рассмотрим более подробно изменения в содержании организации управления сферой здравоохранения.
1. Содержание управления рассматриваемой сферой должно отвечать новым требованиям, которые основываются на повышение ценности здоровья как ключевой составляющей общественных приоритетов.
2. Система управления должна содержать действенные механизмы масштабного применения новых медицинских технологий, которые существенно влияют на улучшение показателей здравоохранения населения.
3. Содержание управления сферой здравоохранения также должно измениться с позиций применения высокоэффективных организационных и финансово-экономических мероприятий, которые бы сопровождали масштабные инвестиционные вложения в сферу здравоохранения.
С проблемой изменения содержания организации здравоохранения и образования тесно связана проблема изменения самой роли управления в процессе повышения эффективности функционирования учреждений образования и здравоохранения. Роль качественного и выверенного управления нельзя переоценить, поскольку именно от того, является ли эффективным управленческий процесс, зависит достижение поставленных задач по повышению уровня сфер образования и здравоохранения, внедрению инновационных технологий и т.д .
К вопросу изменения роли управления в повышении эффективности деятельности организаций в рассматриваемой сфере также представляется необходимым отнести:
- повышение роли государственных гарантий по оказанию гражданам страны бесплатных и качественных образовательных и медицинских услуг в государственных учреждениях. Это означает, что несмотря на высокие темпы развития коммерческих организаций в рассматриваемых сферах, приоритетная задача по обеспечению граждан услугами образования и здравоохранения будет лежать на государственных учреждениях, финансируемых из бюджетных источников;
- предполагается, что изменение роли управления сферой здравоохранения будет происходить и в направлении модернизации системы страхования. Наряду с дальнейшим развитием системы добровольного медицинского страхования, изменится и обязательное страхование, в том числе по направлению формирования единых тарифов на медицинские взносы для различных организаций и индивидуальных предпринимателей, по внедрению одноканальной модели выделения финансовых средств, которые выделяются на систему обязательного медицинского здравоохранения;
- планируется, что управление должно предусмотреть внедрение единых обоснованных тарифов на оплату государственных медицинских услуг, которые основываются на их объеме, качестве, а также сложности;
- предполагается, что роль эффективного управления организациями здравоохранения также повысится в связи с утвержденной в Концепции задачей по развитию практики оказания первичной медико-санитарной помощи и профилактики социально-значимых заболеваний;
- особенно возрастет важность эффективного управления медицинскими организациями, ответственными за оказание скорой медицинской помощи, в том числе санитарно-авиационной помощи гражданам, имеющим наиболее тяжелые заболевания.
Что касается развития системы здравоохранения, повышение эффективности работы организаций данной сферы должно основываться на:
- цели обеспечения открытости системы здравоохранения к запросам и угрозам внешней среды;
- цели внедрения передовых методик лечения и механизмов предупреждения заболеваний;
- цели обновления организационно-экономических механизмов деятельности организаций и органов государственной власти в сфере здравоохранения;
- цели увеличения количества форм и методов предоставления образовательных услуг.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что на настоящий момент существующая система органов государственной власти как федерального уровня, а также уровня субъектов РФ, требует ряда улучшений и оптимизаций работы, направленных на улучшение государственного управления сферой здравоохранения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Борисенко Л. В. Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya-sistemoy-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2021).
10. Карякин Н. Н., Мухин П. В. Особенности управления в здравоохранении // Здравоохранение РФ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-analiz-faktorov-v-zdravoohranenii (дата обращения: 24.01.2021).
2. Короткова М. В. Реализация государственной политики в сфере образования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 24.01.2021).
3. Брязгунова Ю. А. Управление развитием образовательных организаций в условиях реформирования образования // Интернет-журнал Науковедение. 2018. №6 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-reformirovaniya-obrazovaniya (дата обращения: 24.01.2021).
4. Червонных М.И. Инновации в управлении и образовании: технико-технологические и методические аспекты // СТЭЖ. 2016. №1 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-upravlenii-i-obrazovanii-tehnikotehnologicheskie-i-metodicheskie-aspekty (дата обращения: 18.01.2021).
5. Тищенко Т. А., Сабирова З. Э. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2017. №4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennogo-upravleniya-sferoy-zdravoohraneniya-na-sovremennom-etape-v-rossii (дата обращения: 10.12.2018).
6. Чередникова А. С. Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения // Интернет-журнал Науковедение. 2017. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-upravleniya-obespechennostyu-uslugami-zdravoohraneniya (дата обращения: 21.01.2021).
7. Карякин Н.Н.,. Системный анализ факторов в здравоохранении // Здравоохранение РФ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-analiz-faktorov-v-zdravoohranenii (дата обращения: 10.12.2018).
8. Каминская О.Н. Частная система здравоохранения: правовые аспекты лицензирования [Текст] / О.Н. Каминская, И.В. Самусь, Т.Ю. Грачева // Медицинское право. – 2016. - № 3. – С.51-55.
9. Малеина М.Н. Обоснование здравоохранительного права как комплексной отрасли законодательства и некоторые направления его совершенствования [Текст] / М.Н. Малеина // Медицинское право. - 2018. - № 3. - С. 7–14.