Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На современном этапе развития российского общества важное место отводится образованию как общечеловеческой ценности и как одному из главных национальных проектов. Российская система образования по своим историческим и экономическим показателям не может быть обособлена от мировой системы образования. В силу этого начало XXI века ознаменовано её стремительной интеграцией в континентальное и планетарное образовательное пространство на правовых основах, идеях и принципах, принятых европейским и мировым научно-образовательным сообществом в качестве приоритетных. В системе образования России решаются проблемы, аналогичные тем, что стоят перед национальными образовательными системами других стран. К их числу относятся: модернизация существующей в государстве системы образования с целью придания ей большей гибкости и мобильности, гармоничного сочетания унифицированных мировых показателей и национальной самобытности; выработка критериев и процедуры экспертизы динамики развития данной системы, выработка эффективных современных механизмов её государственной поддержки; совершенствование законодательства в сфере образования и т.д.
Из множества проблем, связанных с образованием, в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с осмыслением сущности национальной образовательной системы, её становления и приоритетных направлений развития, выявления и обоснования условий, способствующих эффективности данных процессов.
В связи с этим данная работа является актуальной.
Объект исследования: Павловский муниципальный округ.
Предмет исследования: перспективы развития образования на муниципальном уровне.
Цель исследования – разработать пути совершенствования « управления системой образования в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить государственную систему управления образованием в Российской Федерации;
рассмотреть управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе;
провести анализ состояния и перспектив развития системы образования;
представить характеристику проблемы, на решение которой направлены пути развития;
предложить пути расширения источников финансирования образования;
дать оценку эффективности бюджетных расходов.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов: теоретического анализа (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, моделирования, проектирования) и эмпирических методов (наблюдение, изучение и обобщение опыта государственных органов управления разного уровня).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне
1.1. Понятие системы муниципального образования
Муниципальное управление представляет собой основную часть местного самоуправления, выражающуюся в упорядочивающем воздействии муниципальных органов управления на муниципальное образование с целью обеспечения роста уровня и качества жизнедеятельности населения этого образования.
В рамках муниципальных образований в полной мере реализуется принцип разделения властей: законодательную власть осуществляет представительный орган муниципального образования (совет, дума и так далее), исполнительную власть осуществляет глава муниципального образования, судебную – городской суд и муниципальное подразделение Министерства юстиции России.
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» . Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет образование как процесс усвоения знаний, обучения, воспитания. С точки зрения современной социологии, это процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей индивида. С технической точки зрения образование — это процесс, посредством которого общество через специальные образовательные учреждения (дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения и т. д.) целенаправленно передает свое культурное наследие - в том числе накопленные знания, ценности и навыки. Современная педагогическая наука определяет образование как процесс и результат усвоения учащимися социально-исторического опыта, как объем систематизированных знаний, умений и навыков, а также как социальное явление.
Несмотря на некоторые очевидные различия в определении сущности и метода образовательного процесса, в целом образование представляет собой целенаправленный процесс образования и воспитания в интересах личности, общества и государства. Нет никаких сомнений в том, что образование-это широкое понятие, включающее в себя обучение и воспитание. В этом контексте педагогику следует рассматривать как науку об образовании.
В структуре личностно-ориентированной образовательной парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития индивидуальности посредством научно организованного обучения, воспитания и воспитания. В этом случае знания и умения, а также формирование морально-этических норм поведения будут служить не целью обучения, а средством личностного развития .
Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, являются общеобразовательная организация и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в образовательной деятельности, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) оказывающие услуги и образовательные услуги обучающимся и воспитанникам.
В российском законодательстве общеобразовательная организация - это некоммерческая организация, действующая на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями успеха, из которых такая организация создается.
Организация, предоставляющая образование, юридическое лицо в соответствии с лицензией наряду с основным видом деятельности осуществляет образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Место образования в государстве во многом определяется той ролью, которую играют в социальном развитии люди, их опытом, способностями, навыками, возможностями для развития их профессиональных и личностных качеств. Как отрасль социальной сферы образование - процесс и результат, система учреждения и государственная политика в области конституционно гарантированного образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В то же время почти один миллиард пятьдесят миллионов студентов и преподавателей заняты в этой области. Образование как фактор социально-экономического прогресса является приоритетным направлением государственной политики. Человек как субъект процесса, выступая как производительная сила в общественном производстве, должен соответствовать стандартам современного социально-экономического развития государства, в котором он живет и работает.
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
Важнейшей характеристикой муниципального образования, служащей средством оценки его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, является уровень образования его населения. Мероприятия по повышению этого уровня требуют значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем расходы местных бюджетов на образовательные нужды имеют высокую долю в общем объеме расходов.
В основе реализации муниципального управления в сфере образования лежат следующие принципы: гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни людей; отсутствие ограничений на личностное развитие; доступность; адаптивность образовательной деятельности для учащихся; светскость; свобода и плюрализм .
Практически любая сфера жизни в России периодически становится объектом пристального внимания властей с целью ее преобразования и совершенствования. Сектор образования не является исключением. В настоящее время идут активные реформы системы образования, некоторые из которых еще обсуждаются, некоторые реализуются .
На сегодняшний день к мерам по совершенствованию образования относятся: во-первых, осуществление перехода на двенадцатилетнее школьное образование; во-вторых, дифференциация форм обучения за счет создания гимназий, лицеев, профильных классов, колледжей, вузов и др.; в-третьих, совершенствование механизма единого итогового экзамена, позволяющего каждому поступать в любое высшее учебное заведение только в зависимости от набранных баллов.; в-четвертых, развитие системы платного образования на всех уровнях, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшими учебными заведениями; в-пятых, отсутствие стабильности в развитии системы образования.
Современная система образования имеет ряд недостатков, к которым относятся: снижение ее доступности в связи с введением платного образования, недоступного для многих социальных групп; снижение качества бесплатного образования; ликвидация многих образовательных учреждений; повышение уровня коммерциализации; разрушение принципа единообразия образовательных учреждений; усиление неравенства граждан в получении образования; низкий уровень эффективности управления образовательными учреждениями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций и др.
Глава 2. Анализ развития системы образования Павловского муниципального округа
2.1. Характеристика системы образования Павловского муниципального округа
В структуру системы образования района на начало 2019-2020 учебного года входили: 45 дошкольных образовательных учреждений, 21 школа и 5 учреждений дополнительного образования. Темп роста числа дошкольных образовательных учреждений составил 100%, общеобразовательных учреждений-100%, учреждений дополнительного образования-100%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 18 декабря.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2016. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15.
3. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
4. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2017. – №1. – С. 35 – 41.
5. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
6. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12.
7. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20.
8. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2017. – 136 с.
9. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
10. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – 144 с.
11. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2017. – 83 с.
12. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (17). – С. 11–14.
13. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2017. – 448 с.
14. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2017. – 187 с.
15. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2017. – 256 с.
16. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2018. – 261 с.
17. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2017. – 168 с.
18. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.
19. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
20. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.