Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что федеральный бюджет является важным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Федеральный (государственный) бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Объект исследования – государственный бюджет.
Предмет исследования – роль государственного бюджета в решении общегосударственных задач.
Цель данной работы – провести анализ экономической сущности, функций бюджета и его роли в социально-экономических процессах.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
исследовать понятие и структуру государственного бюджета;
выявить особенности формирования доходов государственного бюджета;
представить алгоритм формирования расходов государственного бюджета;
провести анализ формирования доходов государственного бюджета;
провести анализ формирования расходов государственного бюджета;
раскрыть мониторинг проблем формирования государственного о бюджета.
Научно-информационная база курсовой работы. При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета, а также труды таких Г.Б. Поляка, В.Г. Панскова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, П. Самуэльсон, и другие.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
1. Теоретические основы экономической сущности, функций бюджета и его роли в социально-экономических процессах
1.1. Экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет – форма формирования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций
Доходы бюджета - это средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Структура доходов является переменной величиной и зависит от определенных экономических условий развития государства, состояния рынка и проводимой экономической политики. Доходная часть показывает источники средств, поступающих на финансирование деятельности государства, какие сегменты общества отчисляют больше из своих доходов .
В условиях рыночной экономики, в условиях сужения возможностей государства влиять на экономические процессы в стране, существенно возрастает роль государственного бюджета, выступающего важнейшим инструментом регулирования экономики. Согласно официальному определению, бюджет - это форма формирования расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет ориентирован на распределение и перераспределение денежных доходов между отдельными видами деятельности, отдельными территориями и социальными слоями общества и обеспечивает устойчивое динамическое равновесие всей системы конкурентного рыночного равновесия.
Отдача от государственных денег определяет скорость и качество экономического роста. Государственный бюджет государство способно выявлять положительные и отрицательные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на увеличение или замедление темпов производства, ускорение или замедление роста капиталов и частных сбережений, на изменение структуры спроса и предложения.
Функционирование государственного бюджета происходит через особые экономические формы – доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Неналоговые доходы составляют небольшую долю доходного потенциала – около одного процента.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание факт нестабильности экономического состояния макроэкономических процессов, Президент РФ Владимир Путин назвал переход на годовой бюджет оправданным в нынешних условиях. Вместе с тем хотел бы отметить, что в целях поддержания стабильности бюджетной системы Российской Федерации Правительству Российской Федерации также следует уделить особое внимание решению следующих основных задач:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
разработка программно-целевых методов управления;
принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;
организация четкой системы межбюджетных отношений;
повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы, выступая в качестве ускорителя и индикатора социально-экономического развития общества. Это главный финансовый план страны, через который мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Эти доходы направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, стимулирование научно-технического потенциала, содержание органов государственного управления, создание государственных материально-финансовых резервов, финансовое обеспечение бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Для поддержания стабильности бюджетной системы Российской Федерации необходимо не только кардинально повысить эффективность расходов федерального бюджета, но и провести работу по выявлению финансовых резервов и дополнительных источников доходов. Эти меры предназначены не только для финансовой основы осуществления функций органов государственной власти, но и для основы суверенитета всего государства .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2019. – 544 с.
3. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 15-18.
4. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 16-22.
5. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 16. – С. 36-38.
6. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2018. – 591 с.
7. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 8. – С. 28-32.
8. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2018. – 423 с.
9. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 798 с.
10. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2019. – № 44. – С. 10-18.
11. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 1. – С. 32-38.
12. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 6. – С. 36-42.
13. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 14-22.
14. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2018. – 608 с.
15. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2018. –№ 1. – С. 36-42.
16. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 32-38.
17. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2018. – 816 с.
18. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
19. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
20. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.