Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть. Выбор метода прогнозирования спроса
Инфраструктура рынка
Значение определения, основные понятия спроса и предложения
Такие понятия, как спрос и предложения являются ключевыми в отношениях между производителями и потребителями. Величина спроса может подсказать производителю то количество товарных позиций, которое необходимо рынку. Величина предложения зависит от того объема товара, которое может предложить производитель в данный момент времени и по данной цене. Отношение между производителями и потребителями определяет закон спроса и предложения.
Определения
Спрос характеризует то количество товарных позиций, которые покупатели не только хотят, но и могут купить при различных ценах в определенный период. Предложение характеризует то количество товарных позиций, которое может предложить рынку производитель по всем возможным ценам в определенный период.
Функцией предложения называют закон, который показывает зависимость объема предложения от влияющих на него внешних факторов. На величину предложения могут влиять как ценовые, так и неценовые факторы. В число неценовых факторов входят: уровень оснащенности предприятия, налоги, субсидии, дотации, существование товаров-субститутов, природные и географические условия и прочие.
Внутренний спрос — валовые капиталовложения, конечное потребление товаров и услуг резидентами.
Основная задача Правительства — изучение внутреннего спроса, его динамики, факторов, которые оказывают на него влияние с целью стимулирования его роста в различных сферах народного хозяйства.
Несмотря на то, что внешний и внутренний спрос — это абсолютно разные категории, они имеют между собой связь. Динамика внешнего спроса может оказывать значительное влияние на изменение внутреннего спроса. Основная задача государства — повышать внутренний спрос, притом повышать его качественно. Так как именно качество внутреннего спроса, а не его объем, играет определяющую роль.
В некоторых странах, таких как Россия, КНР, внутренний рынок значительный. Но из-за того, что внутренний спрос недостаточно платежеспособен, он не дает ожидаемого эффекта. В других странах напротив — внутренний рынок небольшой, но платежеспособный (например, в Швейцарии). Это становится стимулом для развития внутренней экономики, однако крупным компаниям приходится выходить на внешние рынки, ввиду небольших размеров внутреннего.
Основные условия внутреннего спроса:
• структура (потребительские предпочтения населения, уровень образования, религия, плотность населения, стандарты качества, объемы потребления и т.д.);
• характер и объем;
• механизмы, которые обеспечивают перевод предпочтений внутреннего рынка на внешний, таким образом стимулируя экономику.
Экономика государства должна быть гибкой и подстраиваться под изменение внешней и внутренней конъюнктуры. Если она сможет подстраиваться под изменчивость внутреннего спроса, то зависимость национальной экономики от глобальной снизится. Чтобы повысить внутренний спрос, в первую очередь нужно улучшить покупательскую способность. Сделать это можно с помощью организации эффективной финансовой системы.
Государство должно не дотировать производителей, а обеспечивать условия развития бизнеса. Необходимо развивать и улучшать инфраструктуру, создавать рабочие места, давать госзаказы отечественным производителям, участвовать в перспективных проектах. Стимулирование покупательской способности за счет раздачи кредитов населению бессмысленно. Нужно создавать рабочие места, повышать стандарты жизни, реальные доходы населения. Только такие действия способны привести к стабильному росту потребительского спроса.
По оценкам экспертов, главным фактором, обеспечивающим рост ВВП России в ближайшие несколько лет, станет внутренний спрос, низкий уровень инфляции и стабилизация экономики. Отмечается, что уже в текущем году ожидается рост реальных доходов населения за счет возобновления приостановленной индексации, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и других факторов.
Сегодня повышение внутреннего спроса в РФ становится первостепенной задачей. На фоне оттока капитала из страны, именно внутренний спрос способен обеспечивать рост ВВП. В 2018 году по оценке экспертов рост внутреннего спроса в РФ может вырасти на 2.8%, а некоторые аналитики прогнозируют минимальный рост 3% в этом году. Это может быть достигнуто за счет приобретения товаров длительного потребления. А основным фактором, который это обеспечит станет льготное кредитование и различные государственные программы.
Но на данный момент внутренний спрос в РФ все еще находится на недостаточно высоком уровне. Один из факторов, который может оказать на него негативное влияние — это курс национальной валюты.
Вместе с тем многие эксперты сохранили оптимистические прогнозы. Сегодня есть все предпосылки для увеличения потребительского спроса. Что касается ограничительных мер, в условиях роста внутреннего спроса они могут стать толчком к развитию и структурным изменениям в экономике, так как многие отечественные производители переориентируются на внутренний рынок. Это будет способствовать росту отечественной экономики и повышению ее независимости от внешних рынков и геополитических факторов.
Виды спроса и предложения
Специалисты выделяют большое количество видов спроса, зависящих от различных параметров. К примеру, в зависимости от намерения потребителей, выделяются такие виды:
• жесткий спрос на товар, не терпящий замены товара даже однородным;
• мягкий спрос, который формируется у покупателя непосредственно перед покупкой и допускает замену товара однородным;
• спонтанный спрос возникает у потребителя внезапно уже в магазине.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Тютюшкина, Г.С. Основы коммерческой деятельности / Г.С. Тютюшкина. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 112 с.
2 Беляевский, И.К. Основы коммерции: учебно-практическое пособие / И.К. Беляевский. — М.: МЭСИ, 2005. — 129 с.
3 Киселева, Е. Н., Буданова, О. Г. Организация коммерческой деятельности по применения: учеб. пособие / Е. Н. Киселева, О. Г. Буданова. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 192 с.
4 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева. — М: ИНФРА-М, 2009. — 248 с.
5 Осипова, Л. В. Основы коммерческой деятельности: учеб. для вузов / Л. В. Осипова, И. М. Синяева. — М. : Банки и биржи, ИНИТИ, 2001. — 324 с.
6 Николаева, Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Nota Bene [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nbene.narod.ru/comm/fcomm4.htm
7 Цены / Годовые данные // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/prices.php
8 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд., испр., Г.В. Савицкая — Мн: ООО «Новое знание», 2002. — 704 с.
9 Кошечкин, С.А. Алгоритм прогнозирования объёма продаж в MS Excel / Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/sales_forecast.shtml
10 Прогнозирование / Информационно-вычислительный центр [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://icc.mpei.ru/documents/00000359.html
11 Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова. — М.: Финансы и статистика. — 2006. — 480 с.
12 Оптимизация маркетинговых решений : учеб.-метод. комплекс / А.В. Сак, В.А. Журавлев — Мн.: БГУИР, 2006. — 186 с.
13 Микроэкономическая статистика : учебник / С.Д. Ильенкова [и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 544 с.
14 Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов ; под ред. В.М. Гальперина. — Минск, 2013. — 426 с.