Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Душепопечитель всегда связывается с верностью своей принципам духовности. Душепопечитель – тот, что олицетворяет отсутствие лицеприятия. Библия говорит о том, что душепопечителям и наставникам необходимо быть искренними и помнить также о своих недостатках, быть нацеленными на изменение жизни обратившихся к ним людей.
В Евангелии от Иоанна 8:32 мы читаем «И познайте истину, и истина сделает вас свободными». Все Священное писание - богодухновенно. Бог знает все, и Писание не является никогда настроенным субъективно. Оно всегда дает объективную информацию. Писание дается нам для того, чтобы обучаться, обличать, исправляться и наставлять.
Душепопечение – это откровение о жизни, которое дается нам Богом. В Писании прописаны основы человеческой природы. Понимая Писание, можно понять основы духовного мира, эмоций и переживаний отдельной личности.
Люди с мудростью и благочестием всегда обращаются в Священному Писанию, всегда и во всех условиях опираясь на его решение в разных проблемах жизни. Каким бы ни было служение в церкви, верующие понимают, что самым лучшим душепопечителем является внутренний мир человека – Святой Дух. Благодаря ему человек исцеляется, человек получает ответы на свои вопросы. В душепопечении огромна роль труда Духа Святого, обещания которого усиливают внутреннюю силу человека, заповеди направляют, а сюжеты Писания демонстрируют значение этого на практике.
Часто душепопечение связано с верностью духовным принципам, поэтому душепопечителю просто необходимо любить людей, помнить о недостатках человека. Апостол Павел всегда заботился о состоянии доверенных ему душ, он пекся о них каждый день. Павел писал им послания и искал личной встречи с ними.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса наставничества и душепопечения в служении Иисуса Христа.
1 Наставничество в служении Иисуса Христа
Иисус использовал разнообразные методы обучения. Он заимствовал достижения богословских исследований своего времени, используя правила мидраша. Иисус, однако, не ограничил себя источниками и методами богословия. Он широко использовал наблюдения из повседневной жизни в своем учении. Иисус мастерски пользовался своим знанием языка и культурных особенностей для пробуждения чувств и воли своих слушателей к вере в него и следованию за ним.
Взять, для примера, то, как Иисус рассказывал притчи. Согласно богословию, термин «притча» берет свое начало от греческого слова со значением «ставить рядом». Притча – это особый метод изучения, в котором тот, кто рассказывает притчу применяет традиционные понятия или представления для того, чтобы описать незнакомые представления и термины языком, который доступен слушателю.
Если рассматривать Новый Завет, то эти незнакомые понятия были в духовных истинах. Подход Иисуса к реализации метода притчи был прост и одновременно уникален. Иисус брал примеры из обычной жизни человека и природы и с их помощью учил духовным истинам . Христос выступает в притчах в двух ролях: как рассказчик и как основное действующее лицо. Как рассказчику, ему свойственны всемогущество и всеведение. Для того, чтобы Христа можно было назвать полноправным рассказчиком, должны существовать и слушатели, иначе роли рассказчика не будет. У Христа были слушатели.
Иисус говорил с людьми на особом языке, который был бы понятен всем. Иисус общался с людьми на языке образного мышления, при помощи чувственного восприятия. Иисус вкладывал истины в сознание людей. Часто циклы притч, которые рассказывал Иисус, отражают одну мысль. Иисус удивляет тех, кто его слушает, своей мудрость, не многословием. Иисус преподает всему человечеству урок воспитания, который обладает глубоким смыслом морали. В перечисленных притчах постоянно звучит голос Христа, который слышится из под строк читаемых в Евангелие: «покайся, и Бог примет тебя в лоне своем». Данную цель преследовал Иисус, когда разговаривал притчами. Человек устроен так, что все образное, красивое (а притчи следуют данным принципам) им более запоминается и воспринимается надолго. Человек не сразу может вспомнить какое-то правило, законы, но пришедший в памяти образ сразу влияет на цель цепочки ассоциаций, действия и поступки человека. Поэтому каждый раз притчи восхищают своей целостностью, мудростью.
Христос был Учителем среди Учителей и понимал, что просто теория является непонятной и скучной. Ученики же всегда откликаются на настоящие истории, которые имеют отклик в их душе и жизни. Иисус часто проговаривал те истины жизни, которые были актуальны всегда. Это были яркие и короткие истории. Авторы Евангелия называют те или иные высказывания Христа притчами, но притчи Иисуса принимают разные формы и включают в себя больше, чем то, что синоптики называют притчами. Богословы пока не едины в мнение, что считать притчами, поэтому число притч точно не определено и колеблется в промежутке от 30 до 80. Такая разница объясняется тем, что кто-то называет высказывание Христа притчей, кто-то – пословицей. И наоборот.
Иисус - Учитель совершенно новой модели, превосходящей предыдущую, как положение Сына превосходит положение рабов. Новая модель напрямую связана с установлением нового искупительного завета, основанного на смерти и воскресении Иисуса. Модель Иисуса находится на более высокой стадии эволюции. Несовершенства модели особого откровения можно увидеть в свете модели ученичества Иисуса. Таким образом, модель Иисуса является совершенной и всеобъемлющей моделью ученичества. Другие же модели являются более простыми частными и зачастую искаженными случаями модели Иисуса
Модель ученичества Иисуса является πλήρωμα, или моделью полноты, которая затмевает другие модели. Иисус является единственным наставником для людей, ищущих истину. Если это понять, можно говорить о том, что человек преодолевает современные идеи ставления Иисуса наравне с представителями моделей общего и особого откровения. И это также говорит о том, что не все, что располагается за границами христианства, находится во тьме. Иисус - воплощенное Слово Бога. Сам Иисус нигде не называет Себя Логосом, хотя в том, что Он говорит о Себе, многое соответствует богословию Логоса. Термин Логос встречается только в произведениях Иоанна: Ин. 1:1 и далее; 1 Ин. 1:1; Отк. 19:13. Иоанн сознательно избрал этот термин, широко известный как эллинистическому, так и иудейскому миру, чтобы подчеркнуть значение Христа .
Другие модели наставничества менее показывают данный свет, что дает возможность свидетелям Христа определять точки коммуникации с представителями более примитивных моделей ученичества. Иисус – это единственный достоверный источник истины. Поэтому теория и практика рассматриваются в христоцентричном аспекте. То есть это не только бытовые вопросы жизни каждого, но и другие.
Современная наука и семинарии имеют основу в греческой модели общего откровения. К примеру, практика ведения дистанционного образования, которая абсолютизирует содержания учения, разделяет учителя и ученика и дифференцирует их из общей формы в общине – яркое доказательство греческой рациональности. А важно понимать, что источником и центром познания является именно Иисус. По мнению Л. П. Пузынина, все гипотезы научного характера, которые не соответствуют учению Христа, должны отвергаться.
Первая демонстрация христоцентричности была реализована во время истолкования книг Ветхого Завета. Но христоцентричность может применяться и к другим областям .
Изучение вопроса ученичества Иисуса связывается с понятием Троицы. Модель ученичества Иисуса основана на уникальных
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адамс Д. Учебник по христианскому душепопечению / пер. с англ. Харьков: Б.и., 2002
2) Адамс Д. Мудрый душепопечитель.Основы вразумляющего душепопечения / пер. с англ. Одесса: Тюльпан, 2013
3) Лэдд Д.Богословие Нового Завета Издательство. - Библия для всех, 2003. – 800 с.
4) Майк Мак-Клафлин. Жизнь Христа – пер. с англ. – 3-е изд., испр., - Н.Новгород: Агапе
5) Мак-Артур Д. и Мэк У. Введение в библейское консультирование/ пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2007
6) Нэнси Мерфи и Джордж Эллис. О нравственной природе вселенной. Богословие, космология и этика - М.: ББИ, 2004.
7) Паш Р. Святой Дух: личность и творчество. Б.м.: Миссия Вестник Мира, 1995.
8) Подлинно-библейское душепопечение: богословие наставничества в поместной церкви / Пол Тотджес : [пер. Р. Е. Горяинов]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2009
9) Поклонение Богу: Учебное пособие / Бейзер Форрэст. — : ICI University Press, 1997
10) Томас Веспетал. Слово о Боге. Евангельское богословие для восточных христиан. - Пер с англ. — М.: МТИ, Н. Новгород: Агапе, 2019. — 416 с.
11) Халл, Билл. Церковь, воспитывающая учеников / Пер. с англ. — СПб.: Виссон, 2018. — 256 с.
12) Gilmour M. S. Pastoral Care in the New Testament Church // New Testament Studies. — 1964.
13) Narramore C. The Psychology of Counseling. Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 1960. C. 18.