Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За многовековую мировую историю школой было накоплено достаточно много педагогического опыта. Благодаря накопленному опыту были выведены разные формы обучения. На счет эффективности разных методов обучения всегда шли и идут споры. Педагогика, как наука не стоит на месте и в наше время разрабатываются новые методы обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования, так как современный процесс обучения предполагает в числе одной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельности учеников и студентов.
Одни из самых востребованных форм обучения на сегодняшний день, это групповые и интерактивные методы обучения, а именно дискуссии, ролевые и имитационные игры. Среди них дискуссия, это наиболее распространенная форма обучения. Основная задача учебной дискуссии, это выявление огромного разнообразия точек зрения учеников на какую-либо проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.
Данная тема особенно актуальна на сегодняшний день, так как учебный процесс необходимо строить на общении, взаимодействии, обмене инициативами всех участников дискуссии по формулам: педагог – учащихся, учащиеся – учащиеся. Дискуссия должна занять существенное место в процессе обучения по тем дисциплинам, где есть неоднозначность в объяснении явлений.
Тема учебной дискуссии широко освещается в компетентных журналах из области наук об образовании, в таких как «Наука и школа и «Мир науки и образования» и других. Авторы данных статей подчеркивают огромный потенциал в методе учебной дискуссии:
1. В журнале «Наука и школа» в научной статье по наукам об образовании, «Дискуссия как форма организации познавательной деятельности старшеклассников» автор О.В. Ботяшина, указывает, что дискуссия является одной из наиболее эффективных форм организации уроков истории для старшеклассников. В статье рассмотрены психологические и дидактические обоснования применения дискуссионной формы работы для учащихся старшей школы, показан сценарий урока с элементами ролевой игры по изучению новой экономической политики.
2. В журнале «Мир науки и образования» в научной статье «Технология дискуссии на уроке истории» автор К.В. Маслова проводит исследование технологии дискуссии в современном историческом образовании. Целью работы является изучения особенностей темы на уроках истории в школе на основе технологии дискуссии.
3. В статье «Дискуссия, как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания», автор, учитель О.В. Ярославцева делится опытом педагогической работы.
Дискуссия, как форма учебного процесса особенно подходит к гуманитарным предметам. Такой школьный предмет, как обществознание необходимо проводить в форме дискуссии. Обществознание, как наука, изучает общество в самых разных его аспектах, таких как культурология, социология, социальная психология и антропология, политология и право, экономика и антропология.
Одна из самых подходящих сфер изучения обществознания – политика. Политика – это искусство, даже наука управлять государством. Политическая культура проявляется умении человека участвовать в политической дискуссии. Политическая дискуссия - гласное рассмотрение, обсуждение спорной проблемы, вопроса, темы, в ходе которых выясняются различные, в том числе противоположенные, точки зрения.
Понятие политической дискуссии пришло из Древней Греции, где проходили дискуссии полиса, на таких дискуссиях люди искали философскую истину. И с тех времен началось формирование умений отстаивать свою точку зрения, то есть искусство риторики. Перед древними риторами стояли многосторонние задачи. Одна из таких задач заключалась в донесении той или иной информации, но и заинтересовать и увлечь своими мыслями, эмоциями и страстью. Для решения такой задачи древнегреческие риторы уделяли большое внимание процессу разработки конструкции речи, где позиция является доказательной, а мысль аргументированной. Древние риторы убеждали и увлекали своими речами аудиторию.
Политическая дискуссия – это окультуренный процесс. Умение вести ее грамотно очень важно, т.к. человек всегда должен понимать и видеть истину.
Основная цель данной работы состоит в методической разработке урока-дискуссии на тему «Важно ли участвовать в политической жизни страны простым гражданам?». Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать особенности учебной дискуссии;
– изучить особенности проведения дискуссии в старших классах;
– рассмотреть политика, как одну из сфер изучения обществознания;
– разработать план проведения учебной дискуссии на тему «Важно ли участвовать в политической жизни страны простым гражданам?».
Объект исследования – дискуссия в современном учебном процессе.
Предмет исследования – план проведения учебной дискуссии на тему «Важно ли участвовать в политической жизни страны простым гражданам?».
Гипотеза: проведение дискуссии в учебном процессе способствует развитию у учащихся творческих способностей, логике мышления и профессиональной компетентности.
Глава 1. Теоретические основы организации дискуссии, как формы урока по обществознанию.
1.1. Понятие учебной дискуссии, основные характеристики, требования к организации.
Дискуссия – это форма урока, выявляющая различные точки зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на обсуждаемую проблему. Характерный признак дискуссии – это конфликт, где каждый обосновывает свою точку зрения.
Уроки в дискуссионном формате часто используются при изучении обществознания, так как материал, изучаемый на обществознании дает возможность формулировать проблемные вопросы, которые рождают разные точки зрения. Учебную дискуссию классифицируют по трём формам проведения и трём типам.
Каждый тип отличается друг от друга принципами их проведения, задача и результатами. Типы учебной дискуссии:
– Первый тип, это структурированная или регламентированная дискуссия. На таком занятии несколько групп учеников изучают ту или иную тему как часть общей проблемы, которую класс в дальнейшем решают вместе.
– Второй тип дискуссии, это дискуссия, которая содержит в себе элементы игрового моделирования. На таком уроке ученики разбирают тему с точки зрения «участников» проблемы, ставя себя на место обсуждаемых, абстрагируясь от других оценок.
– Третий тип дискуссии называется проектной. Ученики заранее готовят проекты на определенную тему, а затем на уроке защищают свой проект.
Учебная дискуссия классифицируется по формам проведения, таких как:
– круглый стол;
– симпозиум;
– дебаты.
Проанализировав типы и формы учебной дискуссии, можно выделить два основных типа дискуссий – первый и третий. Так как именно эти типы дискуссии позволяют ученику сформулировать, высказать и отстоять свое собственное мнение. Для школьного урока лучше применять именно групповую дискуссию, так как она включает в себя многообразие мнений и подходов к рассмотрению проблемы, и в обсуждении задействовано большинство учеников.
Учебной дискуссии обязательно нужно заканчиваться формулировкой общей позиции класса по обсуждаемому вопросу. Это обусловлено тем, что время, которое дано на изучение обществознания в школе, знания и умения учеников не позволяют на высоком уровне проводить продуктивную дискуссию, при которой каждый участник остается при своем мнении. Ко всему этому, в результате урока ученики должны получить определенный объем четких, непротиворечивых знаний, поэтому многообразие мнений в данном случае не допустимо.
Также существует несколько форм организации дискуссии. Самая важная их них – фронтальная форма, которая заключается, чтобы донести знания сразу всем ученикам.
Конкретные формы организации начала дискуссии определяется критериями педагогической эффективности. Самое важное, чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия, какие вопросы вынесены на обсуждение, каковы возможные подходы к решению этих вопросов.
Положительный результат дискуссии определяется выполнением таких требований, как:
– вопросы дискуссии должны быть актуальными и интересно сформулированы;
– учитель должен быть широко достаточно эрудирован и способен длительное время находиться в большом умственном напряжении;
– учитель, как руководитель дискуссии должен прекрасно свой предмет, а также смежные предметы, которые изучают ученики, связывать содержание школьного курса с актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в науке и технике;
– важнейшим условием проведения дискуссии речевые способности учителя: одним словом, она должна быть харизматична. Харизмотичная речь учителя становится не только информационно полезной, но не способствует в реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.
В процессе всей дискуссии достаточно много времени уходит на контроль за правильностью взаимоотношений учеников, за корректностью формулировок. При формулировке своих мнений отдельные участники дискуссии могут замкнуться на них и не обращать внимания на преимущества других позиций по одной теме. Однако, дискуссия успешна тогда, когда оппоненты умеют принимать во внимание противоположные мнения.
Учитель играет большую роль, когда ведет дискуссию, так как дискуссия, это один из труднейших методов обучения, поскольку требует от учителя постоянной готовности.
Уроки в форме учебной дискуссии не только развивают мыслительную деятельность учеников и преумножают их интерес к обществознанию, но и стимулируют развитию устной речи, а также таких умений как:
– слушать противоположную сторону;
– быть толерантным к иной позиции,
– аргументировано отстаивать свою позицию.
Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учеников основных коммуникативных умений. В целом, дискуссия как форма урока способствует развитию мышления и устной речь учеников, также группы осваивают ораторское искусство и умение отстаивать свою позицию, увеличивается их интерес к обществознанию и в частности к политике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
3. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2017. - 288 c.
4. Гришкевич, С.М. Обществознание / С.М. Гришкевич. - М.: Эксмо, 2017. - 800 c.
5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
6. Журнал «Наука и школа» 2010. №2 101-104с
7. Журнал «Мир науки и образования» 2017. №2(10)
8. Обществознание. 11 класс: учеб, для общеобразо-Q_28 ват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
9. Седова, Н. Е. Основы практической педагогики / Н.Е. Седова. - М.: Сфера, 2015. - 192 c.
10. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для вузов по гуманитар. направлениям : рек. УМО вузов РФ / [О. Б. Соболева и др.] ; под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. - Москва : Юрайт, 2019. - 474 с.
11. Методика преподавания обществознания в школе : учебник для пед. вузов по специальности "История" : доп. М-вом образования РФ / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ю. Басик, М. Н. Григорьева и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 304 с. : табл. - (Учебник для вузов).
12. Общая методика преподавания обществознания в школе / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - Москва : Дрофа, 2008. - 606 с.
13. Фёдорова, Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 1016 c.