Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие государственных расходов и их классификация 5
2.Влияние финансовой политики государства на структуру расходов бюджета 10
3.Динамика расходов бюджета РФ, их сравнительный анализ с экономически развитыми странами 17
4.Пути повышения эффективности государственных расходов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетный контроль позволяет сформировать и оптимизировать необходимый уровень расходов бюджета. Бюджет государства связан с формированием налоговых и неналоговых поступлений, которые взимаются с хозяйствующих субъектов и граждан в соответствии с действующим законодательством. Необходимость его существования вызвана наличием государственных задач для развития государственной системы управления и экономического развития. Другими словами, организация бюджетной системы РФ характеризует уровень государственности и степень экономического развития страны.
Объект работы – государственные расходы.
Предметом работы выступают государственные расходы бюджета России.
Целью работы является комплексный анализ государственных расходов и разработка путей повышения их эффективности.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность расходов
описать влияние финансовой политики на расходы бюджета
проанализировать структуру и особенности бюджетной системы развитых стран мира и России,
выявить проблемы и перспективы развития бюджетных расходов в России.
Работа состоит из двух основных частей.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения бюджетной системы и расходы бюджета.
Во второй главе дается анализ расходов бюджета в РФ.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Для написания отчета были использованы исследования современных авторов в области бюджетной политики, экономические и статистические порталы и данные государственной статистики по России, ресурсы Интернет.
1.Понятие государственных расходов и их классификация
Государственные расходы – это направление государственной деятельности, которое урегулировано правовыми нормами и направлено на расходование бюджетных средств (расходы бюджета) для обеспечения жизнедеятельности населения страны.
О. Н. Горбунова указывает, что государственные расходы – это затраты государства по выполнению стоящих перед ним бюджетных задач [11].
М. М. Прошунин рассматривает государственные расходы как затраты бюджета государства путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных задач [19].
Этот же подход использует при определении государственных расходов Е. Ю. Грачева, относя к ним затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества [12].
Бюджетная политика страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи.
Основой бюджетной политики являются экономические взаимоотношения, которые определяют главные функции и задачи органов центральной и местной власти по реализации бюджетного процесса и отношений между его всеми участниками. Заметим, что система бюджетного контроля и государственного устройства взаимозависимы.
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы.
Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают разные источники.
Расходы отражают механизм распределения аккумулированных денежных средств согласно планам.
Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства. Бюджетные расходы рассматриваются, как одна из сторон финансовой деятельности государства.
Расходы принято классифицировать по таким признакам [5]:
а) по функциональному признаку общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура; здравоохранение; физическая культура и спорт; СМИ.
б) по территориальному признаку: федеральные; субъектов РФ; местные.
в) по экономическому признаку: текущие; капитальные; инвестиции.
Расходы бюджета могут быть обыкновенными и чрезвычайными. Обыкновенные расходы это установленные законом о бюджете средства, которые должны покрывать часть бюджетных расходов.
Чрезвычайные расходы включающие временные расходы, размер которых установлен законом о бюджете. Также в составе расходов предусматриваются в составе бюджетных резервных фондов. Средства этих фондов обычно направляются на непредвиденные расходы, например, на проведение аварийно-восстановительных работ, после стихийных бедствий и каких-либо чрезвычайных ситуаций. Размер резервного фонда не может превышать трех процентов от общего объема расходов.
Текущие расходы бюджета это часть бюджета направляемая на функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, но для своевременного и полного финансирования определенных расходов бывает недостаточно, потому привлекаются капитальные средства.
Капитальные расходы - это часть бюджетных расходов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, сюда входят расходы и на вновь создаваемое предприятия, сюда входит и капитальное строительство и капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря, земель. Капитальные расходы способствуют созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.
Рассмотрим расходы бюджета страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы [15]:
- военные;
- экономические;
- социальные;
- внешнеполитические;
- управленческие;
- чрезвычайные затраты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс РФ. Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:21.03.2021)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:22.03.2021)
3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:28.03.2021)
4. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период: Заключение Счетной палаты. Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:26.03.2021)
5. Афанасьев П. Бюджет и бюджетная система/ Афанасьев П. – М.: Юрайт, 2018. – 777 с. - ISBN 978-5-534-10182-9
6. Быкова Н.Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней/ Н.Н.Быкова// Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации/ Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2017. - 669 c. - ISBN 978-5-534-10494-3
8. Волкова А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова // Научный альманах. - 2017. - № 5-1 (31). - С. 64-66.
9. Герасимов П.П. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов/ Герасимов П.П. – М.: Лаборатория книги, 2017. – 101 с. - ISBN 978-5-9916-5262-9
10. Годин А.М. Бюджетная система/ Годин А.М. – М.: Инфра-М, 2019. – 665 с.
11. Горбунова О.Н.Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 411 с.
12. Грачева Е.Ю.Финансовое право. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 433 с.
13. Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации/ Денисова И.П. – СПб.: Феникс, 2020. - 288 c. - ISBN 978-5-534-09792-4
14. Ермасова Н.Б. Бюджетная система/ Ермасова Н.Б. – М.: Высшее образование, 2015. - 720 c.
15. Ермошина Т.В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета/ Т.В. Ермошина // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603
16. Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации/ Изабакаров И.Г. – М.: Инфра-М, 2019. - 272 c. – ISBN 978-5-9558-0260-2
17. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство России/ Х.В. Пешкова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 176 с. – ISBN 978-5-16-009332-1
18. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров/ Поляк Г.Б. - М.: АИО Огонек, 2017. - 302 c. – ISBN 978-5-238-01906-2
19. Прошунин М.М.Финансовое право. – М.: Статистика, 2016. – 264 с.
20. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации/ Суглобов А.Е. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 263 с. – ISBN 978-5-238-01834-8
21. Фролова Т.А. Финансы и кредит/ Фролова Т.А. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2015. – 303 с.
22. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели. – URL: http://eee-region.ru/article/4841/ (дата обращения: 25.03.2021). – Текст электронный
23. Министерство финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/ (дата обращения: 27.03.2021). – Текст электронный
24. Формирование федерального бюджета в зарубежных странах. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-federalnogo-byudzheta-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 15.05.2021). – Текст электронный
25. Счетная палата РФ. – URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2021). – Текст электронный