Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из древнейших видов народного искусства считают хоровод. Хоровод – народный танец, основой которого является специально отобранные, систематизированные и канонизированы традиции жесты, движения, позы и рисунки, которыми образуются. В наше время термином «народный танец» объединяются все формы и разновидности традиционного, «фольклорного» (непрофессионального) танца, начиная с первобытных времен и до современности. Ритмически организованные, образно-выразительные движения тела, пространственная конфигурация и композиция танца являются условными знаками, «пластическим кодом», который отражает характерные черты и особенности определённого этноса, его мировосприятие. Итак, народные танцы – это устойчивые, повторяющиеся символические образцы, аккумулирующие этнокультурную информацию, это закодированная в устойчивых художественных образах и символах память народа.
Древнейшее упоминание о хороводе есть в сказании гусляра о Моравском царстве, в котором он рассказывает о «необычном действии, что происходило с участием молодых людей, которые собирались на озерах и водили хороводы и играли в кругу».
Хороводы представляют собой синтетический вид народного творчества, в котором органично слиты поэзия, музыка и хореография. Хороводы являются одним из древнейших форм народного танцевального искусства, выполнение которых в древности связывалось с обрядовыми действиями, традиционной встречей весны (весенний цикл танцев), празднованием лета (купальский цикл танцев), плетением венков, зажиганием костров и другими обрядовыми элементами.
Под «хороводом» обычно понимают общее пение песен, при котором участники берутся за руки и, образовав круг, ходят в одну или другую сторону, в то время как внутри круга один или несколько человек разыгрывают содержание песни.
Стоит сказать, что хоровод имеет достаточно несложную лексику и композицию, ведь с давних времен его выполняют под открытым небом. Водили хоровод, бравшись за руки, даже танцуя с атрибутикой. Часто использовали ленты, венки, платки. Основные положения рук: на талии партнеров, скрещённые руки вперёд, заложенные накрест и др.
Основными движениями являются шаги: торжественный танцевальный ход, хороводный шаг, шаг с вынесением ноги, приставной шаг, тройной ход, комбинация простого и тройного шагов, походка с акцентом на одну ногу и многие другие вариаций.
Значительное распространение получили иллюстративные движения, которые помогают воссоздать трудовой процесс и сымитировать то или иное действие. Например, сенокос, посев; имитация движений сапожника, гончара и других ремесленников и тому подобное. И, конечно, неотъемлемым элементом хороводов есть приглашение и поклоны.
Таким образом, можно сказать, что хоровод – искусство синтетическое. Если говорить об особенностях и основных элементах хоровода в деятельности дошкольных учреждений, то необходимо подчеркнуть, что искусство танца, хоровода направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовольствие, полученное ребёнком в процессе двигательных действий, косвенно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Цель исследования –
Объект исследования – формирование представлений о русской народной культуре у детей 5-7 лет.
Предмет исследования – хоровод, как средство формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-7 лет.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности раскрытия понятия «русская народная культура»;
- определить значение понятия «русская народная культура» для дошкольников;
- рассмотреть особенности формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-7 лет;
- проанализировать значение и виды хороводов, которые используются в дошкольных учреждениях;
- охарактеризовать хоровод как элемент музыкально-ритмических движений;
- проанализировать хоровод как средство формирования представлений о русской народной культуры у детей 5-7 лет;
- определить роль воспитателя в обучении детей хороводам.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
1.1. Раскрытие понятия «русская народная культура»
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Культура поведения, знания, опыт поведения передавался из поколения в поколение и так постепенно формировалась народная культура.
Русская народная культура – это не только источник великой мудрости, многовекового опыта народа, художественного и эстетического наполнения современной жизни, прочный фундамент духовности, но и богатейшая сокровищница, содержащая древние традиции и актуальные идеи для совершенно нового творчества.
Обладая огромным педагогическим потенциалом, возможностями, средствами художественного воспитания и эстетического воспитания, русская народная культура может активно участвовать в учебном процессе,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Аджимуратова З.Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 655-658.
2. Алексеева С.Н. Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста (на примере алгыса якутов) / С.Н. Алексеева, У.Д. Антипина, О.Н. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 417-419. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-pri... (дата обращения: 23.02.2021).
3. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 2014. – 224 c.
4. Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 408-410. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-formirovanie-razvitiya-lichnosti-rebenka-doshk... (дата обращения: 23.02.2021).
5. Герасимова Э.Р. Приобщение детей к истокам народной культуры через народное творчество // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 1 (4). – С. 58-60. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-115.pdf#page=58 (дата обращения: 02.11.2020).
6. Грицюк, С.А. Двигательная активность как средство преодоления умственной усталости младших школьников / С.А. Грицюк // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. – 2014. – № 2. – С. 402-411.
7. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М.: Владос, 2016. – 304 c.
8. Лапшина, Г.А., Праздники в детском саду (спортивные, сезонные и тематические праздники, вечера-развлечения, музыкально-сюжетные игры), издание 4-е, Издательство «Учитель», 2015. – 239 с.
9. Полещук, В.Л. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс]: В.Л.Полещук. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/87/10/razvitie-muzykalno-ritmicheskih-dvizheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom (дата обращения: 23.02.2021).
10. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html.
11. https://kras-dou.ru/19/index.php?option=com_content&view=article&id=424:priobshchenie-detej-k-istokam-narodnoj-kultury&catid=54&Itemid=154.
12. www.balletmusic.ru
13. http://pedagogic.ru
14. http://spo.1september.ru
15. http://www.fizkultura-vsem.ru