Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. В современных условиях рыночных отношений особо важное значение – у понятия конкуренции в качестве важнейшего механизма регулирования отношений экономического характера и всего процесса хозяйствования. В качестве основания для проведения сравнения компаний-конкурентов выступают похожие показатели, в частности, финансовые уровня конкурентоспособности предприятий, которые являются конкурентами. Их можно определить на основе данных бухгалтерской отчетности, которая доступна в открытых источниках. В связи с чем усиление конкурентоспособности предприятий является актуальной темой в условиях современной экономики.
Цель работы – исследование финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса.
Задачи работы:
- обзор понятия и сущности конкурентоспособности бизнеса;
- изучение финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса;
- рассмотрение методов оценки финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса;
- горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия;
- анализ финансовой устойчивости предприятия;
- анализ ликвидности бухгалтерского баланса предприятия;
- анализ платежеспособности предприятия;
- анализ отчета о финансовых результатах и рентабельности предприятия.
Объект исследования – ООО «РОЛЬФ». Предмет исследования – формирование финансовых показателей конкурентоспособности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности бизнеса
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений. Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения. В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке [15, с.127]. Под врздействием конкурентной среды происходит формирвоание конкурентоспособности предприятия.
Можно представить такое понятие конкурентоспособности: она представляет собой возможность ведения эффективного характера хозяйственной деятельности предприятием и его прибыльности в условиях высококонкурентного рынка современной экономики [12, c.82].
В экономических литературных источниках «конкурентоспособность» применяют к разным объектам. С экономической точки зрения наиболее значительным является конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региона и страны. Конкурентоспособность применительна ко всякому предмету, к кому бы она не рассматривалось, обозначает потенциальную или реальную способность данного предмета выдержать конкуренцию [5, с.71].
Предприятие, выступающее на рынке, как правило, находится в конкурентной среде, т.е. это сам рынок или его часть, где продавцы соперничают за право реализовывать товары потребителям. Сама среда характеризуется рыночной деятельностью некоторого числа независимых покупателей и продавцов. Продавцы борются между собой за право и возможность продать свой товар. Покупатели, в свою очередь, могут вести спор между друг другом за право покупки товара. С увеличением участников рынка острее ощущается соперничество между ними.
Решающим фактором успешности организации на рынке, является потребитель, именно он выбирается более подходящий ему товар. На основе выбора покупателей, среди компаний одного сегмента рынка, определяется конкурентная позиция каждой компании.
При наличии конкуренции, организация должна обеспечить свою конкурентоспособность, т.е. способность объекта конкурировать с похожими объектами на локальном рынке.
Конкурентная позиция демонстрирует такое положение компании в точный временной момент, однако достаточно частям образом требуется провести оценку ее изменения. В данном случае высокое значение играет конкурентное поведение компании [16, с.583].
Конкурентное поведение компании представляет ее позицию, которая занята в ходе принятия маркетинговых решений касаемо действий собственных конкурентов.
Самым частым образом рассматривают 5 видов конкурентного поведения компании:
- поведение независимого характера значит, что компанией принимаются собственные решения без учета конкурентных действий. Такого рода поведение является характерным для компаний-лидеров или сильных компаний, которые являются доминирующими на данном рынке;
- поведение кооперативное значит стремление прежде всего к согласию, чем к возможной конфронтации между компаниями-конкурентами. На рынках достаточно часто можно видеть как бы согласие молчаливого характера между компаниями по поводу его разделения. В более явной форме все это видно при модели олигополии, когда компаниями заключаются между собой различного рода соглашения;
- поведение, которое считается адаптивным, базируется на явности учета действий предприятий-конкурентов, оно состоит в приспособлении предприятием собственных решений к знакомым уже их действиям. Если на рынке большое количество компаний придерживаются такого рода линии поведения, то это влечет за собой его стабилизацию;
- поведение опережающего характера - самое сложное. Оно включает прогнозирование реакции компаний-конкурентов на действия данной компании, делая предположение о том, что ими будет сохранен прежний поведенческий тип. Предполагаемая реакция конкурентов в ответ принимается во внимание при принятии компаний решений в плане маркетинга;
- поведение, которое является агрессивным, вместе с тем предусматривает определенный прогноз реакции предприятий-конкурентов на решения данного предприятия. Но в отличие от опережающего поведения в данном случае предполагается, что предприятия-конкуренты будут занимать позицию самого неблагоприятного характера по отношению к предприятию. Самым частым образом такого рода поведение встречается на рынке олигополии при том совокупном спросе, который является нерасширяемым, потому что размер выигрыша любой компании в данном случае является возможным только за счет получения проигрыша иной компанией [13, с.17].
Процедура выработки и реализации линии поведения компании целенаправленного характера приобретает особенно важное значение в условиях такого рынка. Это может быть объяснено тем, что, с одной стороны, немного легче здесь разработать ее, потому что число компаний на рынке небольшое, а с другой – повышается степень важности и значительности ответных реакций компаний-конкурентов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. го-лосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ] // Российская газета. – 2020. – 04 июл. - №144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. №51-ФЗ : [ред. от 12.05.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 : федер. за-кон от 31 июл. 1998 №146-ФЗ : [ред. от 20.07.2020] // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3824.
4. О формах бухгалтерской отчетности : Приказ Минфина РФ от 20 июл. 2010 г. № 66н // Бюллетень нормативных актов феде-ральных органов исполнительной власти. – 2010. - №35.
Научная и учебная литература
5. Алиев О.М. Конкурентоспособность предприятия: сущность и оценка // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 3. - №1. – С.70-75.
6. Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансо-вых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие /. – Москва : Инфра-М, 2016. – 465с.
7. Борткевич Г.А. Теоретические аспекты оценки финансово-го состояния предприятия // Вестник современных исследований. – 2019. - №1.15. – С.13-16.
8. Булкина Н.А. Информационное обеспечение анализа фи-нансового состояния организации по данным финансовой отчетности // Инновационная наука. – 2019. - №3. – С.70-73.
9. Горюнова А.А. Совершенствование финансового состоя-ния предприятия // Бенефициар. – 2020. - №65. – С.34-36.
10. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник. – Москва : Юрайт, 2017. – 486с.
11. Демченко В.А. Сравнительная характеристика базовых финансовых показателей, отражающих финансовое состояние органи-зации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - №5-1. – С.162-166.
12. Доценко Е.Ю., Солодовникова Н.А. Экспресс-оценка кон-курентоспособности бизнеса малого предприятия // Путеводитель предпринимателя. – 2019. - №42. – С.82-90.
13. Емадаков Р.Ю. Методология комплексного анализа форми-рования конкурентоспособности предприятия (организации) // Вест-ник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. - №1. – С.16-29.
14. Ефремова А.В. Оценка финансового состояния в системе анализа экономической безопасности организации // Актуальные про-блемы правовой защиты бизнеса: вызовы и риски современности и пути их разрешения: сборник статей Междун. науч.-практ. конферен-ции. – Чебоксары. – РУК, 2019. – С.86-91.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Издат. дом Вильямс, 2019. – 496с.
16. Красношапко О.Э. Повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса в современных условиях // Эконо-мика и социум. – 2019. - №1-1. – С.583-587.