Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня в таможнях используются различные современные ИКТ. Среди них особо стоит выделить: автоматические регистрация и выпуск, предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, информационное взаимодействия между владельцами складов временного хранения и таможенными постами.
В условиях ограниченных ресурсов таможенных органов и роста международной торговли, соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности, повышения качества оказания таможенных услуг, обеспечения полноты поступления доходов в федеральный бюджет, а также сокращение времени, необходимого для завершения таможенных формальностей, являются важными задачами. Для решения этих проблем таможенные органы используют систему управления рисками.
Объект исследования – таможенные органы Российской Федерации.
Предмет исследования – совершение таможенных операций на основе информационных технологий таможенными органами РФ.
Цель работы – провести анализ использования информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов России
Задачи:
1) определить понятие информационного обеспечения управления организацией;
2) выявить процесс развития информационного обеспечения управления в таможенных органах;
3) описать проблемы внедрения информационных технологий;
4) смоделировать направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле.
Методика исследования: анализ, дедукция, синтез и другие.
Теоретическая и практическая значимость: значимость данной работы заключается в возможности использования результатов работы в целях повышения информатизации таможенной службы при совершении таможенных операций.
Глава 1 Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
Управление информацией – это цикл процессов, обеспечивающих учебную деятельность организации: определение информационных потребностей, получение информации, организация и хранение информации, разработка информационных продуктов и услуг, распространение информации и ее использование. [12, c. 185]
Управление информацией – это управление организационными процессами и системами, которые приобретают, создают, организуют, распространяют и используют информацию. Согласно процессуальному взгляду на управление информацией, им представляет собой непрерывный цикл из шести тесно связанных видов деятельности:
– определение информационных потребностей;
– сбор и создание информации;
– анализ и интерпретация информации;
– организация и хранение информации;
– доступ к информации и ее распространение;
– использование информации. [4, c. 115]
Большая категория информационных систем включает в себя системы, предназначенные для поддержки управления организацией. Эти системы опираются на данные, полученные системами обработки транзакций, а также на данные и информацию, полученные за пределами организации (например, в интернете) и предоставленные деловыми партнерами, поставщиками и клиентами.
Информационные системы поддерживают все уровни управления-от тех, кто отвечает за краткосрочные графики и бюджеты для небольших рабочих групп, до тех, кто занимается долгосрочными планами и бюджетами для всей организации. Системы управленческой отчетности предоставляют рутинные, подробные и объемные информационные отчеты, относящиеся к сферам ответственности каждого менеджера. Эти системы обычно используются супервайзерами первого уровня. Как правило, такие отчеты фокусируются на прошлой и настоящей деятельности, а не на прогнозе будущих результатов. Во избежание информационной перегрузки отчеты могут автоматически направляться только в исключительных случаях или по специальному запросу руководителя.
1.2 Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах
Таможенная автоматизация описывает применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для выполнения миссии таможни. Он может поддерживать весь процесс оформления-от подачи, приема и оформления грузовых и товарных деклараций на импорт, экспорт и транзит, уплаты применимых пошлин и налогов, до освобождения товаров от таможенного контроля - или только его часть. Таможенная автоматизация открывает перед администрациями новые возможности, такие как предварительная обработка грузов и автоматическое выдача ценных бумаг и гарантий. Она может способствовать использованию методов управления рисками и селективности на основе анализа рисков, а также сбору данных для представления статистических данных о внешней торговле. [8, c. 105-106]
Перечень проблем, связанных с недостаточной автоматизацией таможенных органов или проектов по автоматизации таможенных служб является длинным. Наиболее актуальными проблемами, влияющими на упрощение процедур торговли, являются:
Ручная обработка бумажных грузовых и товарных деклараций занимает очень много времени. Поскольку такие администрации не располагают достаточным числом хорошо подготовленных сотрудников, такая ручная обработка не справится с растущими объемами международной торговли.
Многочисленные случаи ручного вмешательства и личных встречных контактов между торговцами/брокерами и таможенными чиновниками, помимо уплаты пошлин и налогов наличными, часто создают возможности для коррупции, что препятствует торговле и развитию. Следовательно, таможенные органы, работающие вручную без автоматизации, препятствуют экономическому развитию страны.
Таможенные администрации, применяющие ИТ-системы, часто все еще требуют последующего представления бумажной декларации, поскольку они по-прежнему требуют собственноручной подписи. Вместо того чтобы предоставлять преимущества безбумажной среды, эти администрации дублируют требования (и затраты), запрашивая бумагу в дополнение к электронной декларации. [7, c. 114]
Проекты автоматизации таможенных служб являются очень сложными мероприятиями, требующими необходимых аналитических навыков и навыков управления проектами для правильного определения и управления пользовательскими и техническими требованиями, а также для разработки достижимого плана внедрения и развертывания и поддержания общего проекта в рабочем состоянии. Во многих странах таможенным администрациям не хватает навыков для эффективного управления такими крупномасштабными проектами трансформации. Следовательно, проекты часто не завершаются, а системы не работают вовремя и в рамках бюджета.
Тем не менее, очень немногие таможенные администрации имеют навыки и технические возможности для проведения проекта автоматизации таможенных служб самостоятельно.
Для любой Таможенной администрации необходимо создать профессиональную ИТ-команду, которая будет в состоянии управлять пользовательскими и техническими требованиями и обладать необходимыми
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 (редакция от 10.02.2018) № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Абакумов Л.Л. Таможенное администрирование и электронное декларирование/ Л.Л. Абакумов.-Проблемы и достижения современной науки. Материалы Международной научнопрактической конференции: в 2-х частях.-2014-с. 63-67.
5. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии / П.Н. Афонин. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 352 с.
6. Жабаровский А.С. О некоторых аспектах функционирования центров электронного декларирования / А.С. Жабаровский.- Академический вестник ростовского филиала российской таможенной академии, 2016. - № 3(24)-с.15-20.
7. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле /И.С. Ермилов, Г.В. Игнатьева // Информационная безопасность регионов, 2016. - № 1(22)-с.31-35.
8. Галныкин К. На шаг впереди // Таможня, 2016. - № 6 [389]. С. 20-21.
9. Алишов Р.Э. Технология автоматического выпуска товаров как инструмент развития таможенного администрирования / Р.Э.Алишов // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей. Материалы Региональной научнопрактической интернет-конференции. М., 2015.-с. 6-9.
10. Сычаева Л.А, Хайнацкая Я.Р. Управление таможенной деятельностью на основе применения информационных технологий // Экономические науки. 2017. №9. С. 9-14.
11. Саенко В.В. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2. С.75-80.
12. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.customs.ru