Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы проблема самоконтроля все чаще становится предметом психолого - педагогических исследований. На наш взгляд, это связано с тем, что самоконтроль является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его цель-своевременно предотвратить или исправить уже допущенные ошибки. Формирование учебной деятельности наиболее рационально начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем исследования показывают, что именно навык самоконтроля обычно наиболее слабо формируется у обучающихся.
В процессе самоконтроля человек выполняет мыслительные и практические действия по самооценке, коррекции и совершенствованию выполняемой им работы, овладевает соответствующими навыками и умениями. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
Выполнение различного рода заданий на уроках математики может быть устроено так, что обучающийся, допустив ошибку, найдет ее сам, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и перейдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, тем самым выполнив задание только правильно. Это произойдет, если у ребенка развит навык самоконтроля. С помощью самоконтроля человек всегда осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и работе. В практике преподавания необходимо учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности обучающихся при выполнении учебных заданий и степенью владения ими навыками самоконтроля.
К сожалению, проблема обучения самоконтролю в образовательных учреждениях до сих пор остается нерешенной, а возможности для развития у учащихся навыков самоконтроля практически не используются. В задачах, направленных на овладение сущностью приемов самоконтроля, предполагается использовать приемы, лежащие в основе различных видов верификации, используемых при решении математических задач. Большинство этих задач должен выполнять сам учитель, потому что учитель должен делать это сам. количество заданий с установкой на самоконтроль - это небольшое количество от общего количества заданий, имеющихся в учебных пособиях по математике.
Несмотря на то, что использование самоконтроля в учебном процессе, в частности в процессе обучения решению задач, не вызывает сомнений, такой методической литературы недостаточно. Поэтому эта тема актуальна.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников реше¬нию задач на уроках математики.
Предметом исследования является процесс организации самоконтроля учащихся при обучении решению задач на уроках математики.
Проблема исследования состоит в обосновании и разработке некоторых методических положений по организации самоконтроля при обуче¬нии решению задач по математике.
Целью исследования является разработка некоторых методических ре¬комендаций по организации самоконтроля обучения решению задач по математике.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:
- изучить психолого-педагогические аспекты самоконтроля учащихся младших классов в процессе решения задач;
- рассмотреть приемы формирования самоконтроля при обучении решению задач.
Для решения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методиче¬ской литературы, школьных программ, учебников и учебных пособий; обобще¬ние работы учителей.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации по организации самокон¬троля обучения в процессе решения задач могут быть использованы в работе с обучающимися начальной школы.
Новизна исследования: выделены общие и специфические условия формирования навыков самоконтроля и определены пути формирования навыков самоконтроля при решении задач на уроках математики.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1.1 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности
Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также говорится, что самоконтролю следует обучать специально.
Рассмотрим, как некоторые исследователи определяют самоконтроль.
Самоконтроль, по определению Моро Г. А. [9, с. 18], - это способность обучающегося оценивать свою работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? Я на все ответил?
В следующих двух определениях, приведенных в книге Лынды А. С. [6], самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И. И. Кувшиновым, самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью вообще: "Самоконтроль - это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа изменений, происходящих в предмете труда, что позволяет достичь поставленной цели". Соболева считает, что "самоконтроль - это способность критически относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом."
Д. Б. Эльконин формулирует понятие самоконтроля несколько иначе, но смысл его остается прежним: "Действие контроля состоит в сравнении производимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ" [1, с. 218]. Образец метода действия должен содержать опорные точки, на основе сравнения с которыми может быть выполнено управляющее действие до того, как будет выполнено желаемое действие, для которого используется этот метод. В таких случаях прямое наложение на образец невозможно, поскольку образец, данный учителем (даже если он находится перед глазами ребенка), всегда является лишь единичным случаем усвоенного способа действия и как таковой никогда не может совпадать с таким же единичным случаем выполняемого ребенком действия.
Так, в психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы некоторых работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в самом широком смысле этого слова. Другие авторы рассматривают самоконтроль как акт психической деятельности человека (форма проявления и развития самосознания, мышления, качество психики, признак ее критичности, дисциплинированности). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности обучающихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как способность (умение, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки. Наконец, есть авторы, которые рассматривают самоконтроль как метод (средство, условие) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В некоторых работах самоконтроль определяется не одним, а двумя или тремя признаками. Все эти определения, как отмечает А. С. Лында [6, с. 50], не являются ошибочными. Самоконтроль-явление сложное и многогранное. Каждое из приведенных выше определений отражает свои индивидуальные аспекты. Если сравнить все определения самоконтроля, то можно увидеть, что, несмотря на некоторые различия в формулировках этого понятия, все эти авторы имеют одну и ту же психологическую сущность. Она заключается в "сравнении", "соотнесении" выполняемых действий с "образцом", с "поставленной целью", "с требованиями". Можно сказать, что контрольное действие состоит в сравнении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б Эльконина,
В.В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966. - с.240.
2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /
Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 155 с.
3. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирова¬ние внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 210 с.
4. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей Текст. / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова.- М. : Изд во Моск. ун -та, 1978. - 166 с.
5. Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков / В.И. Кузнецов // Начальная школа. - №2. - 2014. – С. 8 - 10.
6. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в
процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. - М.: Высшая школа, 1979. -45 с.
7. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля
учащихся / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2006. - 120 с.
8. Макарова, М.С. Историко-дисциплинарный аспект изучения самоконтроля речевой деятельности / М.С. Макарова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (30). - С. 118–123
9. Моро, М.И. Методика обучения Математике в 1-3
классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М., 1978. - 336 с.
10. Никифоров, Г.С. Психология самоконтроля / Г.С. Никифоров. - М.: Скифия, 2020. – 232 с.
11. Пойа, Д. Как решать задачу: пособие для учителя // перевод с анг-
лийского / под ред. Гайдука Ю.М. - М.: Учпедгиз, 1959. -207с.
12. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учеб¬-
ной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - с.98.
13. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего
школьника: Психология младшего школьника: сборник статей / Под ред Е.И.
Игнатова. - М.: АПН РСФСР, 1960. - с.128 - 146.
14. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обу-чении математике / В.И. Рыжик // Математика в школе. - №3. - 2015. - с.8 - 11.
15. Самоконтроль при решении мат. задач / С. М. Чуканцев. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1976. - 65 с.
16. Свечников, А.А. Решение математических задач в 1-3 классах: по-¬
собие для учителя / А.А. Свечников. - М.: Просвещение, 1976. - 160с.
17. Слепкань, З.И. Психолого- педагогические основы обучения мате-¬
матике: Метод, пособие / З.И. Слепкань. - К.: Рад. школа, 1983. - 192 с.
18. Статкевич, В.В. О начальном обучении решению задач /В.В. Слепкань. - Минск: Академия, 2015. - 208 стр.
19. Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. Заведений / Л.П. Стойлова. - 2-е издание, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 484с.
20. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике / П.М. Эрдниев. - М., 1957. -152 с.
21. Kuhl J.Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention and volution / F. Halish, J.Kuhl (eds.). Berlin, 1987. P. 279–291.