Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст характеризуется преимущественно тем, что его общение в этот период становится внеситуативным. То есть ребенок в возрасте 3-4 лет начинает постепенно выходить за пределы семейного круга. Для ребенка взрослый становится уже не только членом его семьи, но также и носителем конкретной общественной функции. Стремление ребенка младшего дошкольного возраста выполнять подобную функцию способно привести к противоречию с его реальными возможностями. Обозначенное противоречие можно успешно разрешить через развитие игры, становящейся ведущим видом деятельности ребенка в период дошкольном возрасте.
Согласно имеющимся данным психолого-педагогических исследований, в качестве содержания игры младших дошкольников выступают действия как с игрушками, так и предметами-заместителями. При этом продолжительность игры является небольшой. Младшие дошкольники преимущественно ограничиваются игрой с одной-двумя ролями, а также весьма простыми, неразвернутыми игровыми сюжетами. В этом возрасте игры детей с правилами только начинают формироваться [4, c. 17].
У младших школьников активно развиваются внимание и память. Так, по просьбе взрослого младшие дошкольники запомнить могут 3-4 слова, а также 5-6 названий предметов. К завершению младшего дошкольного возраста дети способны запомнить уже значительные отрывки из своих любимых литературных произведений.
У детей продолжает развиваться также и наглядно-действенное мышление. Преобразования ситуаций в ряде случаев проводится на основе целенаправленных проб с обязательным учетом желаемого результата. Младшие дошкольники могут установить отдельные скрытые связи, а также отношения между предметами. Кроме этого, в рассматриваемым возрастном периоде начинает активно развиваться воображение, которое более наглядно проявляется в игре, то есть когда одни объекты играют роль заместителей других. При это взаимоотношения детей связаны правилами и нормами. Дети в результате целенаправленного воздействия способны усвоить достаточно большое число норм, выступающих в качестве основания для оценки как своих действий, так и действий других детей.
Взаимоотношения младших дошкольников весьма ярко находят свое проявление в игровой деятельности. То есть они скорее играют рядом, нежели активно вступают в какое-либо взаимодействие. Но уже в данном возрасте могут отмечаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Также укажем, что конфликты между детьми преимущественно возникают по поводу игрушек. Во многом положение младшего дошкольника в группе сверстников определяется именно мнением воспитателя либо другого взрослого.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 22.10.2021).
2. Буренина, А.И. От игры до спектакля [Текст]: методич. пособие / А.И Буренина. – СПб, 2016. – 244 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2014. – 254 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2016. – 304 с.
5. Забродская, Н.Е. Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/ (дата обращения: 24.10.2021)
6. Захарова, А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! [Текст] / АВ. Захарова. – М.: Прометей, Книголюб, 2017. – 266 с.
7. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – 264 с.
8. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2016. – 258 с.
9. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М, 2019. – 212 с.
10. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С.105-112.
11. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: метод. пособие / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2019. – 128 с.
12. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. – 126 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
14. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: И-т практич. психологии, 2016. – 304 с.
15. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: метод. пособие / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2017. -160 с.
16. Художественное творчество и ребенок [Текст]: Монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2015. – 282 с.
17. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 412 с.