Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сценический танец - это широкое и разнообразное понятие.
Пластический язык, на котором хореография «разговаривает» со зрителем, таков, что понятен человеку любой национальности без перевода.
Сценический танец способен вызвать у зрителя любые эмоции, он может заставить его задуматься. Это особенно верно для сюжетного танца, где тема, идея и содержание выражены четко.
Сюжет - это ход событий, развитие действия в хореографическом произведении, это ядро музыкально-хореографического действия о танце. В сюжете требуется конфликт - столкновение различных противоборствующих сил, характера, мысли, чувств, их борьба, ведущая к победе одной из противоборствующих сторон.
Сюжет представляет собой небольшую пьесу с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальным характером, собственным внутренним миром.
История танца призвана раскрыть этот внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Сюжет в художественной литературе - это система событий, через которые раскрывается образ человека, его судьба, с помощью сюжета писатель воплощает социальные конфликты, раскрывает героев в поступках, во взаимоотношениях друг с другом. Сюжет отражает сущностные особенности того жизненного процесса, который формирует личность, он конкретно-исторический и может быть понят только в связи с социально-историческими условиями, породившими его.
Главное в работе хореографа - это желание отразить в своем творчестве окружающую действительность, события, которые заинтересуют и взволнуют людей и найти выразительные средства для решения той или иной идеи. К выразительным средствам относятся: танцевальная лексика (танцевальные движения, мимика, жесты, позы, ракурсы), музыка, костюмы исполнителей, сценическое оформление, реквизит, освещение и т. д. Выполняя постановку, хореограф выбирает выразительные средства, которые бы наиболее ярко, отчетливо и полно раскрывали содержание танца и характеры действующих лиц.
Выбор сюжета, темы – решающий момент в работе режиссера, хореографа. Художник должен чувствовать время, в котором он живет и для которого он творит.
Темы и сюжеты могут быть разнообразны и должны решаться в разных жанрах: лирическом, героическом, комедийном и др. Жанр определяется самим хореографом в зависимости от его творческого потенциала и исполнительских возможностей коллектива. Жанр определяет характер танцевальных движений, предъявляет определенные требования к музыкальному материалу, который в дальнейшей работе способствует решению хореографической работы. Музыка и характерные выразительные движения должны строго соответствовать жанру, иначе тема и сюжет останутся нераскрытыми.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию сюжетной хореографии посвящены работы таких авторов как Г.А. Безуглая, В. Ванслов, Р. Голдберг, Д. Зайфферт, Г.В. Иноземцева, А.А. Меланьин, М. Мерло-Понти, Х.У. Обрист, Н.И. Тарасов, Н. Тарасова, Т.С. Ткаченко, Ф. Феликсдал, К. Чухров, Н.Н. Янаева и др.
Объект исследования: хореография как вид сценического искусства.
Предмет исследования: сюжет в хореографии.
Цель исследования: изучить особенности сюжета в хореографии.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- определить основы построения хореографического номера;
- охарактеризовать элементы и виды танца;
- проанализировать основы построения сюжетной хореографии;
- раскрыть особенности сюжетной хореографии для детей.
Методы исследования. В процессе научных изысканий, автором были использованы методы: исторический и логический; абстрагирование и обобщение; комплексный и системный подходы.
Структура исследования: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 23 страницы печатного текста.
Список литературы содержит 17 источников.
Глава 1 Процесс создания танцевального произведения
1.1 Основы построения хореографического номера
Термин «композиция» (от латинского слова «compositio») означает - складывание, размещение, структура, сочетание, связь, произведение. Этот термин широко используется в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, литературе и означает построение художественного произведения, обусловленную его содержанием, характером и назначением. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единства и целостности.
Композиция танца - это обдуманное художественное произведение, которое состоит из музыки и хореографической лексики, имеет определенное построение, объединено одной темой и сюжетом .
В хореографии под термином «композиция» понимаем формотворческую структуру произведения, построение его частей от простых до самых сложных.
Архитектоника (от греческого «arhitektonike» – строительное искусство) означает пропорциональность драматургического соотношения частей содержания к общему целому, то есть пропорциональность общего и частичного в танце . Компоненты композиции связаны сценическим пространством и музыкой.
Процесс создания танцевального произведения от его замысла до показа на сцене, всегда остается неизменным. Действие любого танца должна развиваться в соответствии с законами драматургии.
Термин «драматургия» происходит от греческого «drama» - дословное – действие, «dramatourhija» - произведения авторов, народов, эпохи.
Композиционное построение хореографического номера состоит из 5 частей соответствующих законам драматургии:
1. Экспозиция – первое появление действующего лица, знакомство с действующим лицом, или группой действующих лиц. Экспозиция может быть развернутой, длинной или короткой. Дает характеристику действия (время и место), действующих лиц. Должны быть заявлены все действующие лица.
2. Завязка – часть танца, где персонажи вступают в действие, где между действующими лицами определяются их взаимоотношения, определяется конфликт.
3. Развитие действия – постепенное нарастание, напряжение действия, возникновение ряда взаимоотношений, которые приводят к высочайшему накалу. Развитие действия может иметь один или несколько степеней нарастания.
4. Кульминация – наивысшее напряжение действия танца, где полностью раскрывается его тема и идея.
5. Развязка – разрешение конфликта, завершение драматургического построения танца .
По длине и интенсивности:
- экспозиция в два раза длиннее по продолжительности от завязки;
- завязка - в два раза интенсивнее экспозиции;
- степень развития действия – по продолжительности больше завязки в 2,5 – 4 раза;
- II степень – от I степени меньше в 1,5 раза, но в это же время на столько же более интенсивный;
- III степень – короче ІІ степени на 1/3 и в той же пропорции интенсивнее;
- кульминация – самая интенсивная и короткая часть танца;
- развязка - может быть объединена воедино или быть отдельно, но она длиннее кульминацию и наиболее резко ниспадающая.
Танцевальный номер должен иметь ярко определенную тему и идею. Темой называется все то, что автор хочет сказать в своем сочинении. Выбрав тему, автор ищет ее стержень, «гвоздь темы» - идею. Найдя ее, будет считаться, что главную опору найдено будущего произведения. Определившись с идеей, балетмейстер определяет ситуации, конфликты (некоторые взаимоотношения действующих лиц в определенное время и в определенных обстоятельствах). Несколько ситуаций составляют событие произведения. С таких событий вырисовывается сквозное действие (это как бы путь, которым действие произведения идет к конечной цели).
Определив тему, идею и сквозное действие, автор работает над образами. Образ - это снимок из какой-то объективной действительности, а художественный образ – это произведение фантазии художника. Задача актера – это та конечная цель, которую ставит перед собой «актер-роль», «актер-образ».
Сверхзадача актера – это цель актера-гражданина показать то, что хочет он донести своей ролью до зрителя. Сверхзадача соответствует на вопрос «Чего я хочу?» .
Композиция танца состоит из трех частей, которые помогают балетмейстеру полностью донести до зрителя содержание и форму созданного танца. Это следующие составные части:
- поза - скульптурные положения;
- движения - самостоятельные движения различных танцев;
- перемещение по сценической площадке.
Композиционный план - это сюжетно-тематическая схема будущего произведения, в которой постановка разбита на части, где точно указаны время, место действия, характер музыки и точный хронометраж.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. – М.: Лань, Планета музыки, 2011. – 624 c .
2. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. – М.: Лань, Планета музыки, 2015. – 750 с.
3. Булгакова, Е. Существует ли мода в танцах? / Е. Булгакова // Современные и эстрадные танцы. – 2019. – №4 (16) – С.4
4. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. - М.: Искусство, 2008. – 248 c.
5. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. – 320 с.
6. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа : учеб. пособие / Д. Зайфферт. – СПб. : Планета музыки, 2012. – 125 с.
7. Иноземцева Г. В. Народный танец : учеб. пособие / Г. В. Иноземцева. – М. : Знание, 1978. – 238 с.
8. Меланьин А.А. Методы анализы танцевального движения. Автореф. Дис. канд.иск. – Москва, 2010. – 11 с.
9. Мельдаль К. Поэтика и практика хореографии / пер. с англ. И.Богданова, О.Мичковского. Екатеринбург. – М.: Кабинетный ученый, 2015. – 106 с.
10. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / пер. с фр. О.Шпараги. Н. Минск, 2006. – 400 с.
11. Обрист Х.У. Краткая история новой музыки. – М.: Ад Маргинем 46 Пресс, 2015. – 280 с.
12. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. – 496 с.
13. Тарасова, Н. Марта Грэхем / Н. Тарасова // Советский балет. 2002. - 59-60 с.
14. Ткаченко Т. С. Народный танец : учеб. пособие / Т. С. Ткаченко. – М. : Искусство, 1997. – 680 с. 6. Эльяш Н. И. Образы танца : учеб. пособие / Н. И. Эльяш. – М.: Знание, 1970. – 400 с.
15. Феликсдал, Б. Ритм, тело и душа / Б. Феликсдал // Балет. 1996. – 30 с.
16. Чухров К. Быть и исполнять. Проект театра в философской этике искусства. СПб.: ЕУ в СПБ, 2011. – 278 с.
17. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник начальной хореографической школы - М.: Релиз, 2004. – 340 с.