Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Искусство театрализованных праздников основывается на ярких образах и требует оригинальности, смелого творческого замысла. В таком представлении зрелищность является обязательным элементом, открывающим возможность найти контакт со зрителями. Также искусству театрализованных представлений присуща заряженность действием. Массовое представление – это активный контакт с участниками. Поэтому предъявляются особые требования к материалу и художественному вкусу организаторов праздника.
Массовые праздники характеризуются использованием разнообразных средств идейно-эмоционального воздействия, которые выстраивают эмоциональную подачу и оценку происходящего на праздничной площадке. Это, прежде всего, живое слово, которое создает образы, способные воплощать и передавать действия, чувства, настроения и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией.
В череде праздничного действия слово может передавать то, что не удается выразить средствами искусства. Специфика массового представления требует чрезвычайно экономного обращения со словом. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово.
Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи.
Слово интересного героя, почетного гостя, участника тех или иных событий – часто обязательная составная часть массового действа.
Другим распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. Зрелищнее и эмоциональнее становится театрализованный праздник при образном решении ведущего, который несет смысловую нагрузку и становится полноправным действующим лицом, театрализованным персонажем.
Объект исследования – проведение театрализованного праздника.
Предмет исследования – использование средств художественной выразительности в процессе подготовки и организации театрализованных праздников.
Цель работы - исследование средства художественной выразительности в контексте организации массового театрализованного праздника, выявление их характерных особенностей.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
‒ проанализировать литературу по теме исследования;
‒ проанализировать особенности организации массовых театрализованных праздников;
‒ выявить роль средств художественной выразительности;
‒ выявить особенности разработки сценария и режиссуры массовых театрализованных действий;
‒ рассмотреть использование новых технологических средств при создании современного массового праздника.
Глава 1. Организация современных массовых праздников
1.1. Классификация праздников
Праздничная культура является достаточно самостоятельной сферой жизнедеятельности человека, представляющей ценность не только в плане изучения общественного быта, народного искусства, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. Всеобщность праздников дает возможность рассматривать их в качестве постоянного элемента человеческой культуры, а их соблюдение представляет собой одну из основных форм коллективного поведения людей.
Анализ социально-культурных факторов позволяет определить сущность праздника как коллективного действа и коллективного переживания, как об источнике и факторе творчества, особой, противостоящей будням фазе общественной жизнедеятельности, особенно художественного творчества. Невозможность понимания его истоков только через какую-то одну сторону обусловливается сложностью и многообразием феномена праздника.
Можно четко выделить в практике театрализованных представлений последних десятилетий следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальную композиции, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.
Определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными особенностями внутри каждого из этих видов театрализованных представлений.
Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления характеризуется своей видовой спецификой: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами. Может быть разделена идейно-политическая, идеологическая работа на теоретическую деятельность, агитацию и пропаганду. Пропагандировать - означает распространять идеи, знания, теории, воззрения, а агитировать - значит побуждать людей к действию, пробуждать определенное стремление. Мы понимаем под агитацией непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение в практические дела идей.
Средства воздействия на массы пропаганды и агитации – это: печать, телевидение, радио, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (панорамы, плакаты, стенды, панно, выставки), использование искусства во всех его видах. К выразительным средствам агитационно-художественного представления относятся: движение, слово, музыка, звук и свет, хоровое пение и живопись, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, клоунада, пантомима, конферанс, кукольный театр, сюжетный танец, звукоподражание, акробатика - все это в агитационно-художественном представлении может найти применение.
Литературно-музыкальная композиция является одним из видов театрализованного представления, органически сочетающим главным образом музыкальные и литературно-художественные элементы, с тем, чтобы наиболее продуктивно и целенаправленно воздействовать на ум и чувства зрителя их сочетанием (монтажем).
Тематический вечер представляет собой сценическую композицию с документальным предельно конкретизированным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, что включает в себя и театрализованное массовое представление.
В массовом театрализованном празднестве находят свое отражение важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Это могут быть праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни коллектива, города, села, страны и.т.п.
Тематический вечер отличает особый путь раскрытия темы, требующимй ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом клубном вечере – общественно-политические, производственные, морально-этические, всегда должен быть в центре внимания человек, его поступки, эмоции, мироощущение. Попытки построить тематический вечер, оставляя человека на втором плане, исключительно вокруг организационных, производственных, технических и других вопросов, резко сужают возможности эмоционального воздействия на зрителей, неизбежно превращают вечер в разновидность собрания.
Задачей тематического вечера является не столько то, чтобы показать экономическую эффективность того или иного производственного процесса, но и то, чтобы, в первую очередь, показать человека в труде, раскрыть моральные стимулы труда. Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков.
1.2. Выразительные средства театрализованных представлений
Выразительными средствами агитационно-художественного представления являются слово, музыка, движение, хоровое пение и живопись, фарс, звук и свет, лирика и сатира, конферанс, дружеский шарж и пародия, тантамореска, пантомима, кукольный театр, клоунада, сюжетный танец, звукоподражание, акробатика – все это может быть использовано в агитационно-художественном представлении.
В искусстве издавна смешное, комическое подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на лишенную критикуемых недостатков улучшенную действительность.
Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, показывая дурное во всей его неприглядности, помогает ориентировать общественное мнение, и побуждает к активному действию.
Может быть и такое, что в программу включена яркая сатирическая сценка, содержание которой не совсем совпадает с местными фактами, а после сценки дается комментарий событий, имевших место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же участники представления в конце
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учеб. пособие / Н. М. Андрейчук. – Изд. 3-е, доп. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2018. – 231 с
2. Вершковский Э.В. Режиссура театрализованных представлений: [учеб. пособие] / Э. В. Вершковский; Учеб.-метод. Совет по направлению подготовки 51.03.05 "Режиссура театрализованных представлений и праздников". – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. – 86 с.
3. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. - М.: Профиздат, 2005 - С.21-23.
4. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / И. Э. Горюнова. – Санкт-Петербург: Композитор, 2009. – 204 с.
5. Литвинов Г.В. Сценография: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071400 "Режиссура театрализованных представлений и праздников", профильный модуль "Театрализованные представления и праздники": квалификация (степень) выпускника "бакалавр" / Г. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2-е изд. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2013. – 183 с.
6. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII – начало XX в. / А.Ф. Некрылова. – Санкт-Петербург: Азбука - классика, 2004. – 255 с.
7. Орлов, О.Л. Праздничная культура России. - СПб.: КультИнформПресс, 2001. - С.104-105.
8. Режиссура театрализованных представлений и праздников: учеб.-метод. материалы / ред. В.Г. Шабалин; сост. Д.Н. Катышева, О.В. Немиро, И.С. Никитин, С.А. Овсянников; СПбГУКИ, Каф. режиссуры театрализ. представлений и праздников. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2001. – 64 с.
9. Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып. 1. - 2012. - С.58-64.
10. Чередниченко, Т. Праздничность / Т. Чередниченко // Новый мир. - 2002, - №11. - C. 155-167.
11. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм: Соучастие в зрелище, или Игра в миф: учеб.-метод. пособие / И. Б. Шубина. – Изд. 2-е, стер. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2018. – 239 с.